Задачи:
- на игровом материале познакомить с числом 9, его "соседями", составом;
- продолжить формирование умения пользоваться числовым отрезком при выполнении арифметических действий с числами;
- продолжить формирование умения пользоваться числовым отрезком в качестве подсказки при запоминании состава числа;
- развивать интерес к учебному предмету "математика";
- развивать память, образное мышление, логическое мышление;
- воспитывать отзывчивость, желание доставлять радость другим.
- На прошлом уроке мы закрепили с вами знание состава числа 8. А сегодня нам нужно познакомиться с новым числом и цифрой, которая его обозначают. А поможет нам в этом сказка.
Сегодня, ребята мы отправимся в сказочный лес. Здесь звери умеют разговаривать и поступать, как люди. Вы, пожалуйста, внимательно слушайте и помогайте зверям считать предметы, выполнять действия с числами, и тогда вам откроется тайна числа, которое при счёте следует за числом 8.
- Какое это число? (Дети: "Это число 9".) Правильно: число 9 раскроет свои секреты. Готовы отправиться в сказочный лес? Тогда слушайте. (Учитель читает название сказки на первом слайде презентации.)
(Следующий слайд) - Шёл голодный волк по лесу и нашёл корзинку грибника. Повалил корзинку на землю, и высыпались из неё белые грибы: крепкие, гладкие, один к одному. Так в рот и просятся! Стал волк грибы считать, да запутался. Помогите ему ребята. (Дети считают грибы на слайде и выкладывают на парте 8 треугольников. Далее все действия дети выполняют со счётным материалом, сверяясь с действиями на слайдах.) Посмотрел волк радостно по сторонам: "Вот сколько у меня грибов!" И увидел под листочком ещё один белый гриб. Обрадовался волк, сорвал грибок и положил его к остальным на травку.
- Сколько грибов было у волка в корзинке? (8)
- Сколько ещё грибов нашёл волк? (1)
- Сколь стало грибов у волка? ( Дети пересчитывают треугольники и дают ответ:9.)
- Давайте пройдём по дорожке, с помощью которой волк добрался до корзинки с грибами и научимся писать цифру 9. (У детей на печатном листе дорожка в виде цифры 9. Сначала дети обводят дорожку пальцем, затем карандашом.)
- Как получили 9? ( Мы к 8 грибам прибавили ещё 1 гриб и получили 9 грибов.) Попробуем на числовом отрезке показать, что мы сделали. Какое число будем искать на луче? (8) Прибавить 1 - это нужно сделать шаг вправо или влево? Почему? (Вправо, т.к. грибов стало больше.) Делаем шаг вправо. В какой точке оказались? (Число 9.) Как это записать? (На печатных листах дети вписывают в "окошки" равенство: 8 + 1 = 9) Назовите в этой записи части.(8 и 1) Назовите целое.(9)
(Слайд№3)
Только волк собрался пообедать, как откуда ни возьмись прискакала лягушка. "Подари мне, волк один грибок!"- просит она. Волк дал ей один гриб.
- Сколько теперь у волка грибов? (8)
- Как получили?(9-1=8 Дети делают соответствующую запись на печатных листах.)
- Мы убрали одну часть - 1 и получили другую часть - 8. Можно найти первую часть, зная вторую? (Да можно: 9-8=1) Запишите и это равенство. Какой секрет мы узнали от лягушки? ( 9 - это 1 и 8,или 9 - это 8 и 1. 9 без одного - 8, а 9 без восьми - 1.) Обрадовалась лягушка и стала плясать. Давайте и мы с вами попляшем.
Физминутка: Под музыку дети изображают прыжки лягушки и квакают.
- Вдруг лягушка услыхала шорох, испугалась - бросила гриб и была такова. Только её волк и видел. "Кого это так лягушка испугалась?"- подумал волк.
(Слайд№4)
Глядь, а это зайчиха с зайчонком на полянке появились. "Грибы!" - закричал зайчонок. Поклонилась зайчиха волку: "Угости нас, волчок, грибами, пожалуйста". Дал волк зайчихе 2 гриба.
- Как теперь волк поделил грибы? (7 и 2)
- Как получили 7? (От 9 грибов убрали 2 гриба, стало 7 грибов.)Кто может это показать на числовом луче? ( От 9 сделали 2 шага влево. 9-2=7)
- 2 - одна из частей. Можете ли вы найти другую часть? (9-7=2)
- 7 и 2 - это части. Как найти целое? (7+2=9; 2+7=9 Все записи фиксируются на печатном листе.) Какой секрет числа 9 мы узнали с помощью зайчихи? (9 - это 2 и 7, или 9 - это 7 и 2. 9 без двух - 7, а 9 без семи - 2.)
Но и зайчиха не забрала грибы: услыхала треск кустов, грозное рычание, испугалась и ускакала вместе со своим зайчонком.
(Слайд№5)
А на полянке появился огромный медведь. "Что это у тебя, волчище?" - спросил медведь. "Грибы" - спокойно ответил волк, - "Хочешь с тобой поделюсь?" "Хочу" - говорит медведь, - "Только грибочки не мне одному нужны: дома жена с медвежонком дожидаются". "Ну что ж, бери грибы и для них" - разрешил волк.
- Сколько грибов отдал волк медведю? (3)
- Какое выражение можно составить? (9-3=6)
- А по-другому? (9-6=3)
- Как получить 9 из частей: 3 и 6? (3+6=9; 6+3=9)
- Кто покажет это на числовом луче?
- Чему научил нас медведь? (9 - это 3 и 6, или 9 - это 6 и 3. 9 без трёх - 6, а 9 без шести - 3.)
Физминутка.
- Обрадовался медведь подарку зарычал, заплясал. Давайте, первый ряд будет медведями, а второй и третий - зайцами. Вспомните, как двигаются эти животные, представьте себя ими и попляшите. (Дети под музыку имитируют движения животных.)
- Попытался медведь грибы с земли поднять. Лапы у него огромные, а грибочки маленькие. Катал медведь грибы по земле, а подцепить ни один так и не смог. Разозлился, плюнул и ушёл.
(Слайд№6)
А на полянку выкатился ёжик. "Здравствуй, волк! Сколько ты грибов нашёл!" - удивился ёжик. Волк предложил ёжику угощение. "Спасибо, волчок, только одного гриба мне будет мало" - говорит ёж, "Дома ждут голодные ежиха и два ежонка".
"Бери сколько надо"- разрешил волк.
- Сколько грибов нужно ежу? (4)
- Сколько остаётся у волка?(5)
- Сколько всего грибов? Как получили? (4 + 5 = 9; 5+4 = 9)
- Какие математические выражения можно составить? (9-4=5; 9-5=4 Все записи фиксируются на печатных листах.)
- Нацепил ёжик на иголки 2 гриба и поспешил к себе домой. Очень спешил ёжик, ведь ещё надо вернуться за другими двумя грибами. А волк решил попробовать грибы. Откусил кусочек, жевал-жевал, да и выплюнул: не понравились ему грибы. Хотел волк с досады грибы растоптать, да потом решил: пусть ёжику будет большой подарок. Побрёл волк искать себе другую добычу. А ёжик очень обрадовался подарку и потом ещё долго серого добрым словом поминал.
(Слайд№7)
- Понравилась вам сказка?
- Давайте вспомним, с кем волк грибы делил. Кто первый прискакал? (Лягушка.) Чему научила нас лягушка? ( 9 - это 1 и 8,или 9 - это 8 и 1. 9 без одного - 8, а 9 без восьми - 1.)
- Кто появился потом? (Зайчиха с зайчонком.) Какой секрет поведали они нам? (9 - это 2 и 7, или 9 - это 7 и 2. 9 без двух - 7, а 9 без семи - 2.)
- Кто был следующим гостем? (Медведь.) Что поведал нам медведь? (9 - это 3 и 6, или 9 - это 6 и 3. 9 без трёх - 6, а 9 без шести - 3.)
- Кому достались все грибы? (Ёжику.) Какую тайну числа 9 помог нам раскрыть ёжик? (9 - это 4 и 5, или 9 - это 5 и 4. 9 без четырёх - 5, а 9 без пяти - 3.)
- Молодцы! Число и цифра 9 рады, что вы узнали все их секреты. За это они дарят вам свои портреты. Дома вы можете раскрасить их так, как вам захочется. Завтра мы украсим класс вашими работами. Я думаю, это очень понравится числу 9. (Слайд№8)