Современное гуманитарное образование в школе находится в процессе реформирования. В содержательном плане оно обогащается курсами по праву, экономике, политике, философии и другим дисциплинам. В это время государство и общество ждут от школы воспитания граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и все более расслаивающегося общества; подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социальных реальностях, рыночной экономике быстро меняющегося мира; обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.
В этой связи большую роль играют темы связанные с изучением прав человека. Благополучная, свободная жизнь и права человека тесно взаимосвязаны. Человек свободный, раскрепощенный в лучших своих проявлениях способен достичь максимума возможностей.
Но в нашей стране о правах человека в их общечеловеческом значении заговорили только в конце восьмидесятых годов XX века, поэтому материал о правах человека достаточно нов для школы.
Начиная работу, направленную на формирование активной гражданской позиции, терпимости, самоуважения, ответственности и самостоятельности мышления учащихся, необходимо учитывать, что этим качествам нельзя научиться с помощью бездумного заучивания формулировок и статей деклараций, конституций и постановлений, скучного заучивания материала учебника.
Приобретаемые знания, навыки и нравственные ценности, учащиеся должны уметь использовать в реальной жизни. Они должны находить свое выражение в действиях и поступках человека- гражданина.
Поэтому уроки по изучению прав человека необходимо проводить на принципах активного участия подростков в учебном процессе, их взаимодействия, использования их творческих задатков. Такие уроки должны способствовать проявлению самостоятельности, демонстрации своих умений, способностей стимулировать самостоятельный познавательный поиск.
На своих уроках я часто использую интерактивные методы обучения. При помощи интерактивных методов в работу на уроке вовлекаются даже самые равнодушные и пассивные учащиеся, а соревновательный характер некоторых занятий заставляет ребят проявлять активность.
Учитель на таких уроках выступает чаще всего в роли консультанта, тренера, источника информации. В ходе коллективной работы складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания, в группе может быть выявлен лидер.
Для работы над темой "Всеобщая декларация прав человека" в девятом классе я использую игровые методы, проектную деятельность, работу в группах. Наиболее удачный результат эти методы дают на уроках по закреплению изученного материала.
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Всеобщая декларация прав человека".
Цели урока:
1) Удовлетворить познавательные потребности учащихся в области изучения прав человека.
2) Закрепить знания учащихся, полученные в процессе изучения "Всеобщей декларации прав человека".
3) Развивать творческие способности учащихся.
4) Осуществлять сплочение ученического коллектива.
Учащиеся класса делятся на 5- 6 групп по 4-5 человек в каждой (в зависимости от количества учеников в классе.)
У каждой группы учащихся на парте текст "Всеобщей декларации прав человека", листы бумаги, карандаши, фломастеры. Учащимся объясняется задание. Каждая группа на листе бумаги изображает одну из статей "Всеобщей декларации прав человека". Работу необходимо выполнять так, чтобы другие группы не слышали обсуждения соседей. На выполнение работы дается определенное время (8-10 минут). После окончания работы каждая группа получает право показать свой рисунок, а остальные должны правильно назвать избранную статью. Если ответ бел правильный , то правильно ответившая группа зачитывает текст статьи. В случаи, если ни одна группа не указала правильный ответ, то группа сделавшая рисунок, дает правильный ответ и зачитывает статью декларации.
Этой работе можно придать соревновательный характер. В этом случае доска делится на 5- 6 колонок (в зависимости от количества групп), в которых ставятся баллы (один балл за каждый правильный ответ). Победившей считается команда, набравшая больше всего баллов.
Но во время такого урока в классе обычно бывает очень шумно, каждый хочет ответить, поэтому на доске можно вывесить правила, которым необходимо следовать.
Например, такие правила:
- "Постарайтесь выслушать выступающего до конца"
- "Не перебивайте выступающего"
- "Выступать можно только с разрешения ведущего" и другие.
В результате проведения такого типа урока у учащихся повышается интерес к изучению, казалось бы, очень "сухой" темы. Такой вид деятельности повышает познавательный интерес, любознательность, творческую активность. Учащиеся не только становятся более активными, но и стремятся к самостоятельности.