Тестирование по литературе как прием обучения, форма опроса и контроля знаний учащихся

Разделы: Литература


Одной из важных проблем организации образовательного процесса для обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является повышения качества обучения.

Качество определяется как соответствие свойств объекта, процесса или явления заданным нормативом. Образовательные процессы в школе ориентированы на достижения специальных нормативов – государственных образовательных стандартов. Степень соответствия этим стандартам является показателем качества обучения.

Основным средством в образовательном процессе, позволяющем выявить степень усвоения знаний учащимися, является систематическая проверка знаний учащихся в разных формах.

Традиционные формы:

  • устный выборочный опрос учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства;
  • письменная проверка знаний и умение учеников всего класса.

Устный опрос, проводимый в ограниченное время, не всегда дает полной картины усвоения знаний учащимися. В письменные контрольные работы затруднительно включать все изучаемые разделы программы. Вспомним о тех трудностях, с которыми встречается учитель и ученик при изучении ведущих понятий каждого курса, включенного в школьную программу.

Неоднократно учитель встречался с ситуацией, когда, несмотря на методически грамотно продуманный урок, применение различных педагогических технологий, при проведении рубежного контроля оказывалось, что материал усвоен недостаточно хорошо и не может быть применен учащимися практически.

На сегодняшний день, используя традиционные формы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся, учитель вынужден определять сложность учебного материала и его объем интуитивно, основной критерий при этом следующий:

  • если справились с данным заданием, то следующее необходимо дать сложнее;
  • если не справились, то следующее необходимо дать проще.

При этом полной информации о достижении поставленных микроцелей учитель не имеет. Этот путь оказывается малоэффективным по двум причинам: во-первых, он трудоемок для учителя и поэтому реализуется частично; во-вторых, он не учитывает индивидуальных особенностей на каждого ученика.

Еще совсем недавно большинство учителей категорически отвергли такую форму обучения и проверки знаний по литературе, как тестирование. Консервативность мышления – далеко не единственная и не главная тому причина. Тесты, с которыми на первых порах приходилось сталкиваться, большей частью проверяли формальные знания, а не умение, что противоречило задачам и логике обучения. В настоящее время разрабатываются новые технологии тестирования, позволяющие сделать эту форму письменного опроса не только контролирующей, но и обучающей.

У тестирования много плюсов: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается еще и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко перекомпоновать, составить контрольный вариант, по аналогии сконструировать новый.

Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Это объективный процесс, и противиться ему бессмысленно. Необходимо создать его теоретическую и методическую базу и овладеть ею.

Данная работа может представлять интерес и может быть полезной для тех, перед кем стоит задача составления тестов, выбора того, какими тестами стоит пользоваться в своей работе.

Цель работы: формирование интереса у коллег к тестированию как приему обучения, форме опроса и контроля.

Задачи:

  1. Дать заинтересованным людям достаточный объем справочного материала, который бы помог самим составить тесты различной сложности.
  2. Познакомить с обоснованными и надежными процедурами проведения тестирования, когда значительно вырастает качество результатов работы с существующими тестами.
  3. Обобщить и предложить вниманию различные виды тестов, применяемых на уроках литературы.

Тесты и их особенности. Исторический обзор применения тестов в мировой практике

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Временем его возникновения считается конец XIX – начало XX веков. Англия подарила миру метод тестов, Франция – метрическую шкалу Бине – Симона, Германия – интеллектуальный коэффициент, а США стали родиной групповых тестовых измерений. Уже в 1895-1896 гг. там были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов. Расцвет же тестирования начался в 1914 году, и в некоторых странах, например в США, тесты широко распространены до настоящего времени.

История становления тестологии в России

Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для школы. В 1926 году вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащихся.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: П.П.Блонский, А.П.Болтунов, А.М.Шуберт и др.

Под руководством П.П.Блонского осуществлялось проверка школы Бине – Симона, создание школьных тестов и построение собственных стандартов. В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками.

Современное понимание тестов и тестирования.

Современное понимание тестов и тестирования можно развести по трем уровням:

  1. “бытовой” уровень. Здесь тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов. Очень часто такое тестирование считается ограниченным, а создание тестов простейшим делом.
  2. “словарный” Для этого понимания характерны разночтение и противоречия в понятиях и определениях.
  3. научный. Он наиболее точен, учитывает особенности тестов и отражает требования к тестам, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования. К этому уровню и следует стремиться.

Применение же тестов позволяет:

  1. Измерить уровень усвоение ключевых понятий и разделов учебной программы, на проверку совокупности умений и навыков.
  2. Проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объем усвоенных знаний.
  3. Дать более объективную оценку знаниям учащихся по сравнению с существующей в практике четырехбалльной системой оценок знаний.
  4. Снизить затраты на проведение экзаменов с использованием тестов по сравнению с традиционной формой.

Тест содержит в себе три составляющие:

  • систему специально подобранных заданий с возрастающей степенью сложности;
  • набор прелагаемых вариантов ответов, содержащих наряду с правильными ряд неправильных ответов;
  • отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов тестовых испытаний.

Тесты позволяют по сравнению с обычными формами контроля проверить значительно больший объем усвоенных знаний.

Процесс создания тестов.

Приступая к тестированию, необходимо сформулировать цели, которые оно преследует, выбрать соответствующие критерии достижения этих целей, а также подходы и области применения планируемых тестов.

Обобщающие подходы к оценке тестов. Классификация тестов.

Тесты многообразны по своему назначению. В настоящее время сложилось два обобщающих подхода к оценке тестов: критериально-ориентированный и нормативно-ориентированный. В работе В.С. Аванесова показано, что критериально-ориентированные тесты предполагают выполнение следующей последовательности:

задание – ответ – выводы преподавателя о соответствии испытуемого заданному критерию; в то время как для нормативно- ориентированных тестов предлагается следующая последовательность:

задание – ответы – выводы о знаниях испытуемого, показывающие его место в группе испытуемых (рейтинг).

Выделим их наиболее существенные отличия.

Тестирование на основе нормы является обзорным тестированием и применяется для оценки и сравнения индивидуальных результатов с результатами других испытуемых

Тестирование на основе критерия оценивает степень владения материалом и предназначено для сравнения результатов испытуемых с четко определенной областью учебных достижений.

К настоящему времени сложилось практика организации различных видов тестирования, требующая применение разных тестов в зависимости от предлагаемых целей тестирования. В соответствии с классификации по целям использования выделяют:

  • определяющий тест (предтест) и входной тест, предназначенный для тестирования перед началом обучения (предварительное тестирование);
  • формирующий тест, необходимый для регистрации результатов обучения;
  • диагностический тест, определяющей трудности обучения в процессе образовательной деятельности;
  • суммирующий тест основных достижений в конце процесса обучения.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостаток.

В зарубежной и отечественной литературе выделяют в основном четыре типа заданий в тестовой форме:

  • закрытый;
  • открытый;
  • задание на установление соответствия;
  • задание на установление правильной последовательности.

Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего

проверяет подготовку по этому конкретному материалу, повышает качество теста.

Хорошо созданный тест позволяет задействовать нестандартные мышления, осуществить перенос знаний на новую область, организовать работу, сформировать нестандартные ответы.

Проверка тестовых работ.

Проверка тестовых работ, при условии качественного теста и ключей не должна вызывать трудностей. Желательно, чтобы была составлена инструкция по проверке тестов, в которой должны быть ясно и недвусмысленно описаны алгоритм действия проверяющих, особенности оценивания разных видов заданий.

Использование тестов как форма опроса и контроля.

Литература – это особый предмет. Очень не хочется, чтобы наши дети перестали читать, ценить необыкновенно красивый и богатый язык. Поэтому самое главное для меня как учителя литературы – это не отбить у учеников интерес к чтению, к книге.

В педагогической прессе постоянно идет спор о реформе образования. Много вопросов по поводу использования тестов. Еще совсем недавно я тоже разделяла сомнения многих педагогов относительно целесообразности использования тестирования как формы контрольно-проверочной и даже экзаменационной работы по литературе. Однако заинтересовавшись данной формой контроля, прочитав много литературы, с твердостью могу заявить, что эффект тесты могут иметь при максимально продуманном использовании в текущем учебном процессе и непременно с иными видами работы.

Чтобы планомерно осуществлять контроль за знаниями, необходима четкая организация тестирования. Чтобы тестирование было более эффективным, необходимо придерживаться несколько обязательных правил.

  1. День тестирования сообщается в начале изучения темы. Точная дата проведения теста будет активизировать изучение учащимися предмета.
  2. Должна быть четко оговорена продолжительность заполнения теста.
  3. Учащийся должен знать, какая максимальная или минимальная оценка его ожидает за тестирование, т.е. его нужно “экономически” заинтересовать.
  4. Тестирование должно быть обязательно для всех учащихся (когда тест как один из видов контрольной работы)

Сделав выбор на тестировании, нужно стремиться к тому, чтобы различными тестами контролировались:

  • степень освоения текстов произведений, умение воспроизвести изученное;
  • практическое владение базовой литературоведческой информацией;
  • знание основных понятий стихотворения и умение применить их при оценке тестов;
  • владение основными сведениями по истории развития литературы;
  • способность видеть и оценивать литературные явления в контексте иных общественных явлений и процессов;
  • понимание произведения, его проблематики, конфликта, расстановки действующих лиц и умение применить знания в конкретной ситуации;
  • навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия литературного материала;
  • умение по незначительным нюансам формы и содержания текстов отделить правильное от не вполне точного.

Большинство тестов должно быть ориентировано на содержание глав конкретных учебных пособий. Там учащийся сможет найти ответы на них, но для этого потребуется не просто заглянуть в соответствующий раздел пособия, а еще раз поработать с ним.

Приведем пример тестов каждого вида, предложенных чуть выше в данной главе. Чтобы проиллюстрировать не только типологию возможных тестов, но направленность их комплекта на контролирование различных аспектов знаний, умений, навыков учащихся это будут тесты, посвященные одному писателю. Десять подобных тестов по итогам изучения темы, рассчитанного на 15–20 минут работы. Он может включать 10 тестов: 5 – обычной сложности, 5 – повышенной. Тип теста 1 (1 балл)

Наибольшее внимание автора “Война и мир” привлекают:

  1. герои, никогда не изменяющие высоким нравственным принципам.
  2. персонажи, имеющие исторических прототипов.
  3. люди, способные к изменениям, не застывшие, развивающиеся.
  4. представители простого народа как главного творца истории.

Номер верного ответа: 3

Тип теста 2 (2 балла)

Кого из героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир” характеризуют приведенные высказывания?

  1. В начале романа он склонен думать, что его личное участие может и должно повертывать историю в нужном направлении, все изменилось после Аустерлица.
  2. Он выглядит смешным и неуклюжим в салоне Шерер. Открыт, условностями не привержен, естественен в каждом слове. Правдив, как ребенок.
  3. Порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тысячи солдат. Которых он возглавлял, и миллионы мирных людей, которых они представляли.
  4. Он в изображении писателя – себялюбивый позер. Человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории.
  1. Наполеон
  2. Андрей Болконский
  3. Пьер Безухов
  4. Кутузов

Правильная последовательность элементов:

А –2 В – 3 С – 4 D – 1

Тип теста 3 (2 балла)

Укажите правильную последовательность создания указанных произведений Л.Н. Толстого.

  1. “Война и мир”
  2. “Севастопольские рассказы”
  3. “После бала”
  4. “Детство”

Правильная последовательность элементов:

А – 3 В – 2 С – 4 D – 1

Тип теста 4 (2 балла)

Какие значения слова “мир” важны в названии романа Л.Н. Толстого “Война и мир”?

Образцы ответов: отсутствие военных действий; совокупность социальных слоев, личностей, составляющих общество, народ; близкие, наиболее дорогие человеку люди, явления или все человечество; все живое и неживое в природе, взаимодействующее по законам, которые стремиться постигнуть разум.

Тип теста 5.

Это особый тип тестирования, представляющий задание для проверки способности творчески мыслить на основе знания и понимания материала, формировать свое мнение о прочитанном и излагать свои идеи в письменной форме. Их совершенно необходимо использовать, чтобы в максимально возможной степени избежать недостатков, возможных при тестовой форме контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся. По сути дела, подобные тесты – переходный тип работы между сочинением и собственно тестированием. Их целесообразнее всего использовать отдельно – как классную контрольную работу на один академический час – или в структуре проверочно-экзаменационной работы.

Применение на уроках тестирования позволит решить:

  • проблему получения полной информации о работе каждого ученика;
  • проблему отработки ведущих понятий;
  • проблему мониторинга знаний, умений и навыков учащихся;
  • проблему индивидуальной траектории и познавательного стиля ученика.

Количество решаемых проблем говорит само за себя. Каждый педагог в состоянии определить, насколько это важно для него.

Все полученные результаты тестирования могут храниться в компьютерной базе данных и могут быть исследованы и проанализированы учителем. Очень важной частью является анализ всех собранных данных. По своему желанию учитель может просматривать следующие варианты результатов:

  1. одного конкретного ученика (за весь период обучения, за конкретный период (четверть, тема и т.д.);
  2. одного класса(за весь период обучения, за конкретный период (четверть, тема и т.д.);
  3. сравнить результаты нескольких классов, достигнутые при изучении (всего материала курса, за конкретный период).

При желании можно построить сравнительные диаграммы по различным темам, материалам. В целом тесты будут полезны на уроке и как средство контроля знаний, и как средство обучения, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.

При корректном использовании тестов “ум” и “сердце” вполне могут “поладить”, поэтому на учебных занятиях необходимо систематически включать тестовый контроль в текущую, тематическую и итоговую проверку знаний, умений и навыков. Разрабатывая систему вопросов и заданий по курсу литературы и подбирая тесты из учебных пособий, учащимся предлагаются тесты различной степени сложности, так как в классе занимаются дети с разным уровнем знаний, что дает возможность дифференцировать тесты. Чтобы не потерялся интерес к тестам, на уроках используются разнообразные формы тестирования.

Бояться нужно однообразия, тогда никто из учеников не согласится с мнением Тома Сойера, что уроки нужны для того, чтобы заполнять пустое время.