Основной целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции, поскольку современная жизнь требует умения специалистов разного профиля пользоваться иностранным языком как средством общения. Для того чтобы формировать коммуникативную компетенцию в совокупности всех составляющих, необходимы условия, одним из которых, по мнению автора, является развитие творческих способностей учащихся.
Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в способности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности. Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе образовательной деятельности, вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащегося, организацией групповой работы. Эффективными педагогическими средствами развития творческой активности в условиях гимназии с углубленным изучением иностранного языка являются совместные международные проекты, участие детей в научно-практических конференциях, выставки и конкурсы, издание сборников творческих работ.
В целях развития и определения уровня творческих способностей ученикам предлагалось написание эссе с использованием фразеологизмов, перевод стихов и самостоятельное сочинение поэтических произведений на основе образца или по заданной теме.
Одним из способов и приёмов обучения на занятиях по иностранному языку является работа с поэтическим текстом. В этом направлении есть возможности, которые позволяют поэтическому тексту не только способствовать формированию определённых навыков и умений, но и развивать творческие способности и задатки учащихся. Достаточно успешно используются рифмовки, стихи различного объёма и сложности содержания для реализации следующих целей:
- формирование фонетических навыков;
- активизация лексических и грамматических навыков;
- обучение поэтическому переводу для осуществления межпредметных связей с литературой;
- использование стихов как способ релаксации на занятия иностранным языком, поскольку часто интенсивность занятия требует концентрации внимания, напряжения сил;
- обучение говорению, так как содержание поэтического текста может служить поводом для обсуждения, размышления и даже спора.
Предметом нашего рассмотрения служит поэтический текст как способ формирования творческого мышления и творческой деятельности учащихся.
Настоящий поэтический дар даётся лишь избранным, но существуют методы, развивающие мышление, познавательную активность обучаемых, которая в свою очередь является инструментом развития творческих способностей. Для этого необходимо создавать определённые условия. Здесь большую роль играют литературные поэтические тексты, приёмы работы с которыми называется литературным моделированием.
Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений. Литературное моделирование относится к типу искусственных моделей, которые представляют собой системы, реализующиеся субъектом на основе определенных критериев сходства с оригиналом.
В качестве аналоговой модели может служить стихотворение либо другой текст. Важное значение имеет поэтапный подход к такой деятельности. Один из самых простых способов работы над поэтическим текстом, позволяющим создать собственное «произведение» является “Elfchen” – стихотворение, состоящее из одиннадцати слов, расположенных в определенном порядке:
- 1 строка – 1слово ( качество предмета);
- 2 строка – 2 слова (название предмета, действие, глагол-связка);
- 3 строка – 3 слова (где это находится);
- 4 строка – 4 слова (любое содержание);
- 5 строка 1 слова (заключение).
В нем можно выразить любую мысль, не ломая голову над поиском рифмы.
Следующий этап – написание стихотворения по аналогии. Ученикам предлагается образец, на основе которого создается свое стихотворение, хотя в нем присутствуют ключевые фразы из образца.
Вот пример такого стихотворения:
DasKostbarste
H.Zepfel Äpfel, Birnen, Aprikosen, |
N. Beret Butter, Brot und kaltes Bier |
Более сложная ступень моделирования – написание стихотворения по аналогии с одним или несколькими стихами в рамках одной темы, используя изученную лексику. И, наконец, наиболее сложным в техническом плане, является написание собственного стихотворения без использования образца в рамках изучаемой темы. Здесь используются навыки сочинительства, приобретенные ранее, а также активизируются лексические и грамматические навыки учащихся.
Zum Thema „Der Umweltschutz“
Wohin sehen sie, Leute?
Woran denken Sie heute?
Die Natur weint, wie ein Regen im Herbst,
Die sonne verbirgt sich, wie ein Vogel im Nest.
Gelbe Blötter fliegen und fallen.
Das könnte ich auch malen…
Seht, die Natur wird immer
Von Jahr zu Jahr schlimmer.
Метод моделирования является сегодня одним из важнейших методов научного познания, исследования. С его помощью частично удается свести изучение сложного к простому. Но если иногда удается отойти от стереотипа и написать нечто свое, то можно действительно говорить о развитии творческих способностей, а детей, создающих свои маленькие «шедевры», назвать одаренными.