Урок трудового обучения. Работа с бумагой. Птица счастья (новогодняя игрушка)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить формирование умения работать по технологической карте; закрепить умение читать чертежи; формировать у учащихся умения самостоятельно ориентироваться в работе; активизировать познавательную активность посредством загадок, кроссвордов, пословиц, старинных слов.
  2. Овладевать умениями точно вычерчивать необходимые детали, конструировать их, планировать этапы работы, анализировать объекты деятельности; развивать логическое мышление, моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки; прививать эстетику в учебном труде; желание делать подарки и дарить их людям.

Оборудование:

  1. Цветная бумага.
  2. Линейка, ножницы, карандаши, клей.
  3. Аудиозапись произведений Чайковского «Времена года».
  4. Чертёж.
  5. Технологическая карта.
  6. Образец изделия.
  7. Плакат «Над, чем постараешься, тому и порадуешься».

Ход урока

I. Оргмомент:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем запоминаем
Ни минуты не теряем.

II. Отгадывание кроссворда

(Приложение 1) Загадки:

  1. Старик у ворот
    Тепло уволок. (Мороз)

  2. Пусть я птичка невеличка,
    У меня друзья – привычка.
    Как начнутся холода
    Прямо с севера сюда. (Снегирь)

  3. Над бабушкиной избушкой
    Висит хлеба краюшка.
    Собаки лают,
    А достать не могут (Месяц)

  4. Дали братьям теплый дом
    Чтобы жили впятером.
    Брат большой не согласился
    И отдельно поселился. (Варежки)

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Зима)

– Как долго длиться зима? (3 месяца)

– Как называются зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

– А почему их так назвали?

На доске запись (Студень, просинец, снежень)

Учитель:

  • Декабрь – в народе называли студень. Он землю студит, реки и озера мостит, поля серебристым покрывалом укрывает.
  • Январь – просинец – морозные узоры на окнах рисует, лед красит в впросинь – синим цветом.
  • Февраль – снежень – приходит с метелями да вьюгами.

– Какое самое важное событие происходит зимой, а точнее в декабре? (Новый год, Рождество)

– А что является украшением каждого дома в Новогодние и Рождественские праздники? (Елка)

– А почему? Не знаете? Сейчас узнаем.

III. Чтение рассказа «В лесу родилась елочка».

Звучит аудиозапись Чайковского «Времена года».

Учитель: Понравился ли вам рассказ?

– Что интересного вы узнали?

IV. Чтение стихов детьми о елке, о празднике. (2 чел.)

V. Работа по теме.

Учитель:

Говорят на новый год
Что не пожелается
Все всегда произойдет
Все всегда сбывается
Могут даже у ребят
Сбыться все желания
Только надо говорят
Приложить старания.

Учитель: Сегодня мы открываем Мастерскую Деда Мороза. На первом занятии я предлагаю изготовить Птицу Счастья – новогоднюю игрушку на елку.

а) Демонстрация образца.

– Кто желает изготовить Птицу Счастья?

б) Анализ образца.

– Сможете ли выполнить эту работу самостоятельно?

– Почему так считаете? (Из полосок конструировали животных. В технике оригами выполняли птиц)

– Догадайтесь на сколько частей можно разделить объект?

– Какие? (туловище и хвост)

– Что необходимо использовать для поэтапного выполнения туловища птицы? (технологическую карту)

– Из чего собран хвост? (полосок разной длинны)

– Что поможет вычертить полоски нужной длинны? (чертеж)

– Что понадобится для изготовления Птицы? (Цветная бумага).

– Какие инструменты будем использовать? (Ножницы, линейка, карандаш, клей)

в) Подготовка рабочего места.

г) Техника безопасности.

– Использование каких инструментов может быть травмоопасно?

– Назовите правила безопасной работы.

д) Работа в группах.

1-я группа работает по технологической карте. (Приложение 3)

2-я группа работает по чертежу. (Приложение 2)

  1. Анализ чертежа.
  2. Составление алгоритма выполнения работы. (Приложение 4)
    а) Выполнение чертежа на цветной бумаге.
    б) Разрезать на полоски.
    в) Обмен деталями.
    г) Склеивание деталей «Капелькой».
  3. Сбор птицы. (Приложение 6)

VI. Итог.

1)Учитель: Справились ли вы с заданием?

Кому требовалась помощь учителя?

– Кто нашел ошибки, не точности в работе?

– Что нового узнали на уроке?

– Чем можете поделиться с друзьями?

– Отражает ли пословица, написанная на доске ваши чувства?

2)

Смысл превращений чудесных
Хотели вы познать
И мастерами стали
Умений не отнять.
В руках умелых ваших
Не возникает зло.
И ваша Птица Счастья
Всем принесет добро.

VII. Рефлексия.

Учитель: Раскрасьте того Пушистика, который отражает ваши чувства.

Выберите тот цвет карандаша, который соответствует вашему настроению: красный – радостное, желтый-спокойное, синий – грустное (Приложение 5).

Учитель: Я делаю вывод, что урок вам понравился. У всех радостное настроение.

VIII. Домашнее задание.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим занятие в мастерской Деда Мороза.

Принесите цветную бумагу, ножницы, клей.