Мастер-класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся"

Разделы: Начальная школа


Форма: имитация работы научно-исследовательского института.

Тема: “Развитие познавательной активности учащихся”.

Основные цели игры:

Образовательная:

  • показать разноплановость работы учителя в выборе системы альтернативных программ обучения;
  • через обмен опытом расширить уровень знаний по теме: “Развитие познавательной активности”.

Развивающая:

  • развитие и создание условий для творческого мышления и фантазии.

Воспитательная:

  • воспитание ответственности за результаты коллективной деятельности культуры взаимоотношений в ходе игры.

Оборудование: карточки с заданиями; макеты лопат черного, зеленого, синего, красного цветов; конверты с вопросами; схема исследований; звуковая запись “Шум моря”.

Игра проводится с учителями, методистами, педагогами-организаторами, психологами.

Тип: ролевая игра.

Мастер-класс рассчитан на 20 минут.

План проведения

1. Организационный момент

– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вы в гостях у педагога I квалификационной категории Самсон Татьяны Николаевны. Нам с вами предстоит выполнить совместно большую работу. Давайте разделимся на две группы. Для того, чтобы легко работалось берем с собой в дорогу хорошее настроение. Для этого давайте улыбнемся друг другу и скажем приятные слова (очень рады видеть вас, с вами приятно работать, вы сегодня великолепно выглядите…).

2. Основная часть

– Тема нашего занятия мастер-класса “Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики”. Это очень сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда. Перед вами схемы “Условные обозначения лабораторных исследований”.

№ слоя Должность Тема исследования
1 Младший лаборант “Противоречия во взглядах”
2 Старший лаборант “Наука – практике”
3 Младший научный сотрудник “Черный ящик”
4 Старший научный сотрудник “Познавательная активность учащихся – практика”

– Поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам лопаты черного цвета. Нам предстоит раскопать верхний слой и ответить на вопросы в конвертах (у каждой группы свой вопрос).

Берут конверты первая и вторая группы вместе с лопатами черного цвета. Первая группа читает свой вопрос: “Каким мы хотим видеть идеального ученика на уроке?”.

– Уважаемые лаборанты перед вами лежат чистые листы и дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос (включается звуковой фон “Шум моря”).

Через две минуты свой вопрос читает вторая группа: “Какие качества вы хотели бы видеть у юношей и девушек, заканчивающих школу?”.

После обсуждений делается вывод: мы хотим учить усидчивых и внимательных, а получить самостоятельных и имеющих собственное мнение, конкурентоспособных на рынке труда людей, то есть мы видим на лицо факт противоречия.

– Настоящее время – это время перемен. Государству нужны люди, способные творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Мы видим, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Поэтому наряду с традиционной системой обучения в настоящее время существуют и альтернативные, взявшие на вооружение современные технологии для развития познавательности.

Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются зеленые лопаты. Второй слой идет под названием “Наука – практике”. Берем зеленые конверты и достаем девять карточек с названиями: “Карась”, “Орел”, “Овца”, “Перья”, “Чешуя”, “Шерсть”, “Летать”, “Плавать”, “Бегать”. Ваша задача разложить их на три группы по три карточки, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов (варианты ответов):

а) карась-орел-овца
    бегать-плавать-летать
    шерсть-перья-чешуя

(Если разложены слова в таком порядке, значит у этих людей логическое мышление, доминирование левого полушария, то есть мыслительный тип.)

б) карась-чешуя-плавать
    орел-перья-летать
    овца-шерсть-бегать

(Образное мышление, доминирование правого полушария, то есть художественный тип.)

в) оба варианта – смешанный тип.

– Учитель должен работать ориентируясь не на школьный класс в целом, а на индивидуальность каждого ученика. Каждый человек имеет свой познавательный стиль. Дети, как и взрослые, различаются по функциональной организации мозга. Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое полушарие отвечает за правую сторону тела. Один американский педагог сказал: “Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг”. Школьные методики, тренируя и развивая левое полушарие игнорируют половину умственных возможностей учащихся. Правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам: визуальным, через чувства, через слух.

Мы переходим к третьему слою. Вам присваивается звание младших научных сотрудников и вручаются лопаты с синим цветом. Вашей задачей является определение соответствия программ и учебников. (На листе записаны программы: “Школа России”, “Школа – XXI век”, “ИНОС”, “Школа 2000”, “Развивающее обучение Л.В. Занкова”. Перед каждой группой ставится ящик с учебниками. Включается шумовой фон “Шум моря” и дается две минуты на определение.)

Молодцы, с заданием справились. Переходим к последнему четвертому слою. Вам присваивается звание старшего научного сотрудника и вручаются лопаты красного цвета. Этот слой называется “Познавательная активность учащихся – практика”. На своих уроках я использую следующие приемы: “зарядка для ума”, “зрительные диктанты”, “графические диктанты”, “развитие мелкой моторики рук с помощью обведения трафаретов”, “работа с песком”.

Группам даются листочки с вопросами и десять секунд на ответы:

  1. Что просит сказать врач, осматривая горло?
  2. Назвать слова, которые начинаются со слога бу.
  3. Как по другому называется пища?
  4. Если стол выше стула, то… ?
  5. Лыжное время года?
  6. Сколько ног у паука?
  7. Назвать пять дней недели, не называя их.

3. Подведение итогов

– Наш мастер-класс подошел к концу. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос и нашли пути его решения.

Уважаемые коллеги поздравляю вас с выполнением кандидатского минимума и с присвоением вам звания “Кандидат исследовательских наук”. Благодарю вас за сотрудничество.

Литература

  1. Журнал “Практика образования №1”, 2006.
  2. Холодова О. Рабочая тетрадь “Юным умникам и умницам”. – М.: Росткнига, 2005.
  3. Ерохина Л.П. Творческие раскопки (ролевая игра). – Набережные Челны, ГЦДТ, 2001.
  4. Журнал “Практика образования №3”, 2007.