ЦЕЛЬ:
дидактическая часть:
- закрепление пройденного материала предыдущего урока;
- обобщение знаний о среде программирования Turbo Pascal и программирования;
- использование текстового редактора Microsoft Word в среде Turbo Pascal;
- использование текстового редактора Microsoft Word;
- освоение приёмов построения и составления программ;
Воспитательная:
- формирования мировоззрения у учеников;
- формирование мотивации к изучению предмета информатики;
- формирование чувства коллективизма, дружбы;
Развивающая:
- развитие логического мышления;
- развитие навыков работы одновременно с системой программирования, с текстовым редактором;
Межпредметные связи: связь с алгеброй, геометрией: раздел процедуры, функции.
Оборудование:
- персональный компьютер,
- проектор + большой экран,
- карточки для учеников,
- указка,
- раздаточный материал с заданиями на урок,
- интерфейс среды программирования Turbo Pascal, наличие в ПК пакет Microsoft Office 2007, а именно текстовый редактор Microsoft Word.
Требования для усвоения учебного материала:
Ученики должны знать:
- Базовые алгоритмические структуры;
- Особенности среды Turbo Pascal;
- Особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word;
Ученики должны уметь:
- Должны уметь составлять математические уравнения(в соответствии с учебной программой): на следование, на ветвление.
- Составлять программы на Turbo Pascal;
- Работать в текстовом редакторе;
- Копировать, создавать, сохранять, обрабатывать и т.д. информацию по условиям задания на ПК и на любом носителе;
- Чётко комментировать выполненную работу.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы.
Изучение материала
Переходим к изучению темы;
Повторение базовых алгоритмических структур: беседа по вопросам;
а) Что такое базовая алгоритмическая структура?
б) Что такое базовая алгоритмическая структура следование и ветвление?
1. Теперь мы должны закрепить умение пользоваться текстовым редактором Microsoft Word в среде Turbo Pascal;
Перед этим, каждый ученик получает карточку с указанием алгоритма выполнения задания:
Алгоритма выполнения задания:
Составление, сохранения программы на языке Turbo Pascal и
Сохранения с помощью в текстового редактора Microsoft Word в среде Turbo Pascal.
Каждый в своей тетради или сразу на компьютере.
Составить уравнение:
а) На следование.
б) На ветвление.
После составления уравнения, учащиеся приступают к составлению программ с помощью персонального компьютера.
Составить программы на языке Turbo Pascal, обязательно получить ответ и зафиксировать в тетради, сохранить в среде Turbo Pascal.
Открыть сохранённые программы с помощью текстового редактора Microsoft Word в среде Turbo Pascal
Скопировать программы в свою папку, именной текстовый редактор, который находиться в вашей папке и обработать программы в текстовом редакторе следуя указаниям учителя.
Приступаем к новой теме.
Учитель объясняет, показывает и демонстрирует всё на своём компьютере и весь процесс отражается с помощью проектора на экране.
Задание прилагается.
Приложение 1.Алгоритм работы учителя для объяснения новой темы,
1. Создать на рабочем столе папку с именем "математический", в ней создать текстовый документ:
Microsoft Word с именем "программы"
2. Составить программу на решения уравнения, на языке Турбо Паскаль, на следование, и сохранить под названием "следование" в среде Турбо Паскаль:
X = Зк-bc +|n+ка|
3. Составить программу для решения системы уравнения с заданной функцией у (на языке Турбо Паскаль) на ветвление и сохранить под названием "ветвление" Турбо Паскаль:
4. Открыть сохранённые программы, т.е "следование" и "ветвление", в среде Турбо Паскаль с помощью текстового редактора Microsoft Word, и по очереди обе программы скопировать в текстовый документ "программы" в виде текста, который создали в папке "математический", на рабочем столе, после того, как скопировали обе программы прокомментировать, т.е приписать условия и выводы, ответ к задачам и сохранить.
Образец уже выполненного учителем задания и скопированного из среды Turbo Pascal и обработанные программы в текстовом редакторе Microsoft Word .
ПРИМЕР НА ВЕТВЛЕНИЕ.
Написать программу, на языке ПАСКАЛЬ вычисления значения функции х(е) для заданного е.
Пример означает: если вместо е подставить 6 или меньше 6 то х будет находиться по первому уравнению т.е. x=|23e|+d иначе (больше 6),
по второму уравнению
program | rt; | |
var х,е | ,d,n:real; | |
begin | ||
write( | 'vvesti e' | ); readln(e); |
write( | 'vvesti d, | n'); readln(d,n); |
if e<=6 then x:= | abs(23*e)+d else | |
x: = | =sqrt (e*n) | - 5*e; |
writeln('x=',x:3 | :1); readln(x); | |
end. |
После окончания программы, нажимаем Ctrl+F9 и выдаётся 1.вариант
Если: ввести е=4 - вводим значение 4<6,
Ввести d,n - произвольные значения, т.е. d=5, n=5
после введения значений, компьютер выдаёт результат:
х = 97.0 2. вариант.
Если: ввести е=10 - т.е.10>б, а значения d и n те же, то получим результат:
Х= -42.9
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО.
Пример на следование.
Составить программу на решение уравнения:
X = Зк-bc +|n+ка|
program rt; | |
var a,n,k,c,b,x:real; | |
begin | |
write('vvesti a,n,k, | c,b') ; |
readln(a,n,k,c,b); | |
x:=sqrt(3*k-b*c)+abs | (n+k*a); |
writeln('x=!, x:4:2); | readln(x); |
end. |
После окончания программы, нажимаем
Ctrl+F9 и выдаётся Ввести a,n,k,c,b Вводим значения а=2
n=3
к=4
с=3
Ь=3
И выдаётся результат: х =12.73
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО.
Алгоритм работы учащихся:
- На рабочем столе своего компьютера найти папку с программой Turbo Pascal
- Открыть и составить программу на решение составленных раннее уравнений.
- Программ должно быть две: на следование и на ветвление.
- После составления программ, найти ответ , убедиться в правильности своей программы, т.е. компьютер должен выдать ответ, после того как введёте значение для переменных, которые есть в вашем примере.
- После выполнения задания, программы нужно сохранить под разным именем в папке Turbo Pascal
- Найти приложение в виде значка "листа бумаги" или "дискеты" с названием ваших программ.
- С помощью мыши открыть каждую из них по очереди:
- Нажать правую кнопку мыши и в открывшейся пиктограмме выбрать и нажать "открыть с помощью", снова выходит меню и из которого выбираем открыть с помощью "Microsoft Word".
Результат: открываем те же программы, которые выполнили на языке Паскаль только уже с помощью текстового редактора Microsoft Word. Теперь программа, как бы превратилась в текст, так как она открыта с помощью текстового редактора; это дает возможность приписать комментарии к программе, что не возможно было сделать в программе Turbo Pascal.
Теперь данные программы объединить и сделать так, чтобы обе программы были в одном текстовом редакторе Microsoft Word.
Приложение 2Образец уже выполненного учеником задания и скопированного из среды Turbo Pascal и обработанной программы в текстовом редакторе Microsoft Word .
Пример на ветвление.
Написать программу вычисления значения функции х(е) для заданного е.
Пример означает если вместо е подставить 6 или меньше 6, то х будет находиться по первому уравнению, т.е. х = |23*e|+d, иначе если будет больше 6 - по второму уравнению х= e*n - 5*e
rogram rt;
var x,e,d,n:real;
begin
write('vvesti e'); readln(e);
write('vvesti d,n'); readln(d,n);
if e<=6 then x:=abs(23*e)+d else x:=sqrt(e*n)-5*e;
writeln(,x=,,x:3:1); readln(x);
end.
Результат, т.е. от веет выданный компьютером После окончания программы, нажимаем Ctrl+F9 и выдаётся ответ на наше уравнение:
1 вариант ответа
Если ввести е=4, то значение 4<6 и автоматически е находиться с помощью первого уравнения х = |23*e|+d
А вместо переменных d, n подставим, допустим, значение 5, то после введения значений, компьютер выдаёт результат: х = 97.0
2 вариант ответа.
Если: ввести е=10 - т.е.10>6, и автоматически е находиться с помощью второго уравнения
а значения d и n тот же, т.е. число 5:
После введения значений, компьютер выдаёт результат: x = - 42.9
Пример на следование.
Составить программу на решение уравнения:
X = Зк-bc + |n+ка|
program rt; var a,n,k,c,b,x:real; begin
write('vvesti а,п,к,с,Ь'); readln(a,n,k,c,b);
x:=sqrt(3*k-b*c)+abs(n+k*a);
writeln('x=',x:3:3); readln(x);
end.
После окончания программы, нажимаем Ctrl+F9 и выдаётся
Ввести значения переменных a,n,k,c,b
Вводим значения переменных а=2, n=3, к=4, с=3 Ь=3
И выдаётся результат: х =12.73
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО.
Учитель проверяет как запись на носителе, так и распечатку. Работы (распечатка) остаётся у учителя.
VI. Подводим итог.
- Что нового мы сегодня узнали?
- Как открывается с помощью текстового редактора Microsoft Word программа, выполненная на языке Turbo Pascal и сохранённая в среде Turbo Pascal.
- Как выполняется копирование и обработка этих программ в текстовом редакторе Microsoft Word?
Вывод урока: цель урока выполнена, учитель ставит оценки в дневники и в классный журнал.
VII. Домашнее задание:
- Разработать свои программы на базовую алгоритмическую структуру следование и ветвление.
- Повторить этапы решения задач на компьютере.
ЛИТЕРАТУРА
- Ю.А.Шафрин "1500 основных понятий и терминов и практических ? советов для пользователя ПК", 1999
- С.Симонович, Г. Евсеев "Компьютер", 1998
- И. Семакин, Л. Залогова и др. "Информатика 10-11 класс"
- В.ФЛяхович "Основы информатики", 1996г
- В.Э.ФИГУРНОВ "IBM PC для пользователя", 1995
- Л.З. Шауцукова, "Информатика" 10-11 класс
- А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский и др., 2002г. "Информатика" 10-11 класс
- В.Б. Попов "TURBO PASCAL для школьников" 2002
- И.В.Макаровой "Информатика(начальный курс)" 2001
- П.В.Макаровой "Информатика", 7-9 класс, 2001
- Н.В.Макаровой "Информатика", 10-11 класс, 2001
- А.Кетков, Ю.Кетков "Практика программирования", 2001
- Е.А. Понамарёва "Контрольные работы по информатике"
- Л.Л.Босова "Развивающие задачи по информатике"
- С. Немнюгин, Л. Перколаб изучаем Turbo Pascal
- Журналы "Информатика и образование" их приложения
- ."Информатика в уроках и задачах"
- Л.Л.Босова "Арифметические и логические основы ЭВМ