Удивительный мир положительных и отрицательных чисел (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • познавательные: закрепление умений и навыков по сложению, вычитанию, умножению, делению чисел с разными знаками, умений применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию, развитие вычислительных навыков, грамотной устной математической речи.
  • развивающие: помогать овладению математической терминологией, развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы
  • воспитательные: воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Эпиграф урока:

О, Родина святая,
Какое сердце не
дрожит
Тебя благословляя?
(В. А. Жуковский)

Ход урока

Добрый день, дорогие ребята! Мне очень приятно познакомиться с вами и начать очень интересный, необычный и увлекательный урок.

А вы, ребята, готовы к сегодняшнему уроку? Мне бы хотелось еще узнать ваше настроение.

Попробуйте изобразить ваше настроение в начале урока на этих бумажных термометрах.

Вы можете оценить свое настроение и свою подготовку к уроку по 10 балльной шкале.

Ребята, как вы думаете, что могут означать числа на термометрах, которые ниже нуля?

А как они называются? Итак, как вы уже догадались, мы сегодня с вами окунемся в интересный мир положительных и отрицательных чисел. В течение ряда уроков вы изучали эти числа и в течение всего курса математики мы будем продолжать с ними работать, да и в жизни мы от них не можем убежать.

Итак, мы сегодня на миг обратимся к нашему прошлому. Ребята, кто такой Князь Владимир? Чем он знаменит?

У Святослава было три сына: Ярополк, Олег, Владимир, между ними он и разделил все государство. После гибели Олега и Ярополка, Владимир объединил Русь воедино. Он славился разными делами: изучал законы, строил церкви и дома для стариков, закладывал новые города.

Киевской Русью называют первое государство, существовавшее у наших предков. В те времена еще не было русских, украинцев, белорусов, а была одна древнерусская народность. Славянские племена объединились под общим названием "РУСЬ", а своей столицей избрали город Киев, отсюда и пошло название "КИЕВСКАЯ РУСЬ". Откуда появилось это, сохранившееся и поныне, прекрасное слово? Каково его происхождение? Точного ответа пока нет.

Нам сегодня придется помочь КНЯЗЬЯМ объединить земли, а заодно и объединить, закрепит наши знания в одно целое.

Пусть 1 ряд это у нас дружина Ярополка, 2 ряд - дружина Олега и 3 ряд - дружина князя Владимира. Чья дружина окажется сильнее, находчивее, умнее, решительнее и быстрее справится с нашей целью - мы узнаем в конце урока.

Ребята, именно киевский народ в своих обещаниях вместо клятв говорил: "Если я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно!" Давайте и мы для себя постараемся запомнить свод правил, которые всегда будут нам помогать.

1 Задание для доблестных княжеских дружин:

Может дружина определить, что истина, а что ложь: если вы согласны с утверждение, то ставите цифру 1, если нет, то ноль.

  1. Изменение величины может быть как числом положительным, так и отрицательным? (1)
  2. Каждому числу соответствует два противоположных? (0)
  3. Любое рациональное число является целым? (0)
  4. Произведение двух отрицательных чисел - число положительное? (1)
  5. Отношение двух отрицательных чисел - число положительное? (1)
  6. Частное противоположных чисел равно1? (0)
  7. Положительные числа меньше нуля? (0)
  8. Модуль числа - неотрицательное число? (1)
  9. Противоположные числа имеют разные модули? (0)
  10. Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше? (1)
  11. Любое натуральное число является целым? (0)
  12. Произведение взаимно обратных чисел есть число положительное? (1)

2. Задание. Определите местонахождение княжеств.

Княжества Святославичей лежат на одной прямой. Княжество Ярополка расположено между двумя другими и на одинаковом расстоянии от княжеств других братьев.

Расстояние от княжества Олега до Ярополка 20 км. Какое расстояние от княжества Владимира до княжества Ярополка? А до княжества Олега Святославича? Какие координаты на прямой имеют их княжества? Чему равны модули этих чисел? Чему равны суммы этих чисел? Разность этих чисел? Произведение? Среднее арифметическое?

Сколько целых чисел лежит между ними? Назовите числа, большие обоих.

3) Устный счет "Кто быстрее? И отправились князья со своей дружиной объединить государства. Но не так просто пройти дружине через темные лесные дебри.

Сосчитай - те правильно и быстро!

Не успел темный лес расступиться, как налетели злые волхвы, ХОТЯТ ПОМЕШАТЬ КНЯЗЬЯм В ОБЪЕДИНЕНИИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. Срочно надо рать укреплять и подмогу искать.

Только самая сильная, умная, сплоченная дружина сможет князя поддержать, надо всей дружине ума и силы набирать.

4) В 950 г. Татарский хан задолжал Святославу 150 р и казна татарского хана составляла -150 р. (т.е. 150 р. долга). Через месяц он заплатил 45% долга, но выплатив своей дружине, задолжал Святославу еще 38,5 р. Какова теперь казна Хана?

5) Даны числа -1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10. Используя каждое число по одному разу, составьте три верных равенства.

6) Но тут еще одна напасть. Надо половцев задержать, Русь родную защищать.

Давайте силушки мы наберемся и
Опять решать вернемся.
Мы можем весело шагать,
И на одной ноге скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам, кругом
Теперь зажмурься крепко,
Не ленись.
Глаза откроем наконец,
Зарядка кончилась -
Ты - молодец!

7) Чтобы всех врагов убрать, надо что-то разгадать. Какие правила скрывают половцы?

(Прочитать все правила сложения и вычитания целых чисел вслух)

8) Теперь мы перейдем к работе на координатном луче. Это задание, в некотором смысле творческое, и потребует от вас не только знания, но и сообразительность. Перед вами враги, которых надо уничтожить. Чтобы враг был убит, надо назвать его точную координату. Но координату надо назвать как можно большим количеством способов. Для этого дается длина единичного отрезка - 30см., и расстояние до каждого врага. На обсуждение 2 минуты. После этого времени каждая дружина имеет возможность рассказать о действиях своей команды и дать координаты. Если три координаты являются верными, то враг считается убит.

- Дети должны сообразить, что единичный отрезок можно изначально разделить на любое число, а уже затем составлять дробь. Например, для 36см. Целую часть выделить сразу, останется 6 см. Для 6 см. единичный отрезок можно разделить на 30см., на 6 см., на 3 см., и получатся соответственно дроби

9) Осталось только мудрых волхвов успокоить. Давайте отправимся вместе с мудрейшими в историю. Вы что - нибудь знаете об истории отрицательных чисел? А вы не задумывались, зачем нам нужны отрицательные числа?

Подумайте, ребята, а с чем у вас ассоциируются эти знаки?

Как много вызывает мыслей всего два знака. На самом деле эти два знака дают возможность ходить в разные стороны. Кто-то совершает хорошие поступки, а кто-то плохие. Много людей рисует белыми красками, но не меньшее их количество рисует лишь черным цветом. Некоторых детей родители в наказание ставят в угол, а другим сегодня купили подарки. И самым наглядным примером является погода, холодную зиму сменяет жаркое лето. Вот и температуру на улице помогают показывать эти два знака, летом температура со знаком "+", а со знаком "-" зимой . Когда мама получает зарплату, то в домашнем бюджете это "+", когда же она покупает конфеты, то в домашнем бюджете появляется "-" .

10) Рефлексия.

Первоначально фишка стоит на любой клеточке на линии старта. Ученик двигает фишку по таблице с числами. За один ход по правилам игры он может продвинуть ее на ближайшее соседнее поле по вертикали или по диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.

8 9 6 5 4 3 2 3 6 5 4 7 финиш
-15 -10 -8 -7 -15 -10 -8 -7 -15 -10 -8 -7  
57 55 60 52 49 47 60 45 62 50 48 45  
-9 -8 -5 -7 -9 -6 -4 -10 -11 -7 -12 -5  
33 34 35 36 34 38 39 40 32 41 42 43  
200 200 200 200 200 200 200 200 200 200 200 200 старт

Выполняя каждый ход, ученик отвечает на вопрос:

Учащимся предлагается продолжить фразу.

  • Сегодня на уроке мне понравилось:
  • Сегодня на уроке мне не понравилось:
  • Мне интересно, когда:..
  • Мне нравится:.
  • Я решил, что :

Ну и в заключение можем объединить наши знания о числах в единое целое:

Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.

Презентация куроку.