Форма: имитация работы научно-исследовательского института.
Тема: “Развитие познавательной активности учащихся”.
Основные цели игры:
Образовательная:
- показать разноплановость работы учителя в выборе системы альтернативных программ обучения;
- через обмен опытом расширить уровень знаний по теме: “Развитие познавательной активности”.
Развивающая:
- развитие и создание условий для творческого мышления и фантазии.
Воспитательная:
- воспитание ответственности за результаты коллективной деятельности культуры взаимоотношений в ходе игры.
Оборудование: карточки с заданиями; макеты лопат черного, зеленого, синего, красного цветов; конверты с вопросами; схема исследований; звуковая запись “Шум моря”.
Игра проводится с учителями, методистами, педагогами-организаторами, психологами.
Тип: ролевая игра.
Мастер-класс рассчитан на 20 минут.
План проведения
1. Организационный момент
– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вы в гостях у педагога I квалификационной категории Самсон Татьяны Николаевны. Нам с вами предстоит выполнить совместно большую работу. Давайте разделимся на две группы. Для того, чтобы легко работалось берем с собой в дорогу хорошее настроение. Для этого давайте улыбнемся друг другу и скажем приятные слова (очень рады видеть вас, с вами приятно работать, вы сегодня великолепно выглядите…).
2. Основная часть
– Тема нашего занятия мастер-класса “Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики”. Это очень сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда. Перед вами схемы “Условные обозначения лабораторных исследований”.
№ слоя | Должность | Тема исследования |
1 | Младший лаборант | “Противоречия во взглядах” |
2 | Старший лаборант | “Наука – практике” |
3 | Младший научный сотрудник | “Черный ящик” |
4 | Старший научный сотрудник | “Познавательная активность учащихся – практика” |
– Поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам лопаты черного цвета. Нам предстоит раскопать верхний слой и ответить на вопросы в конвертах (у каждой группы свой вопрос).
Берут конверты первая и вторая группы вместе с лопатами черного цвета. Первая группа читает свой вопрос: “Каким мы хотим видеть идеального ученика на уроке?”.
– Уважаемые лаборанты перед вами лежат чистые листы и дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос (включается звуковой фон “Шум моря”).
Через две минуты свой вопрос читает вторая группа: “Какие качества вы хотели бы видеть у юношей и девушек, заканчивающих школу?”.
После обсуждений делается вывод: мы хотим учить усидчивых и внимательных, а получить самостоятельных и имеющих собственное мнение, конкурентоспособных на рынке труда людей, то есть мы видим на лицо факт противоречия.
– Настоящее время – это время перемен. Государству нужны люди, способные творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Мы видим, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Поэтому наряду с традиционной системой обучения в настоящее время существуют и альтернативные, взявшие на вооружение современные технологии для развития познавательности.
Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются зеленые лопаты. Второй слой идет под названием “Наука – практике”. Берем зеленые конверты и достаем девять карточек с названиями: “Карась”, “Орел”, “Овца”, “Перья”, “Чешуя”, “Шерсть”, “Летать”, “Плавать”, “Бегать”. Ваша задача разложить их на три группы по три карточки, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов (варианты ответов):
а) карась-орел-овца
бегать-плавать-летать
шерсть-перья-чешуя
(Если разложены слова в таком порядке, значит у этих людей логическое мышление, доминирование левого полушария, то есть мыслительный тип.)
б) карась-чешуя-плавать
орел-перья-летать
овца-шерсть-бегать
(Образное мышление, доминирование правого полушария, то есть художественный тип.)
в) оба варианта – смешанный тип.
– Учитель должен работать ориентируясь не на школьный класс в целом, а на индивидуальность каждого ученика. Каждый человек имеет свой познавательный стиль. Дети, как и взрослые, различаются по функциональной организации мозга. Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое полушарие отвечает за правую сторону тела. Один американский педагог сказал: “Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг”. Школьные методики, тренируя и развивая левое полушарие игнорируют половину умственных возможностей учащихся. Правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам: визуальным, через чувства, через слух.
Мы переходим к третьему слою. Вам присваивается звание младших научных сотрудников и вручаются лопаты с синим цветом. Вашей задачей является определение соответствия программ и учебников. (На листе записаны программы: “Школа России”, “Школа – XXI век”, “ИНОС”, “Школа 2000”, “Развивающее обучение Л.В. Занкова”. Перед каждой группой ставится ящик с учебниками. Включается шумовой фон “Шум моря” и дается две минуты на определение.)
Молодцы, с заданием справились. Переходим к последнему четвертому слою. Вам присваивается звание старшего научного сотрудника и вручаются лопаты красного цвета. Этот слой называется “Познавательная активность учащихся – практика”. На своих уроках я использую следующие приемы: “зарядка для ума”, “зрительные диктанты”, “графические диктанты”, “развитие мелкой моторики рук с помощью обведения трафаретов”, “работа с песком”.
Группам даются листочки с вопросами и десять секунд на ответы:
- Что просит сказать врач, осматривая горло?
- Назвать слова, которые начинаются со слога бу.
- Как по другому называется пища?
- Если стол выше стула, то… ?
- Лыжное время года?
- Сколько ног у паука?
- Назвать пять дней недели, не называя их.
3. Подведение итогов
– Наш мастер-класс подошел к концу. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос и нашли пути его решения.
Уважаемые коллеги поздравляю вас с выполнением кандидатского минимума и с присвоением вам звания “Кандидат исследовательских наук”. Благодарю вас за сотрудничество.
Литература
- Журнал “Практика образования №1”, 2006.
- Холодова О. Рабочая тетрадь “Юным умникам и умницам”. – М.: Росткнига, 2005.
- Ерохина Л.П. Творческие раскопки (ролевая игра). – Набережные Челны, ГЦДТ, 2001.
- Журнал “Практика образования №3”, 2007.