Экологический проект "Дерево года"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель: Учить детей решать определенные задачи в процессе исследования; научить самостоятельно провести собственные исследования; формировать умения детей выполнять разный объем работы, используя разные методы наблюдения; учить обобщать результаты своих исследований, обсуждать, сравнивать, делать несложные умозаключения. Дать детям представление о дереве, знакомить с характерными особенностями деревьев в разное время года; научить распознавать деревья по кроне, листьям, плодам, стволу. Изучить этапы жизни дерева от прорастания семени до того момента, когда она умрет естественной смертью или его срубят. Воспитывать бережное отношение к дереву.

Задачи:

Формировать у детей знания о природе, развивать наблюдательность; воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. В живом общении с природой формируются нравственные качества ребенка, привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Для реализации этих качеств надо проводить много времени с детьми на природе. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности. Наш коллектив принял решение взять в качестве объекта наблюдений и исследований – Дерево. Дали название проекту “Дерево года”. Этому способствовал ряд причин:

  1. Письмо Захаровой А.Е. из Белгородской области. (приложение1 )
  2. Деревья – самые крупные представители растительного мира – всегда занимали в жизни людей особое место. Деревья окружают нас постоянно, и не все обращают на них внимания. Дети воспринимают их как неживые объекты. Наша цель – показать и рассказать детям, сколько информации скрывает в себе одно дерево.
  3. Дерево – прекрасный объект фенологических наблюдений и сенсорного развития; способствует развитию логического мышления детей. Сравнение сходных и отличительных признаков способствует активации мыслительной деятельности детей, развивает речь.
  4. С деревом детям легче общаться, легче представить своим другом.

Вместе со старшим воспитателем мы составили план работы на целый год.

Экологический проект “Дерево года”.

  1. Выбор дерева.
  2. Присвоение ему имени.
  3. Выбор дня рождения.
  4. Разговор с деревом.
  5. Альбом “Наше дерево”.
  6. Придумывание экологических знаков дерева.
  7. Рисунки дерева детьми в разное время года.
  8. Игры.
  9. Подделки из дерева.
  10. Хозяйственное использование дерева.
  11. Лечебные свойства дерева.
  12. Легенда о дереве, загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи.
  13. Посадка дерева, семян.
  14. Книга “Мы такие разные” (о деревьях)
  15. Выставка детских работ

До начала учебного года в старшей группе я подготовила материалы и оборудование для проведения исследований: альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, мелки, линейки; веревка, лупы; лопатки, упаковочные материалы (пластиковые стаканчики) для проведения экспериментов; кормушки; фотографии разных деревьев, слайды. Решила подключить к проекту и родителей. Рассказала родителям о целях и задачах проекта, чтобы они серьезно отнеслись к исследованиям детей. Многие родители охотно согласились участвовать в проекте и приносили литературу, стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о деревьях. Вместе с родителями и детьми подготовили набор “Что нужно нашему дереву” – это бумажное солнышко, листики, бабочки, червячки, капельки, снежинки. Подготовили коробочки для коллекций, для игр.

Работа с детьми.

Беседа.

Перед началом работы по проекту, провела беседу о деревьях. Цель – выяснить представление детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Для этого использовала следующие вопросы:

– Какие вы знаете деревья?
– Какие деревья растут дома или на участке?
– Для чего сажают деревья?
– Зачем пилят деревья?
– Кому нужны деревья в лесу?
– Что будет, если исчезнут деревья?
– Как продлить жизнь дереву?

По окончании сделали вывод, что деревья являются одним из основных источников для жизни человека и животных. Надо охранять деревья, использовать их по-хозяйски, а вырубленные – обязательно восстанавливать.

Экскурсия.

Осенью мы вместе с родителями решили организовать экскурсию в лес на целый день. За два дня до экскурсии, сообщила детям ее цель, они должны знать куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собирать. На следующий день с несколькими родителями очистили небольшой участок в лесу от мусора, приготовили необходимое оборудование для проведения экскурсии.

Наш детский сад расположен около леса. Лес наш густой, высокий, из разных пород деревьев. Здесь растут дуб, орешник, ель, бук, лесная груша, боярышник, шиповник, кизил, и мн. др.. Особенно много в нашем лесу лекарственных растений и деревьев.

В теплый солнечный день вместе с родителями и лесником пошли в лес. Дети радовались, играли, пели, танцевали. Когда они успокоились, рассказали им, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодого росточка. Было важно вызвать у детей интерес к окружающей природе, научить их замечать, происходящие в ней изменения. Дети отмечали, что у деревьев разные листья, кора, плоды. Предложила им рассказать о дереве, которое понравилось. Рассказывая о деревьях, листьях, ребята подбирали нужные слова: высокий, стройный, красивый. Они подходили к деревьям, трогали их, гладили, нюхали кору и листья, прижимались к ним, находили сходства и различия. Когда выбирали дерево для проекта, мнения разделились. И тогда я прочитала им письмо Захаровой А.Е.. Она просила нас прислать ей кизиловые корешки. Она жила в Дагестане много лет и уехала на свою родину. Захарова А.Е. пишет: “Так хочется, чтобы на даче была хоть частичка моей родины в виде кизила с его бордовыми ягодками (Приложение 1). Все слушали внимательно и единогласно решили выбрать деревом года – кизил. Мы попросили лесника отрезать хорошие корешки от дерева, чтобы послать ей почтой. Еще выкопали небольшое дерево для посадки на участке. Лесник рассказал нам о кизиле много интересного: как дерево растет, кто сажает в лесу деревья, что делают из дерева. Мы собрали полные корзины природоведческого материала – листья, плоды, ветки, коряги, кору разных деревьев, для дальнейших наблюдений, игр и упражнений. Так же провели игры “Угадай по описанию”, “Раз, два, три – к дереву беги!”, “Чур, у дерева”, прочитали стихи, загадывали загадки (Приложение 2). После провели беседы с детьми: “Как вести себя в лесу”, “Правила поведения в лесу”. Решили вместе придумать и рисовать экологические знаки на занятиях по изодеятельности.

На следующий день после экскурсии мы делились впечатлениями и решили дать дереву собственное имя. Вместе вышли на участок и посадили кизиловое дерево на самом видном месте. Мальчики сообща копали ямку для дерева, девочки поливали ее, приговаривая потешку “деревце сажаем”. Объявила конкурс на лучшее имя дереву. Дети предлагали имена людей, этим они выражали свое отношений к дереву, как к другу. Я рассказала им легенду о дереве (приложение 3). В народе кизил называют “Шайтановой ягодой”. И мы решили, что наше дерево будет носить имя “Шайтанка”.

Пришло время выбирать и день рождения нашей “Шайтанки”, и решили, будем отмечать в марте. В это время кизил просыпается, появляются первые побеги. Первого марта мы с ребятами пошли в лес, на день рождения “Шайтанки”. Дети подарили дереву открытку (приложение3), пели песню, провели хороводные и подвижные игры ( приложение2), посыпали зерен в кормушку для птиц.

Каждый раз на прогулке мы определяли настроение нашей “Шайтанки” – грустное, веселое, счастливое, печальное. Дети считали, что веселое и счастливое настроение бывает у дерева летом, после дождя, когда листья становятся чистыми. “Грустное и печальное”, когда осенью выпадают листья. Чтобы дереву не было грустно, дети разговаривали с ней, делились своими секретами. Они считали, что дерево отвечает им, покачиваясь и шумя листвой. Я писала их высказывания, дети сами бросали конверты в почтовый ящик возле дерева. На занятиях “Лесовичок” приносил нам письма от дерева (Приложение 3).

Завели большой альбом для записи наблюдений и исследований за деревом в разное время года. На титульном листе приклеили фотографию дерева и написали название “Шайтанка”. Дети приклеили к фотографии разные наклейки – бабочки, жучки, цветочки, птички.

Вторая страница называется “Что нужно нашему дереву”. Дети нарисовали солнце, ветер, капельки, дождевые черви, пчелки, птицы; лопатки, грабли, лейку. Обсуждая это страницу, у детей формируется представление о том, что дерево не может жить сам по себе, его жизнь зависит от многих факторов. Эту страницу заполняли частично в процессе исследований.

Третью страницу назвали “Паспорт нашего дерева”. Здесь указали общие данные: возраст дерева (молодое), высота дерева (выше сирени), обхват дерева, определили “соседей” дерева.

На четвертой странице дети рисовали, с кем дружит наше дерево. На прогулке наблюдали, какие птицы прилетают к дереву, что растет около дерева, кто живет под деревом. Все это они отразили в своих рисунках. Друзьями дерева они посчитали пчел, птиц, муравьи, грибы, насекомые.

Следующие страницы назывались “Листья”, “Почки”, “Чем покрыт ствол”, “Плоды и семена”, “Древесина”, “Корни”, “Вредители”. На этих страницах записывала высказывания детей, результаты наблюдений, а дети делали зарисовки.

На отдельных листах дети рисовали “портреты дерева” в разное время года. Остальные страницы были оформлены стихами, загадками, пословицами, поговорками. Родители помогли издать брошюру под названием “Мы такие разные”. Собраны рассказы о разных видах деревьев (Приложение 4).

Для реализации проекта были использованы все виды детской деятельности. В ходе работы дети вели наблюдения, экспериментировали (Приложение 5), лепили, рисовали, играли, сочиняли сказки, рассказы, слушали музыку, пели, танцевали, читали художественную литературу, выполняли трудовые поручения на участке и в уголке природы.

Проводила беседы на разные темы:

Проводили эксперименты в группе. (Приложение 5)

Зимой отрезали несколько веток от кизила и поставили в вазу с водой, в уголке природы. Несколько веток поставили в сухую вазу. Дети делали выводы, что дерево – живой организм и нуждается в воде и тепле.

В конце года, летом подготовили мероприятие “До свидания, “Шайтанка!”. Были приготовлены костюмы, маски и подарки для дерева. В конце мероприятия сфотографировались около “Шайтанки”. На мероприятие были приглашены дети средней группы. Их назначили ответственными за дерево. Передали им все “документы” дерева, чтобы в дальнейшем ухаживали и продолжали проектно-исследовательскую работу.