Цели урока:
- обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; с
- овершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»;
- развивать умения и навыки речевой деятельности;
- воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов.
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Технология: формирование типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока.
Ход урока
Содержание работы | Формы, методы и приёмы |
І. Организационный момент. (1-3 мин.) | |
– Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. – Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. |
Включение детей в деятельность. Позитивный настрой на урок. Общая установка урока (выделение содержательной области). Музыкальное сопровождение. |
ІІ. До чтения. (5-10 мин.) | |
1) Прослушивание отрывка музыкального произведения. Звучит отрывок из музыкального произведения «Симфония №2 си минор Богатырская». – Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения? 2) Лексическая работа. Подбор синонимов к слову богатырь. 3) Проверка домашнего задания. Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей. Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей. 4) Индивидуальная самостоятельная работа на карточках «Одежда и оружие богатыря». Самостоятельная работа по карточкам <Приложение> (по желанию детей). Физкультминутка. Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо, и ещё через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо. Получается на славу! 5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника. 6) Антиципация. Вопросы после чтения: – Что свойственно богатырям разных народов? – Как зовут, узбекского, башкирского богатырей? – Чем славились богатыри? – Какие сказки вы о них вы читали? Работа со скороговоркой. Задание 1 в тетради с. 28. – Чем необычна скороговорка? – Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать? Прочитайте название текста на с. 188. – Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.) – А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.) – Кто автор сказки? Вот откуда такое непонятное название сказки? Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте). Рассмотрите иллюстрацию. – Кого вы на ней видите? – Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно выше, чем охотники.) – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку. |
Эвристическая беседа. Индивидуальный подход. Самостоятельная работа. Иллюстративный метод (ИКТ). Частично-поисковый метод. Принцип психологической комфортности. |
ІІІ. Работа во время чтения. (15-20 мин.) | |
1) Первичное чтение текста. |
Самостоятельное чтение, чтение-слушание, комбинированное чтение вслух или про себя. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием текста. Метод «вдумчивого чтения», диалог с автором чрез текст. Выявление первичного восприятия (беседа) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей класса. |
IV. После чтения (10-15 мин.) | |
1)Концептуальная беседа по тексту. Вопросы после чтения всей сказки: – Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов? 2)Работа с заглавием, иллюстрациями. – В заглавии сказки отражена тема сказки или основная мысль? – Иллюстрации к сказке точно соответствуют содержанию или нет? – Прочитайте предложения, которые соответствуют иллюстрациям. 3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка. Задание 2 в тетради, с. 28 |
Коллективная дискуссия. Работа с дополнительными источниками. Самостоятельная работа в группах (с коллективной проверкой). Выборочное чтение. |
V. Подведение итогов урока (3-5 мин.) | |
Прочитайте 3-е предложение сказки – О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка? Прочитайте пословицы и определите, к кому относится каждая: Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут. 1)Домашнее задание. Перечитать сказку, разделить ее на части. Задание 5 в тетради, с. 28. Выразительное чтение понравившегося фрагмента (по желанию) |
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Перечисление своих действий. Демонстрация главного итога. Соблюдение принципа психологической комфортности. |