Урок "Сталинские депортации в годы войны"

Разделы: История и обществознание


“Без вины виноватые”
(рабочее название урока)

Нас, безвинно обиженных, много,
Но не видит никто наших слез.
И куда поведет нас дорога
Под железную песню колес?
Промелькнут за окошком перроны...
От конвоя любовь сберегу.
В арестантском промерзшем вагоне
Провезу через морок-тайгу,
Пронесу я ее через годы,
Через зоны больших лагерей.
Не видать мне тебя, как свободы.
Если вспомнишь меня – пожалей.
                                                Н.Домовитов

Цели урока:

  • развивающая – продолжить формирование умений анализировать исторические источники
  • образовательная – сформировать представление о понятии “депортация”, о причинах депортаций, жизни депортированного на примере Пермского края
  • воспитательная – воспитывать межнациональную толерантность, готовность конструктивно оценивать историю Великой Отечественной войны

Опережающее задание: знакомство с документами, подготовка сообщения учащимися о масштабах депортаций в Пермском крае

План урока:

  1. Понятие депортации.
  2. Средняя оценка численности сталинских депортаций.
  3. Жизнь депортированного (на примере устного воспоминания).
  4. Депортации в Пермском крае.

Оборудование урока: презентация (см. Приложение 1), карта “Депортации во время Великой Отечественной войны”, раздаточный материал, словарь урока (см. Приложение 2.).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

(Слайд 1)

В 2010 году наша страна будет отмечать 65-летний юбилей окончания ВОВ, помня об этом, мы проводим этот Урок Памяти, (слайд 2)

В годы правления И.В. Сталина репрессии коснулись полностью или частично более 60 народов и этнических групп. Их общая численность составляла более 3,5 млн.чел. (слайд 3)

Чем были вызваны репрессии в отношении многих народов СССР в годы правления И.В.Сталина? Почему большая часть репрессий пришлась именно на период BOB.

1. Понятие депортации (слайд 4)

Начнем с того, что выясним, что репрессии в отношении народов принято называть понятием “депортация”

В переводе с латинского слово “депортация” имеет два значения: “1) изгнание, высылка из страны;

2. насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов”. Назовите, кого еще, кроме отдельных народов, можно назвать депортированными?

(Примерный ответ учащихся – кулаков, подвергшихся внутренней депортации) Вопрос к классу.

По каким признакам могли проводится депортации народов?

(При И.В.Сталине депортации как часть политических репрессий проводились по классовому, сословному, национальному, конфессиональному и другим признакам). Применительно к народам депортация – это своеобразная форма геноцида.

Все депортации в период Советской власти условно можно разделить на 4 этапа:

– Депортации в период Гражданской войны и НЭПа 1918–1929 гг.

– Большой террор 1930-е годы

– Накануне и во время Великой Отечественной войны 1939–1945 гг.

– Послевоенные депортации 1946–1953 гг. (слайд 5)

2. Средняя оценка численности сталинских депортаций накануне и во время ВОВ

Национальности Годы депортации Количество высланных в тыс. (средняя оценка) % от общей численности населения
Корейцы 1937–1938 172 000
Немцы 1941–1942 905 000
Финны, румыны 1941–1942 400 000
Калмыки 1943–1944 101 000
Карачаевцы 1943 70 000 (44,4)
Чеченцы 1944 485 000 (54,3)
Ингуши 1944 37 000 (43,7)
Балкарцы 1944 191 000(48)
Крымские татары, турки-месхетинцы и другие национальности Закавказья 1944 100 000
Итого:

2 461 000

– Сделайте выводы по данным таблицы.

Вопросы к таблице:

1. Какая национальность понесла наибольший урон и почему? (Примерный ответ учащихся: немцы, т.к. СССР в 1941 году начинает войну с Германией)

2. Чем можно объяснить депортации в отношении таких народов, как финны, румыны? (Примерный ответ учащихся: Финляндия, Румыния во время Второй мировой войны были сателлитами Германии)

Работа с картой

  1. Покажите основные направления сталинских депортаций. (Задание дается одному учащемуся, выполняется с помощью таблицы).
  2. В какие районы в основном отравляли депортированных? (В Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, Урал)
  3. Представить каким образом, происходило переселение, нам поможет следующий документ:

Из инструкции по проведению переселения немцев август 1941 г.

Переселению подлежат все жители по национальности немцы, проживающие в городах и сельских местностях АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областях.

Члены ВКП(б) и ВЛКСМ переселяются одновременно вместе с остальными.

Немцы, проживающие в указанных районах, выселяются на территорию Казахской СССР, Красноярского и Алтайского краев, Омской и Новосибирской областей.

Члены семей военнослужащих Красной Армии и начальствующего состава подлежат переселению на общих основаниях. Им должно быть предоставлено в местах расселения преимущество, в первую очередь в хозяйственном и бытовом устройстве...

Проведение операции

  1. Разрешить переселяемым брать собой бытовое имущество, мелкий производственный инвентарь и деньги (сумма не ограничивается, ценности также). Общий вес всех вещей, одежды и инвентаря не должен превышать одной тонны на семью. Громоздкие вещи брать с собой не разрешается.
  2. Переселяемым предоставляется определенный срок для сбора и упаковки имущества. Городским жителям разрешается оставшееся лично им принадлежащее имущество реализовывать через доверенных лиц, которые в 10-дневный срок продают его и вырученные деньги направляют владельцу по новому месту жительства.
  3. Предупреждать переселяемых, чтобы брали с собой запас продовольствия из расчета не менее чем на один месяц.

Вопросы к документу

  1. В чем были причины создания такой инструкции?
  2. Какие народы могли быть подвергнуты депортации по той же причине, кроме немцев?

Ответ: финны-ингерманландцы, турки-месхетинцы, корейцы, греки, болгары, турки и т.д.

Учащиеся должны прийти к выводу о причинах сталинских депортаций.
Учитель приводит пример, только в Латвии численность “пятой колонны” была больше 60 тыс. человек. (слайд 6)

– Рассмотрим пример и судьбы другого немца, чтобы понять всю многоликость войны.

3. Жизнь депортированного

Работая с источником представим конкретную судьбу депортированного немца (возможного участника “пятой колонны”) Потому что я немец? (см. Приложение 1)

Вопросы к документу

  1. По какой причине Готман Рудольф был выслан на Урал?
  2. На каких работах “трудармии” использовался труд участника событий?
  3. Чем можно объяснить начало и окончание срока пребывания Готмана в “трудармии”?
  4. Знакома ли вам фамилия Вагнер? Что связывает этого человека с нашим городом? (слайд 7).
  5. Сопоставьте свое отношение к этому человеку с цитатой из текста “немец – враг народа”. Сделайте вывод.

Рассказ учителя о Вагнере Е.А. почетном гражданине города Березники.

4. Депортации в Пермский край

(Сообщение учащегося) (слайд 8)
Заключительное слово учителя (слайд 9)

5. Итог урока

В 1991 году был принят закон “О реабилитации жертв политических репрессий”, 1989 год – Съезд народных депутатов СССР признал депортацию народов, пострадавших в период ВОВ (1941-1944) незаконной.

В нашем крае существует Пермское отделение международного общества “Meмориал”. Этим обществом были выпущены книги “Годы террора”, “Политические репрессии в Прикамье”, в которых опубликованы документы, связанные с судьбами депортированных в Прикамье.

Великая Отечественная война многолика, носящая порой противоречивый характер, мы должны осознать это, анализируя события тех лет и помнить всех, кто сражался на фронте и тех, кто были депортированы не по своей воле.

Список использованной литературы

  1. Лейбович О.Л. Политические репрессии в Прикамье, Пермь, издательство “Пушка”, 2006.
  2. Материалы с сайта Пермского отделения международного общества “Мемориал” //www.pmem.ru//
  3. Журнал “Преподавание истории в школе”,  № 1, 2009, А.А.Алафаев “Причины сталинских депортаций”, стр.26–28
  4. Дмитриенко В.П., Шестаков В.А. Учебник для 11 класса, “История России ХХ век”, 2002.