Цели:
- Создать условия для закрепления правил правописания суффиксов наречий, умения создавать схемы на основе знания правил и использовать их в работе.
- Развивать связную монологическую речь учащихся, наблюдательность, умение доказывать ответ, выслушивать мнение одноклассников.
Ход урока
I. Сообщение задач урока:
– Сегодня мы вспомним изученные ранее правила правописания слов и будем использовать их на практике. А что это за правила, какой темой они объединены, определим с помощью минутки чистописания.
II. Минутка чистописания:
- с этой буквы начинается антоним к слову «высоко»
- буква, обозначающая шипящий в слове «горячо»
- непарный звонкий согласный из этого же слова
- какой суффикс нужно писать в слове «изредка»
- какой суффикс пишется в слове «по-птичьи»
- «неуклюже»
- безударная гласная в слове «вперед»
Из полученных букв составить слово.
Наречие.
Слово «наречие» – очень старое. Встречается еще в древнерусских летописях. Тогда оно имело значения – «язык, слово, спор, предмет» и др. Корень «речь» как бы связывает наречие с глаголом. Древние римляне в буквальном переводе называли его «приглаголием».
III. Сообщение темы.
Самостоятельно определите тему урока.
«Наречие и правила правописания наречий»
IV. Закрепление.
А) Что такое наречие? В чем его особенность?
Составление схемы с помощью карточек (коллективно).
Наречие, обозначает, поясняет, изменяемая, неизменяемая, глагол, прилагательное, как?, что?, когда?, что делает?, где?, откуда? существительное, место действия, образ, время, степень качества.
Наречие
неизменяемая часть речи
поясняет глагол и прилагательное
как? когда? где? откуда? в какой степени?
место действия, образ действия, время действия, степень качества
Рассказ по схеме. Индивидуальный ответ с примерами.
– Наречие подчиняется своим особым правилам. От чего зависит правописание?
Б) – Составление схем по правилам (работа парами с карточками у доски).
Суффикс –о ,суффикс - е, после шипящих, под ударением, без ударения, суффикс –о, суффикс – а, приставки в-, за-, на-, с-, из-, до-, суффикс – и, приставка по-.
1. После шипящих | ||
под ударением -о |
без ударения -е |
|
2. Приставки с-, до-, из- суффикс -а |
Приставки за-, на-, в- суффикс -о |
3. Приставка по- суффикс и- |
В) – Все остальные пишут словарный диктант.
Горячо, напрасно, влево, слева, блестяще, по-русски, изредка, редко, по-прежнему, пчелы.
– Проверка: рассказ по схеме + примеры на данное правило из словарного диктанта.
– какие слова «лишние»?
Г) Какографическая работа
– Не секрет, что зная правила, многие при письме допускают ошибки. Сегодня наши ошибки не усидели в тетрадках, разлетелись по классу и просят нас о помощи. Давайте поможем словам.
Объяснить. (Учащимся предлагаются слова, в которых они допустили ошибки на предыдущих уроках. Слова написаны на карточках и размещены по классу).
Ученик, перемещаясь по классу, находит карточку и объясняет «свою ошибку».
Д) – Поиск слов на изученные правила в готовом тексте (самостоятельная работа).
В лесу свежо и сыро от утренней росы. Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечо. Нужно быть внимательным: здесь водятся гадюки. Людей они не трогают, но ногой лучше не наступать. Интересно наблюдать за ней издалека.
Проверка: чтение слова + объяснение с помощью правила.
V. Итог урока:
– буквенный диктант. Зачеркнуть буквы, которые являются суффиксами наречий.
Досуха, зловеще, заново, снова, по-птичьи, горячо, быстро, изредка.
М, а, е, о, о, а, л, и, о, о, а, и, д, е, а, ц.
– из оставшихся букв составить слово: молодец.