Дагестан! Древнейшая колыбель многих народов и народностей Кавказа, уникальная по своему составу многонациональная республика, в которой проживают десятки этнических групп, консолидирующихся вокруг родственных по происхождению и языку, самостоятельных крупных народов: аварцев, кумыков, даргинцев, русских, лакцев, лезгинов, татов.
Кухня каждого из этих народов в чем–то схожа, но она и самобытна, продолжает в себе тысяче летние традиции ушедших народов – предков коренного населения Дагестана.
Единство семейного и общественного восстановления – основа в ней образовательно – воспитательной системы нашей страны.
Традиционные праздники привлекают красотой обрядов и обычаев. Они помогают отрегулировать взаимоотношения между различными поколениями, между родными людьми разной степени близости, насыщают потребность в дружеском, родственном общении, дают чувство защищенности и тепла. Мы стараемся украсить повседневную жизнь дошкольников радостным ожиданием праздничного дня, подготовкой к нему, а каждому взрослому вспомнить свое детство, восстановить в душе радость наступающих праздничных дней. Это поможет и педагогам, и родителям провести любой праздник с полной душевной включенностью.
Очень часто наблюдая за общением взрослого с ребенком, мы слышим “Так должен вести себя за столом воспитанный ребенок”. Или слышно: “Такой невоспитанный ребенок”. А ведь воспитание начинается с рождения ребенка. Прививать интерес к окружающему миру, поведение ребенка за столом – задача каждого педагога, а также родителей. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью.
Семейная жизнь связана с творчеством. Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, самый верный путь – постараться увидеть свежие побеги мощного древа этих традиций в жизни собственной семьи, своих родных и близких, ощутить самого себя звеном цепи бесчисленных поколений. И таким образом помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколенья в поколение.
Одной из первых является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете или праздничном приеме , дает возможность творчески применить свои знания и умения в нестандартных ситуациях. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным оставляет приятное впечатление о себе.
Вот уже несколько лет мне посчастливилось вести кружок под названием “Горянка”. Кружок мне доставляет одно удовольствие, так, как дети, с которыми я занимаюсь, с интересом наблюдают за происходящим, стараются имитировать взрослых.
Целью и задачей нашего кружка является: приучить детей готовить некоторые блюда, салаты, научить сервировке стола, воспитывать аккуратность. Дети с удовольствием справляются с задачами и довольны своей работой.
Поведение человека во время приема пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми роли культурного человека за столом я организовала обучение этим правилам.
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Я разделила их на несколько групп:
– Как сидеть за столом:
Спину держать прямо, локти слегка прижать к
туловищу, запястьями коснуться края стола,
голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к
столу в плотную не придвигаться; за стол нужно
садится в опрятном виде, с чисто вымытыми руками.
– Как пользоваться столовыми приборами и
принадлежностями:
Ложку держать в правой руке, подносят ко рту
широкой стороной; вилку можно держать и в правой,
и в левой руке; в правой – когда стол сервирован
только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом;
бумажной салфеткой пользуются один раз, при
необходимости берут другую, а использованную,
вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под
край тарелки.
– Что, чем и как есть:
Суп едят ложкой, сосиску – вилкой и ножом;
макароны, омлет, вареники, пельмени – только
вилкой; ягоды – десертной ложкой; хлеб не
откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи,
арбуз – вилкой и ножом и др.
– Как общаться за столом:
Говорит вполголоса, вежливо обращаться с
просьбами,
(“Подайте, пожалуйста”, “Будьте добры”),
благодарить, не говорить с полным ртом.
– Как правильно и красиво сервировать стол:
(Фото 1, 2, см. Приложение 1)
(Учитывать законы сервировки и эстетики).
Задачи этикета наших “Горянок”:
- Закреплять умение сохранять правильную осанку во время еды.
- Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами.
- Учить различным видам сервировки стола, приемам складывания салфетки (тканевой, бумажной).
- Продолжать знакомить с тем, что, как и чем едят.
- Совершенствовать навыки общения за столом.
- Формировать умение подбирать скатерти и салфетки, посуду, элементы украшения стола.
- Развивать эстетическое восприятие и эстетический вкус; упражнять в различных способах украшения стола (изготовление специальных украшений для стола – “новогоднего”, “к 8 Марта”, “осеннему”, “ко дню рождения” и др.)
Наши девочки изъявили желание заниматься любимым делом совместно с родителями.
На родительском собрании был проведен конкурс между командами родителей и наших девочек, на лучшее приготовление салатов и на сервировку стола. Обе команды имели возможность приготовить разные блюда и салаты, накрывать и сервировать столы. От этого дети станут еще более уверенными, дружными, умения и навыки станут еще более прочными. (Фото 3, 4, см. Приложение 1)
Предлагаю вам одно занятие по теме “Ознакомление дошкольников с секретами кухни”.
Занятие: Ознакомление дошкольников с секретами кухни.
Цель:
Познакомить детей с кухонной утварью,
электрическими приборами, их названием и
правилами эксплуатации. Познакомить с процессом
приготовления чая; рассказать о том, что человек
в заваривании чая вкладывает душу и любовь.
Продукты: Яйца, сыр, свежий огурец, помидоры, соль, зелёный лук, картофель, редиска, зелень “салат”.
Оборудование: Столовая и чайная посуда; кухонная посуда; ножи; разделочные доски; фартуки и косынки; зубочистки; прихватки; салфетки.
Секреты:
Сваренные яйца нужно положить в холодную
воду, тогда они будут лучше очищаться.
Ход занятия
Дети заходят в комнату. Взрослый надевает фартук, белую косыночку и превращается в царицу Кухню.
Воспитатель: Я царица кухня, давно живу в этом царстве – государстве. Уж очень я люблю порядок в своих владениях. Каждый предмет на кухне знает свое место, и каждый посетитель моей страны соблюдает чистоту и порядок, и никогда не начинает в ней трудиться, пока как следует не жалея мыла и воды, не вымоет руки.
– Вы мыли сегодня руки?
Дети: Да, мыли. (Фото 5, см. Приложение 1)
Воспитатель: И вот однажды случился бунт: стали поданные спорить о том, кто из них важнее, первыми возмутились столовые, десертные и чайные ложки, вилки, ножи мелкие и глубокие тарелки, блюдца, салатницы, чашки и стаканы.
(Демонстрирует предметы, дети рассматривают и называют их)
– Они стали кричать, причитая металлическими и стеклянными голосами: “Мы самые главные в этом царстве, без нас невозможно ни есть, ни пить”. Тут возмутилась кухонная посуда: загремели кастрюли, зашипела сковорода, заплясала шумовка.
– Будет вам, что есть и пить, если в нас ничего не приготовят, не сварят, не пожарят, не испекут. Так, что на кухне мы важнее всех”, – единодушно решила посуда.
“Вот ещё! – закричали электрические приборы, – Нас ученые специально придумали, чтобы мы были первыми помощниками у царицы Кухни. Ей без нас никак не обойтись. Мы и моем, и режем, и варим, поэтому мы – самые главные в царстве”.
– Зашуршали развешанные на стене полотенца, рукавичка, прихватки:
“Можно подумать, что без нас вы обойдетесь. Попробуйте горячий противень взять без прихватки. Что будет? (Можно обжечься). Или мокрыми руками за электрический прибор схватиться. Что тогда случиться? (Ударит током). Вот то–то же. Мы – главные!”
– Крик, звон трескотня стояли целый день. Кто же из них главнее? Помогите решить этот спор.
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Мои поданные не понимают, на кухне важны все, но самый главный тот, кто включит плиту и нальет в чайник воду. А вы, ребята, догадались, кто это? Да, это – человек. Без человека посуда ничего не может. Успокоилась столовая и чайная посуда, притихла кухонная утварь, перестали щелкать электрические приборы и шуршать салфетки и прихватки. Возобновилась в царстве – государстве спокойная жизнь.
(Дети читают стихи о посуде на родном языке).
Раздался стук в дверь.
– Здравствуйте, дети! (Входит полевод).
– Здравствуйте!
– Ты кто такой?
– Я полевод.
– Дети, а кто это – полевод?
– Тот, кто занимается огородом.
– А зачем трудиться на огороде?
(Дети приводят пословицы и поговорки о пользе
труда на родном языке).
Полевод обращается к детям:
Полевод: У меня к вам одна просьба: вчера на огороде я нашел то ли камень, то ли что–то другое, и я решил показать вам. Вы не узнаете, что это?
Дети: Это – картошка.
Полевод: А теперь, подскажите, какие блюда можно приготовить из картошки?
Дети: Чуду из картошки, котлеты, пельмени, пирожки, салаты, можно варить картошку в мундире и без, соус и т.д.
Полевод: А какие секреты по приготовлению блюд вы знаете?
Дети: Чтобы картошка вкуснее сварилась, необходимо добавить укроп, чеснок.
– Для того чтобы картошка в мундире не треснулась необходимо добавить 2–3 капли уксуса при варке.
– Чтобы сварить картошку в мундире, надо помыть дочиста картошку, затем положить в горячую воду. При такой варке сохраняется все витамины.
– Картошку надо сварить, добавляя несколько горошин перца, соль, лавровый лист, воду надо налить до среднего уровня, варить на медленном огне. Такая картошка вкуснее и запах приятнее.
Полевод: А ещё, дети, кроме еды, для чего используют картошку?
Дети: Как и другие лечебные травы, картошку используют от многих болезней. Например:
–Если принимать по полстакана картофельного сока за полчаса до еды 2–3 раза в день, можно вылечить желудок и кишечник.
– Принимая картофельный сок, у диабетиков понижается сахар в крови.
– От глубокой кашли можно принимать следующий рецепт: одну картошку, одно яблоко, один лук, сварить, принимать по одной чайной ложке 3 раза в день. От кашли и след простыл!
– Ни в коем случае не выжимайте сок из зеленой картошки (от солнца перегорелой) очень опасно!
(Полевод уходит.)
Воспитатель: Девочки, мы много говорили о картошке, может, что–нибудь приготовим сами.
Дети: Давайте приготовим салат.
Воспитатель: А давайте сначала покажем приготовление ароматного чая. (На карточках).
(Дети подбирают последовательно номера карточки, по которым правильно заваривают чай.)
Воспитатель: Теперь приступим к салатам. А какие салаты вы хотите приготовить?
(Дети сами обговаривают, кто какой салат приготовит).
(Фото 6, см. Приложение 1)
– “Мухомор” (Барият)
– “Фруктовый” (Забида)
– “Аленький цветочек” (Алжанат)
– “Корзиночка” (Аят)
– “Кораблик” (Алима)
Воспитатель: – А теперь будем сервировать стол.
Дети:
Угощайтесь, милые,
Попробуйте салаты,
Хоть мы маленькие дети
Но готовим очень вкусно.
Девочки охотно берутся за приготовление
салатов, оформляют их.
Аккуратно преподносят их к столу.
Сервируют стол, приглашают всех гостей к столу.