Конспект занятия в средней группе по развитию речи "В гости к сороке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам, песням, потешкам, пословицам и поговоркам.
  • Формировать умение использовать в речи слова и выражения из русского народного фольклора.
  • Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями. Прибегая к элементам драматизации.
  • Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства.
  • Формировать чувство ритма, координацию движений.
  • Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
  • Дать детям возможность испытать мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

Оборудование: элементы русского костюма и украшений для воспитателя (бусы, ленты, сарафан и элементы костюма сороки-вороны), игрушка-птица; предметы русского быта: чугунок, ухват, крышка, глиняные миски, чашки, ; предметы обихода: лавка, печка, коромысло, веничек, балалайка, рушники, посуда, деревянные расписные ложки (по 2 шт. на каждого ребёнка).

Словарь: чугунок, кренделёчки, плошечка, масленичек.

Предварительная работа: чтение потешек, народных игр; разучивание движений к русским народным танцам; разучивание пальчиковой гимнастики; целевая прогулка в русскую избу.

Ход занятия

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу “Доброе утро!”, а теперь тихо-тихо.

– Наши пальчики хотят погулять. Давайте покажем, как умеют гулять пальчики.

Пальчиковая гимнастика “Пошли пальчики гулять”

(Движения рук выполняются в соответствии с текстом.)

Пошли пальчики гулять
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

2. Воспитатель: Давайте и мы с вами пойдем на прогулку.

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Ти-ти-ти – куда же нам пойти
(хлопки в ладоши)

Ать-ать-ать – в лес отправимся гулять
(шлепки ладонями по коленям)

Ать-ать-ать – будем прыгать и скакать
(перетопы ногами)

Воспитатель: Так куда мы с вами ребята отправимся? (В лес.)

– А кто живёт в лесу? (Птицы, звери.)
– А каких вы птиц знаете? (Дети перечисляют.)
– А вы хотите пойти в гости к сороке? (Да.)

– Ребята, подойдите к зеркалу, здесь у нас есть уголок ряженья. Сорока очень любит русские народные костюмы: яркие фартуки, цветные косынки, бусы, яркие пояски, красивые кепки. Выбирайте, во что вы нарядитесь.

– Аня, ты что оденешь? (Платок, юбку, бусы, выслушать 2–3 ответа детей.)

– Посмотрите на себя в зеркало, какие вы нарядные. Мы очень понравимся сороке.

3. Воспитатель: Вставайте паровозиком, поедем к сороке в гости.

– Вот мы и оказались в лесу.
– А в какой лес мы попали? (в зимний)
– Почему вы думаете, что в зимний? (снег, холодно)

Упражнение для мышц плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц лица.

– Давайте, посмотрим как тут красиво. Поворачиваем голову вправо, влево и снова вправо, влево. А теперь поднимаем голову вверх, опустим вниз, смотрим под ноги, и опять вверх, вниз.

Воспитатель: А вот, и дом сороки.

– Тук-тук! Здесь живет сорока?

(Сорока встречает гостей низким поклоном.)

Сорока: Входите гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу! Вот чугунок, в котором я кашу варю, вот печка, здесь я пироги пеку, бараночки, крендельки, калачи.

Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, жару из печи!
Все румяны, горячи!

(Показывает блюдо с баранками.)

Воспитатель: Ой, горячи, горячи. Взять в руки нельзя, обжигают. Сорока ты их положи на окошко. Чтобы остудились, а потом нас угостишь. А сейчас расскажи пожалуйста. Где летала, что видала?

– Ребята, попросим вместе.

Воспитатель и дети: Сорока, сорока! Где была?

Сорока: Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топил, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала…

– Прошу за стол гости дорогие! (из печи достает ухватом горшочек с кашей, ставит на стол)

Воспитатель: Сорока, сорока! Где была?

Сорока: Где была? Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топил, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала!

(Сорока продолжает раздавать детям угощение.)

Этим дала в чашке, этим в плошке, этим в поварешке, этим в ложке. А этому весь масленичек (при этом кладёт на ладонь игрушку-птицу)

– Вот он, мой сыночек, сорочонок! Ему весь масленичек!

(Сорока раскладывает понарошку кашу, в заранее приготовленную посуду, дети понарошку едят кашу.)

Воспитатель: Нам понравилась твоя каша сорока.

Сорока: А знаете ли вы русские народные игры? (да)

Воспитатель: Сорока поиграй с нами в русскую народную игру “Коршун”

Русская народная игра “Коршун”

– Ребята, сорока с нами поиграла, а мы теперь давайте. Для сороки споем песенку и сыграем на ложках.

Сорока: Какие у вас красивые ложки. Из чего сделаны ваши ложки? (из дерева, они деревянные)

– А какой красивый узор на ложках. Из каких элементов он состоит? (из ягодок цветочков, травки, листиков, усиков, завиточков),

– А вот у меня ложки не расписанные. Ребята, а вы поможете мне расписать эти ложки? (дети расписывают ложки)

Какие молодцы! А тебе понравились ложки, сынок-сорочонок? Скажи мне на ушко. Очень? Что ты хочешь? Поплясать для ребят?

(Сорока исполняет русский народный танец для детей, дети присоединяются к пляске.)

И плясать дети умеют! Молодцы! А теперь садитесь, отдохните. Мой сынок устал и хочет спать.

Воспитатель: Сорока, а можно мы для него песенку споем? (дети с вос-лем поют колыбельную)

– Тихо дети, сорочонок спит. Спасибо тебе сорока за кашу, за потешку, за танец. Нам пора домой. До свидания!

Сорока: Ждать вас буду ещё в гости. Возьмите гостинцы – мои бараночки.

Воспитатель: Спасибо мы ещё придём в гости.

(Обратно возвращаются через лес.)

Воспитатель (эмоции грусти, радости): Понравилось вам ребята у сороки? Что мы делали у сороки? (да, кашу ели, песни пели, танцевали, рисовали)

– Мне тоже. Грустно возвращаться назад.

– Покажите. Как вам грустно.

– Но мы ещё обязательно вернёмся сюда.

– Скорее улыбнитесь.

– Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие!” сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.