“Без вины виноватые”
(рабочее название урока)
Нас, безвинно обиженных, много,
Но не видит никто наших слез.
И куда поведет нас дорога
Под железную песню колес?
Промелькнут за окошком перроны...
От конвоя любовь сберегу.
В арестантском промерзшем вагоне
Провезу через морок-тайгу,
Пронесу я ее через годы,
Через зоны больших лагерей.
Не видать мне тебя, как свободы.
Если вспомнишь меня – пожалей.
Н.Домовитов
Цели урока:
развивающая – продолжить формирование
умений анализировать исторические источники
Опережающее задание: знакомство с документами, подготовка сообщения учащимися о масштабах депортаций в Пермском крае
План урока:
- Понятие депортации.
- Средняя оценка численности сталинских депортаций.
- Жизнь депортированного (на примере устного воспоминания).
- Депортации в Пермском крае.
Оборудование урока: презентация (см. Приложение 1), карта “Депортации во время Великой Отечественной войны”, раздаточный материал, словарь урока (см. Приложение 2.).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
(Слайд 1)
В 2010 году наша страна будет отмечать 65-летний юбилей окончания ВОВ, помня об этом, мы проводим этот Урок Памяти, (слайд 2)
В годы правления И.В. Сталина репрессии коснулись полностью или частично более 60 народов и этнических групп. Их общая численность составляла более 3,5 млн.чел. (слайд 3)
Чем были вызваны репрессии в отношении многих народов СССР в годы правления И.В.Сталина? Почему большая часть репрессий пришлась именно на период BOB.
1. Понятие депортации (слайд 4)
Начнем с того, что выясним, что репрессии в отношении народов принято называть понятием “депортация”
В переводе с латинского слово “депортация” имеет два значения: “1) изгнание, высылка из страны;
2. насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов”. Назовите, кого еще, кроме отдельных народов, можно назвать депортированными?
(Примерный ответ учащихся – кулаков, подвергшихся внутренней депортации) Вопрос к классу.
По каким признакам могли проводится депортации народов?
(При И.В.Сталине депортации как часть политических репрессий проводились по классовому, сословному, национальному, конфессиональному и другим признакам). Применительно к народам депортация – это своеобразная форма геноцида.
Все депортации в период Советской власти условно можно разделить на 4 этапа:
– Депортации в период Гражданской войны и НЭПа 1918–1929 гг.
– Большой террор 1930-е годы
– Накануне и во время Великой Отечественной войны 1939–1945 гг.
– Послевоенные депортации 1946–1953 гг. (слайд 5)
2. Средняя оценка численности сталинских депортаций накануне и во время ВОВ
Национальности | Годы депортации | Количество высланных в тыс. (средняя оценка) % от общей численности населения |
Корейцы | 1937–1938 | 172 000 |
Немцы | 1941–1942 | 905 000 |
Финны, румыны | 1941–1942 | 400 000 |
Калмыки | 1943–1944 | 101 000 |
Карачаевцы | 1943 | 70 000 (44,4) |
Чеченцы | 1944 | 485 000 (54,3) |
Ингуши | 1944 | 37 000 (43,7) |
Балкарцы | 1944 | 191 000(48) |
Крымские татары, турки-месхетинцы и другие национальности Закавказья | 1944 | 100 000 |
Итого: | 2 461 000 |
– Сделайте выводы по данным таблицы.
Вопросы к таблице:
1. Какая национальность понесла наибольший урон и почему? (Примерный ответ учащихся: немцы, т.к. СССР в 1941 году начинает войну с Германией)
2. Чем можно объяснить депортации в отношении таких народов, как финны, румыны? (Примерный ответ учащихся: Финляндия, Румыния во время Второй мировой войны были сателлитами Германии)
Работа с картой
- Покажите основные направления сталинских депортаций. (Задание дается одному учащемуся, выполняется с помощью таблицы).
- В какие районы в основном отравляли депортированных? (В Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, Урал)
- Представить каким образом, происходило переселение, нам поможет следующий документ:
Из инструкции по проведению переселения немцев август 1941 г.
Переселению подлежат все жители по национальности немцы, проживающие в городах и сельских местностях АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областях.
Члены ВКП(б) и ВЛКСМ переселяются одновременно вместе с остальными.
Немцы, проживающие в указанных районах, выселяются на территорию Казахской СССР, Красноярского и Алтайского краев, Омской и Новосибирской областей.
Члены семей военнослужащих Красной Армии и начальствующего состава подлежат переселению на общих основаниях. Им должно быть предоставлено в местах расселения преимущество, в первую очередь в хозяйственном и бытовом устройстве...
Проведение операции
- Разрешить переселяемым брать собой бытовое имущество, мелкий производственный инвентарь и деньги (сумма не ограничивается, ценности также). Общий вес всех вещей, одежды и инвентаря не должен превышать одной тонны на семью. Громоздкие вещи брать с собой не разрешается.
- Переселяемым предоставляется определенный срок для сбора и упаковки имущества. Городским жителям разрешается оставшееся лично им принадлежащее имущество реализовывать через доверенных лиц, которые в 10-дневный срок продают его и вырученные деньги направляют владельцу по новому месту жительства.
- Предупреждать переселяемых, чтобы брали с собой запас продовольствия из расчета не менее чем на один месяц.
Вопросы к документу
- В чем были причины создания такой инструкции?
- Какие народы могли быть подвергнуты депортации по той же причине, кроме немцев?
Ответ: финны-ингерманландцы, турки-месхетинцы, корейцы, греки, болгары, турки и т.д.
Учащиеся должны прийти к выводу о причинах
сталинских депортаций.
Учитель приводит пример, только в Латвии
численность “пятой колонны” была больше 60 тыс.
человек. (слайд 6)
– Рассмотрим пример и судьбы другого немца, чтобы понять всю многоликость войны.
3. Жизнь депортированного
Работая с источником представим конкретную судьбу депортированного немца (возможного участника “пятой колонны”) Потому что я немец? (см. Приложение 1)
Вопросы к документу
- По какой причине Готман Рудольф был выслан на Урал?
- На каких работах “трудармии” использовался труд участника событий?
- Чем можно объяснить начало и окончание срока пребывания Готмана в “трудармии”?
- Знакома ли вам фамилия Вагнер? Что связывает этого человека с нашим городом? (слайд 7).
- Сопоставьте свое отношение к этому человеку с цитатой из текста “немец – враг народа”. Сделайте вывод.
Рассказ учителя о Вагнере Е.А. почетном гражданине города Березники.
4. Депортации в Пермский край
(Сообщение учащегося) (слайд 8)
Заключительное слово учителя (слайд 9)
5. Итог урока
В 1991 году был принят закон “О реабилитации жертв политических репрессий”, 1989 год – Съезд народных депутатов СССР признал депортацию народов, пострадавших в период ВОВ (1941-1944) незаконной.
В нашем крае существует Пермское отделение международного общества “Meмориал”. Этим обществом были выпущены книги “Годы террора”, “Политические репрессии в Прикамье”, в которых опубликованы документы, связанные с судьбами депортированных в Прикамье.
Великая Отечественная война многолика, носящая порой противоречивый характер, мы должны осознать это, анализируя события тех лет и помнить всех, кто сражался на фронте и тех, кто были депортированы не по своей воле.
Список использованной литературы
- Лейбович О.Л. Политические репрессии в Прикамье, Пермь, издательство “Пушка”, 2006.
- Материалы с сайта Пермского отделения международного общества “Мемориал” //www.pmem.ru//
- Журнал “Преподавание истории в школе”, № 1, 2009, А.А.Алафаев “Причины сталинских депортаций”, стр.26–28
- Дмитриенко В.П., Шестаков В.А. Учебник для 11 класса, “История России ХХ век”, 2002.