В ноябре 2007 года в рамках реализации краевого проекта “Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних” на базе МОУ “ЦПМСС” “Компас” была организована муниципальная служба примирения.
Основной целью работы службы примирения является содействие профилактике правонарушений на основе принципов восстановительного правосудия.
Одной из задач службы стало проведение примирительных программ для участников межличностных, семейных конфликтов и конфликтов криминального характера, обучение методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов.
В рамках проекта педагогами-психологами Центра, ведущими восстановительных программ для образовательных учреждений Краснокамского района разработаны и реализуются следующие мероприятия:
- организован и работает Клуб “Росток”,
- проводятся ток-шоу “Шаг навстречу”,
- КВН для старшеклассников ведущих ШСП.
А также циклы занятий:
- для учащихся начальной школы “Как нам договориться”,
- для подростков и молодежи “Мы разрешаем конфликт”,
- для педагогов “От конфликта к примирению”.
В настоящее время наблюдается большое количество проблем в детско-родительских отношениях, особенно в подростковом возрасте. В семьях отсутствуют правила и нормы поведения, нарушены семейные традиции, не воспитывается уважение у детей к старшему поколению и сочувственное отношение к младшим детям, у родителей отсутствуют элементарные психолого-педагогические знания по воспитанию и развитию детей. В таких условиях у ребенка не формируются нравственные ценности, снижается адаптация к социуму, увеличиваются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми.
У большинства сегодняшних подростков нет стимула к дальнейшему личностному росту, нет желания получать образование, развиваться – их внутренний рост прекратился или сильно заторможен. Дети пассивны или их активность проявляется не в сферах учебы и труда.
Опыт работы с подростками и родителями позволил выявить причины и возможные пути разрешения такой ситуации. В связи с этим на базе ЦПМСС “Компас” создан Клуб “Росток”.
Встречи в Клубе “Росток” предполагают проведение бесед с родителями и подростками, у которых возникли проблемы во взаимоотношениях. После проведения примирительных встреч подросткам и родителям предлагается посещать занятия в Клубе “Росток”.
Занятия проводит педагог-психолог, прошедший обучение по программе “Восстановительные технологии”. Занятия проводятся в интерактивной форме. Психолог предполагает использовать различные психологические методики и техники в зависимости от запросов родителей и детей. Основной курс занятий проводится на основе программы “Воздушный змей”.
Цель работы Клуба: помочь подросткам и родителям в разрешении конфликтных ситуаций и восстановлении взаимоотношений.
Задачи:
- формирование интереса к себе и другим,
- развитие творческого самовыражения,
- накопление положительного эмоционального опыта,
- формирование убеждения в необходимости самопознания,
- тренировка навыков самоконтроля,
- оптимизация детско-родительских отношений.
Программа предназначена для социально-психологической работы с подростками и их родителями. Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю 1,5–2 часа с группой 6–8 человек.
Предлагаемые занятия включают в себя рисуночные задания, тесты, психогимнастические упражнения, эксперименты.
Они направлены на создание эмоциональной атмосферы одобрения, принятия, психологической расслабленности, доверия. Такая атмосфера порождает состояние комфортности, открытости, уверенности в себе.
Критерием эффективности работы подростков и родителей мы считаем желание и готовность подростков посещать занятия постоянно, а это первый шаг к конструктивному разрешению конфликтов и построению более гармоничных отношений с родителями. Результаты работы отслеживаем по творческим отчетам, которые оформляются на стенде “Мы разрешаем конфликты”.
Ток-шоу “Шаг навстречу”
Общение в наши дни большая роскошь. Куда деваться молодому человеку, если большинство взрослых сами порой не знают как поступить в том или ином случае и не готовы выслушать, дать совет, помочь в конкретной ситуации.
Один из способов провести мостик между молодежью и взрослыми – диалог. Ведущий организует диалог между молодыми людьми и взрослыми. Это могут быть педагоги или родители. Темы могут быть различными. Главное – актуальность для данной аудитории. В задачи ведущего входит соблюдение правил ведения диалога и организация беседы в форме вопросов и ответов.
Цель мероприятия: организация диалога между молодежью и взрослыми по актуальным молодежным проблемам.
Помещение, в которой проводится диалог, желательно разделить на две половины: на одной половине располагаются подростки (молодежь), на другой – взрослые (педагоги или родители). В задачи ведущего входит создание безопасной атмосферы и организация беседы в форме вопросов и ответов.
Ведущий объявляет тему беседы и правила ведения диалога. Далее ведущий объясняет актуальность выбранной темы и предоставляет возможность сторонам дать ответы на вопросы.
В заключении ведущий предлагает высказаться молодым людям или предоставляет возможность задать последний вопрос взрослым. Взрослым также предоставляется возможность выразить свои мысли по данной теме. Ведущий подводит итог состоявшемуся диалогу.
КВН для ведущих восстановительных
технологий
“Лабиринт урегулирования конфликтов”
Уже давно известен тот факт, что к подростку можно найти подход, если с ним разговариваешь на его языке. Юмор – неотъемлемая часть подросткового разговора.
Педагоги-психологи Центра предлагают провести для активов ШСП школ веселую и увлекательную игру в форме конкурса состязаний в остроумии между командами.
В ходе игры участники творчески представляют свои команды, отвечают на вопросы теста “Все я знаю о ВТ”, разрешают конфликтные ситуации, используя юмор и смекалку.
Самая лучшая команда получает высокую оценку жюри и аплодисменты зрительного зала.
КВН – место творческой реализации молодежи с чувством юмора.
Цикл занятий
для учащихся начальной школы, подростков и
молодежи
Конфликты в детской и подростковой среде – без этого не обходится ни одно учебное заведение. Многим детям и подросткам ничего не стоит обидеть кого-нибудь, причинить боль. Они безрассудно грубы, подчас жестоки, по каждому ничтожному поводу затевают драку. В этом привычном для них состоянии раздраженности они болезненно реагируют на любые слова и поступки сверстников и сами служат источником конфликтов.
Дети и подростки сталкиваются с насилием в различных формах. Например, в общении друг с другом или через средства массовой информации. Вывод из этого один: побеждает сильнейший. Становясь свидетелями и участниками насилия они приходят к убеждению, что насилие приемлемо в жизни. Тем самым в конфликтной ситуации со сверстниками или старшими они боятся ударить “в грязь лицом”, проявить слабость. Лозунг “побеждает сильнейший” бытует в среде детей и подростков.
В предложенном цикле занятий используются элементы восстановительных технологий с целью профилактики жесткого и агрессивного поведения учащихся. Упражнения и игры подобраны таким образом, что они позволяют детям и подросткам взглянуть на конфликты как на ситуацию, которую можно разрешить мирным путем.
Цель: научить учащихся способам ненасильственного разрешения конфликтов.
Задачи:
- Создание психологически безопасной обстановки
- Ознакомление с понятием конфликта
- Обучение способам ненасильственного разрешения конфликтов.
Занятия рассчитаны на учащихся школ и профессиональных заведений. Работа с этими категориями предполагает использование проективных методик, рисуночных тестов, ролевых игр, проигрывание конфликтных ситуаций, различных форм обсуждения.
С учащимися начальной школы подведение итогов представляет собой продукты творческой деятельности (коллаж, рисунки, стенгазета). Для подростков и молодежи разработана анкета, которая позволяет оценить полученные знания и навыки разрешения конфликтов.
Цикл занятий для педагогов
“От конфликта к примирению”
Работая с педагогами образовательных учреждений психологи Центра отметили тот факт, что одним из источников межличностных конфликтов является внутриличностные проблемы педагогов.
Для решения данной задачи были разработаны занятия, ориентированные на педагогов образовательных учреждений. В ходе занятий организованы игры и упражнения, при выполнении которых педагоги обучаются способам разрешения межличностных конфликтов. Работа с внутриличностными конфликтами предполагает проведение самодиагностики педагогов. Психолог знакомит педагогов с видами внутриличностных конфликтов и способами их разрешения (визуализация, медитация и другие). В ходе бесед и тестирования выявляется уровень конфликтности педагогов, обсуждаются стратегии поведения в конфликте.
Результативность данных занятий определяется с помощью рисуночных тестов, обратной связи.
Циклы занятий, ориентированные на учащихся образовательных учреждений апробировались на базе Центра, школ № 2, 4; занятия для педагогов проводились в дошкольном образовательном учреждении № 24.
В 2009 году циклы занятий для учащихся реализуются на базе Центра, школ № 3,10, занятия для педагогов проводятся в дошкольном учреждении № 17.