В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались: А.С. Макаренко, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б., М.Н. Скаткин и др.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Можно использовать игру как элемент урока английского языка в начальной школе, но можно провести и урок в игровой форме. Обычно я провожу в игровой форме обобщающие уроки по какой-либо теме или уроки контроля знаний учащихся. Не секрет, что для учащихся младших классов оценка играет очень важную роль. Проведение контроля в игровой форме, которая очень нравится учащимся, заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку, т.о. снимается стрессовость ситуации. Дети выполняют не контрольную работу, а играют, в то время как учитель оценивает знания учащихся, делает выводы о том, что они усвоили, и над чем еще придется поработать дополнительно.
Приведу пример такого урока во 2 классе (УМК Биболетовой М.З. и др. “Enjoy English-1”).
“Buratino and His Friends”
Задачи:
- образовательные: повторение изученных букв и звуков, числительных от 1 до 10, названий животных и глаголов движения; совершенствование навыков монологической речи; формирование навыков аудирования;
- развивающие: развитие внимания, памяти, воображения, мышления, смекалки; развитие эмоциональной сферы учащихся;
- воспитательные: воспитание культуры общения в коллективной деятельности.
Оборудование: презентация, фрагменты фильма “Золотой ключик или приключения Буратино”
Ход урока
Урок проводится в форме соревнования с элементами сказки.
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Сегодня у нас в гостях известный сказочный персонаж – Буратино. Послушайте, что он рассказывает о себе.
I have got a father but I haven’t got a mother.
I like balls but I don’t like dolls.
I can jump but I can’t write.
I like turtles but I don’t like foxes.
I like golden keys but I don’t like locks.Слайд 2 (Приложение 1)
Учитель: А теперь вы расскажите о себе. (Высказывания детей.)
Учитель: У Буратино есть заклятый враг. Посмотрите на фрагменты рисунка и догадайтесь, о ком идет речь. Правильно, это – Карабас - Барабас. (Слайд 3).
На этот раз он заколдовал друзей Буратино, поэтому требуется ваша помощь (Слайд 4).
Участники команд сначала поют песенку про алфавит, а затем по-очереди называют буквы английского алфавита и “дорисовывают” картинку. (Слайд 5-6).
Учитель: Нам пока никого не удалось расколдовать: необходимо выполнить еще одно задание. (Слайд 7).
Учащиеся соединяют заглавную и строчную буквы: A – 6a, etc. (Слайд 8).
Учитель: Мы расколдовали Пьеро. (Слайд 9).
Участники команд по-очереди называют английские звуки. (Слайд 10).
Учитель: Мы освободили Мальвину. (Слайд 11).
Физкультпауза. Учащиеся выполняют команды учителя и “освобождают” Арлекина. (Слайд 12).
Jump, fly, run, ski, play basketball, skate, swim, sit, play the piano.
Музыкальная пауза.
Учитель: Узнаете Лису Алису и Кота Базилио, которые отняли у Буратино золотые монетки? Давайте послушаем их любимую песенку. (“Какое небо голубое…”) А теперь назовите цифры на золотых монетках. (Слайд 13).
Учитель: Молодцы! Вы расколдовали Папу Карло. (Слайд 14).
Учащиеся называют животных. (Слайд 15).
Bear, cat, dog, elephant, fish, lion, monkey, rabbit, tiger, zebra.
Учитель: Мы помогли всем друзьям Буратино освободиться от злых чар Карабаса. Молодцы! (Слайд 16). Вам, наверное, известно, что у русского Буратино есть английский брат, а как его зовут, вы сейчас узнаете. (Слайд 17). Да, его зовут Пинокио. И в заключении, мы посмотрим фрагмент из фильма “Приключения Буратино”. (Песня “Скажите, как его зовут”).