"Чем силен человек?" (Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; с
  • овершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»;
  • развивать умения и навыки речевой деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов.

Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).

Технология: формирование типа правильной читательской деятельности.

Оборудование: презентация по теме урока.

Ход урока

Содержание работы Формы, методы и приёмы
І. Организационный момент. (1-3 мин.)
– Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

– Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Включение детей в деятельность.
Позитивный настрой на урок.
Общая установка урока (выделение содержательной области).
Музыкальное сопровождение.
ІІ. До чтения. (5-10 мин.)
1) Прослушивание отрывка музыкального произведения.
Звучит отрывок из музыкального произведения «Симфония №2 си минор Богатырская».
– Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения?

2) Лексическая работа.
Подбор синонимов к слову богатырь.


3) Проверка домашнего задания.

Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей.
Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей.

4) Индивидуальная самостоятельная работа на карточках «Одежда и оружие богатыря».
Самостоятельная работа по карточкам <Приложение> (по желанию детей).

Физкультминутка.
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника.                               
6) Антиципация.

Вопросы после чтения:
Что свойственно богатырям разных народов?
– Как зовут, узбекского, башкирского богатырей?
– Чем славились богатыри?
– Какие сказки вы о них вы читали?
Работа со скороговоркой.
Задание 1 в тетради с. 28.
– Чем необычна скороговорка?
– Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать?
Прочитайте название текста на с. 188.
Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.)
– А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.)
– Кто автор сказки?
Вот откуда такое непонятное название сказки?
Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте).

Рассмотрите иллюстрацию.
Кого вы на ней видите?
– Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно выше, чем охотники.)
– Как вы думаете, что произойдет дальше?
– Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку.

Эвристическая беседа.
Индивидуальный подход.
Самостоятельная работа.
Иллюстративный метод (ИКТ).
Частично-поисковый метод.
Принцип психологической комфортности.
ІІІ. Работа во время чтения. (15-20 мин.)

1) Первичное чтение текста.
Чтение сказки детьми по абзацам.
Вопросы после чтения 1-ого абзаца:         
– Кто же такой Дыйканбай?
– Каким он был человеком?
Чтение 2-3-го абзацев:
– Каким вы представляете дэва?
– Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.)
– Совпадает ли ваше представление о дэве с предположением художника? А может быть он такой?

Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай?
Физкультминутка музыкальная.
Прочитаем дальше и проверим предположения.
После чтения 4-го абзаца:         
– Чему радовался дэв? А Дыйканбай?
– Верите ли вы словам Дыйканбая? Почему он так сказал?
Чтение далее:
– Почему дэв струсил?
– Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался?
– Как дэв «спас» свою жизнь?
Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать».
– Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чем это говорит?
– Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове?
Чтение до конца (читают про себя.)

2) Беседа по содержанию в целом.
Как в сказке говорится о силе дэвов?
– Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево?
– Какой рассказ они услышали?
– Почему царь дэвов советовал остерегаться людей?
– Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов?

Самостоятельное чтение, чтение-слушание, комбинированное чтение вслух или про себя.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием текста.
Метод «вдумчивого чтения», диалог с автором чрез текст.
Выявление первичного восприятия (беседа) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей класса.
IV. После чтения (10-15 мин.)
1)Концептуальная беседа по тексту.
Вопросы после чтения всей сказки:
– Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов?
2)Работа с заглавием, иллюстрациями.
– В заглавии сказки отражена тема сказки или основная мысль?
– Иллюстрации к сказке точно соответствуют содержанию или нет?
– Прочитайте предложения, которые соответствуют иллюстрациям.
3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка.
Задание 2 в тетради, с. 28
Коллективная дискуссия.
Работа с дополнительными источниками.
Самостоятельная работа в группах (с коллективной проверкой).
Выборочное чтение.
V. Подведение итогов урока (3-5 мин.)
Прочитайте 3-е предложение сказки
– О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?
Прочитайте пословицы и определите, к кому относится каждая:
Плохи дела – где сила без ума.
Смекалка и ум к победе ведут.

1)Домашнее задание.
Перечитать сказку, разделить ее на части.
Задание 5 в тетради, с. 28.
Выразительное чтение понравившегося фрагмента (по желанию)
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Перечисление своих действий.
Демонстрация главного итога.
Соблюдение принципа психологической комфортности.