Цели:
- Наблюдение над различием между словом и фразеологизмом.
- Знакомство со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений.
- Источники русской фразеологии. Использование учебных словарей (толкового, фразеологического), создание учебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Задачи:
- Познакомить детей со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений
- Научить приему практического сравнения слова и фразеологизма
- Познакомить детей с источниками русской фразеологии
- Учить находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и “читать” словарную статью, извлекая необходимую информацию
- Воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование:
- Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3ч. Часть3. – М.: Академкнига/Учебник
- Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык . 4 класс: В 3 ч. Учебник. Часть 2.- М.: Академкнига /Учебник
- Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс.- М.: Академкнига /Учебник
- ЛопатинВ.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь
- Словарь устойчивых выражений для учащихся начальной школы
- Сборники рассказов В.Драгунского, Н.Носова
- Листы с напечатанными отрывками из рассказов В.Драгунского, Н.Носова
- Текст рассказа с фразеологизмами
- Плакат с игрой “Составь рассказ”
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу с устойчивыми выражениями.
3. Работа со словарями
– Ребята, что мы называем устойчивыми выражениями? (Это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову)
– Устойчивые выражения можно заменить одним словом, менее выразительным. Например, “водить за нос” – обманывать, “зарубить на носу” – запомнить, “бить баклуши” – бездельничать.
– Как по-другому называют устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Как называется словарь, в котором мы можем узнать толкование фразеологизмов? (Фразеологический словарь)
– Откройте фразеологический словарь.
(Ученики открывают 2 часть учебника “Русский язык”)
– Найдите толкование фразеологизма “Днем с огнем не сыщешь”, “След простыл”.
(Ученики находят фразеологизмы и зачитывают толкования)
– Каким образом устроен фразеологический словарь? (Как и все словари, в алфавитном порядке)
– Обратите внимание, в словаре, после фразеологизма стоит значок ?. Таким значком в Толковом словаре русского языка обозначают фразеологизмы. Обычно они помещены в статье после толкования значения слова.
(Демонстрация Толкового словаря русского языка, совместный поиск фразеологизма “След простыл”)
4. Источники русской фразеологии
– Русский язык очень богат устойчивыми выражениями. Как вы думаете, откуда они возникли? (Из фольклора: пословицы, поговорки, меткие выражения, ставшие крылатыми. Из мифологии – “Сизифов труд”, связаны с реальными историческими событиями – “Пусто, словно Мамай прошел”. Из литературных произведений)
5. Работа с учебником
– А теперь давайте потренируемся в объяснении значений фразеологизмов. Откройте учебники. Выполним упр. 24.
– Прочитайте задание.
– Что такое синонимы? (Слова, сходные по значению)
– Прочитайте список толкований. Обратите внимание на образец. (Выполнение упражнения. По одному предложению записывают на доске, запись в тетрадях. При необходимости – обращение за подсказкой к иллюстрации.)
– Молодцы. Мы поработали с синонимами, теперь поработаем с антонимами.
– Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению.)
Устное выполнение упражнения 25.
6. Физкультминутка
Хлопок в ладоши. Правой рукой взяться за нос,
левой рукой – за правое ухо.
Хлопок в ладоши. Левой рукой взяться за нос,
правой рукой – за левое ухо.
Повторяется несколько раз.
Упражнения для снятия напряжения с глазных мышц.
7. Работа с текстом
– Для чего в речи употребляются фразеологизмы? (Они делают нашу речь более образной, выразительной, эмоциональной, украшают речь)
– Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Поэты, писатели в своих произведениях часто используют фразеологизмы. Давайте посмотрим, как это делают В.Драгунский и Н.Носов.
– Ребята, а какова основная тематика произведений этих авторов? (произведения о детях и для детей) Назовите фамилии поэтов и писателей, которые пишут о детях и для детей.
(Ответы детей.)
– А теперь давайте прочитаем отрывки из произведений, попробуем найти в них фразеологизмы.
(У учителя – сборники произведений В.Драгунского и Н.Носова, у детей – отрывки из рассказов, напечатанные на листе бумаги (Приложение 1) Зачитывается каждый отрывок, ученики находят в нем фразеологизм, объясняют его значение. Затем текст зачитывается еще раз, но фразеологизм заменяется синонимом. Сравнивается эмоциональность, сила, выразительность текстов)
8. Работа в тетрадях на печатной основе
Тетрадь №2, упр.19.
Ученики самостоятельно вставляют пропущенные
буквы, проверка задания.
Самостоятельное выполнение задания на
нахождение и объяснение значения
фразеологизмов. Взаимопроверка.
9. Игра “Найди фразеологизмы”
Учащиеся разделяются на 2 команды. Каждой команде дается текст. Необходимо найти 10 фразеологизмов. Объяснение значения фразеологизмов (Приложение 2)
10. Игра “Составь рассказ”
На доске плакат с текстом, в котором некоторые слова заменены рисунками. Дети прочитывают текст, находят фразеологизмы. Объясняют написание орфограмм.
Рисунок 1
11. Подведение итогов урока
– Давайте подведем итог урока. Что важное для
себя вы запомнили сегодня на уроке?
– Что вам захочется рассказать дома?
– Кто доволен своей работой?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
(Выставление оценок)