Использование театральной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Проект «Алиса в стране математики» не стал исключением.

Цель проекта: развитие умственных, познавательных способностей средствами эстетического воспитания.

Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи:

  • Используя театрализованную постановку закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
  • Изучить потребности и желания детей в выборе темы (сказки) для театрализованной постановки.
  • Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.
  • Развить творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки.
  • Привлечь всех участников образовательного процесса к реализации проекта.
  • Закрепить сформированность представлений о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира.
  • Использовать специфику театрализованной постановки как образовательной технологии (Спектакль интерактивный: дети-актеры, дети-зрители, активные участники)
  • Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Деятельность была рассчитана на 6 месяцев

Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность детей и педагога:

1-ый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Работа над проектом началась в начале учебного года с детьми средней группы.

Была смоделирована ситуация – дети группы получают яркую, красочную открытку от девочки Алисы с просьбой рассказать ей сказку о числах. Возникло желание сочинить и «поиграть» в новую сказку. Знания, приобретенные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, занятия по программе «Театр. Творчество. Дети», а также наличие театрального уголка, математического театра способствовали вхождению в образ, обыгрыванию сюжета.

2-ой шаг: совместное определение детьми и воспитателями цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Ежегодно в детском саду проходит «неделя театра», участие в которой принимают дети всех возрастных групп. Дети каждой группы показывают спектакль. Было принято решение показать поставленный спектакль по математической сказке, малышам детского сада, и родителям. Это стало мотивом начала проектной деятельности.

Целью проектной деятельности стала постановка спектакля по математической сказке.

3-ий шаг:

  • планирование деятельности при возможном участии взрослого как партнера;
  • определение средств реализации проекта.

Дети, при активном участии воспитателя планируют свою деятельность по работе над спектаклем:

  • Воспитатель при участии детей составляет сказку по материалам занятий по математике, обозначают героев;
  • создают эскизы декораций и костюмов для главных героев сказки (учитывая цвет, внешние атрибуты костюмов);
  • изготавливают объёмный макет по числам из подручных материалов,
  • разучивают роли, песни, танцы;
  • изготавливают отдельные атрибуты к костюмам;
  • итогом будет показ спектакля.

В ходе реализации задуманного, взрослыми и детьми группы, был сделан вывод, что для достижения лучшего результата необходимо привлечь детей других групп, родителей, старших братьев, сестер, а также сотрудников детского сада.

4-ый шаг: выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижения договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.

Подготовка и постановка спектакля прошла через все виды деятельности:

Познавательно-речевую

  • на занятиях по формированию элементарных математических представлений в течение года дети познакомились с числами, цифрами в разных шрифтах, получили представление о тесной связи чисел с окружающим миром, проявлениях чисел в жизни природы и окружающем мире;
  • в течение года закреплялись понятия о геометрических фигурах, величинах, цветах;
  • создали план-схему подготовки к театральной постановке, схему участников работы над спектаклем, изучили различную, в том числе и познавательную литературу, связанную с числами: сказки о животных, людях.

Продуктивную деятельность –

  • в начале учебного года был изготовлен «Математический театр»;
  • в течение года на занятиях по формированию элементарных математических представлений, а так же свободной деятельности создавался «Числовой фриз» – тематический коллаж, включающий геометрические фигуры, цифры в различных шрифтах из различных материалов, иллюстрации, детские рисунки;
  • была подобрана иллюстрированная литература для знакомства со стилями оформления, написания чисел;
  • разработаны эскизы декораций, и созданы декорации для оформления сцены к спектаклю;
  • разработаны и созданы эскизы костюмов для героев сказки, с учетом цветовой гаммы, особенностей оформления костюмов;
  • изготовлен театр «на ложках» по сказке;
  • изготовлен объёмный макет по числам из подручных материалов (сказочные герои были нарисованы и вылеплены).

Театральную деятельность –

  • подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи;
  • подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей других групп, родителей, родственников;
  • К реализации проекта были привлечены дети и родители группы. Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые у детей – открытости, непосредственности, искренности.

5-ый шаг: обсуждение результата, хода работы, действий каждого участника, выяснение причин успехов и неудач.

Поставленный спектакль был записан на видео. Это помогло не только проследить результаты и порадоваться за успехи, но обсудить, сделать выводы о причинах успехов и неудач. Дети и взрослые могли понаблюдать интересные решения ситуаций, подобранные приемы, удачно использованные средства выразительности: движений, жестов, мимики, интонации; оценить «со стороны» созданные декорации и костюмы.

6-ой шаг: Определение перспективы развития проекта

Перспективой развития проекта математического спектакля «Алиса в стране математики», после совместного обсуждения, было принятое решение – показать сказку не только малышам и родителям нашего детского сада, но и пригласить на спектакль детей из другого детского сада, а также ребят из детского дома.

АЛИСА В СТРАНЕ МАТЕМАТИКИ

Сценарий математического интерактивного спектакля (итоговое занятие) по рекомендациям программы «Радуга» в средней группе (на основе сценария разработанного совместно с Л.И.Царенко)

На сцене математический театр в коробке. На заднике – натуральный ряд чисел, геометрические фигуры, числовой фриз.

ВЕДУЩАЯ. – Как здорово! В такой маленькой коробке помещается целое Королевство Чисел!

Появляется девочка Алиса.

АЛИСА. – Здравствуйте. Куда я попала? Как здесь красиво! Смотрите, какие красивые числа, какие он нарядные. Вот Царь Единица, Вот Царица Два, вот Воин Три…

ВЕДУЩАЯ. – А ты знаешь, Алиса, иногда, числа оживают и устраивают настоящие математические балы?

АЛИСА. – Как бы я хотела попасть на такой бал!

ВЕДУЩАЯ. – Давайте попробуем! Закрывайте глаза, сейчас будет волшебство, превращение!

Гаснет свет. Звучит музыка.

На сцену выходит Царь Единица.

ЕДИНИЦА. – Здравствуйте! Я – число Один – Царь Единица. У меня на короне единица. Солнце на небе только одно. И Земля одна. Каждый из нас тоже только один. И мама у каждого только одна-единственная.

Царь Единица садится на трон.

На сцену выходит Царица Два.

ДВА. – Здравствуйте! Я – число Два. Это двойка (показывает жезл с цифрой два) Птица могут летать, потому что у них есть два крыла. У человека есть две умелые руки и две ноги. Вокруг смотрят два зорких глаза, музыку слышат два уха.

ВЕДУЩАЯ. – Покажите, где у вас два уха? Где два глаза? Две руки, две брови, две ноздри.

Царица Два присаживается.

На сцену выходит Рыцарь Три.

ТРИ. – Здравствуйте! Я – число Три. Это тройка (показывает жезл с цифрой три) У треугольника три угла (показывает большой треугольник) Три - это сказочное число.

ВЕДУЩАЯ. – Ребята, а вы знаете, в каких сказках живет число три?

АЛИСА. – Скажите, что есть у треугольника, но совсем нет у окружности?

(показывает, обводит окружность, затем показывает углы треугольника)

ВЕДУЩАЯ. – Треугольник – это не только геометрическая фигура, это еще и музыкальный инструмент. Вы хотите услышать как звучит треугольник?

На сцену выходят музыканты, играют на треугольниках.

Рыцарь Три присаживается.

На сцену выходит Принцесса Четыре.

ЧЕТЫРЕ. – Здравствуйте! Я – число Четыре. Это четверка (показывает жезл с цифрой четыре). У каждого животного четыре ноги, у цветка сирени – четыре лепестка, у квадрата – четыре угла. И это тоже четырехугольники (показывает на коллаж из четырехугольников)

ВЕДУЩАЯ. – А еще у нас четыре времени года. Кто может назвать времена года?

Год начинается с зимы, потом весна, лето и осень.

На сцену выходят 4 девочки в костюмах времен года, танцуют друг за другом.

Принцесса Четыре присаживается.

На сцену выходит Принц Пять.

ПЯТЬ. – Здравствуйте! Я – число Пять. Это пятерка (показывает жезл с цифрой пять). У каждого ребенка и взрослого на руке пять пальцев (показывает ладошку). У цветка шиповника пять лепестков. На дне моря живут морские звезды. Они пятиконечные.

ВЕДУЩАЯ. – Покажите все ладошки с пятью пальцами.

Принц Пять присаживается.

На сцену выходит Принцесса Шесть.

ШЕСТЬ. – Здравствуйте! Я – число Шесть. Это шестерка (показывает жезл с цифрой шесть). Я очень люблю смотреть как кружатся снежинки. Ведь у каждой снежинки по шесть лучиков. А это пчелиные соты (показывает на коллаж из шестиугольных сот) В такие соты пчелы собирают мед.

АЛИСА. – А я знаю насекомых, у которых шесть лапок. А вы знаете? Назовите.

На сцену под музыку «вылетает» пчелка, пританцовывает, летает вокруг цветка..

Принцесса Шесть присаживается.

На сцену выходит Принц Семь.

СЕМЬ. – Здравствуйте! Я – число Семь. Это семерка (показывает жезл с цифрой семь).

Я принес вам сияние радуги. И семь нот. Ведь без нот совсем не может быть музыки. (играет на музыкальном инструменте – саксофоне) А еще у волшебного цветка цветика-семицветика семь лепестков.

АЛИСА. – А я знаю сказку, в которой живут семь маленьких человечков (гномиков)

Танец Белоснежки и семи гномов.

Принц Семь присаживается.

На сцену выходит Принцесса Восемь.

ВОСЕМЬ. – Здравствуйте! Я – число Восемь. Это восьмерка (показывает жезл с цифрой восемь). У всех паучков восемь ног.

На сцену под музыку выбегают 2 мальчика, когда музыка заканчивается останавливаются друг за другом так, чтобы бы было видно одно тело, 4 руки, 4 ноги

ВЕДУЩАЯ. – Давайте все вместе нарисуем в воздухе восьмерку. Это очень «плавная цифра».

Принцесса Восемь присаживается.

На сцену выходит Принц Девять

ДЕВЯТЬ. – Здравствуйте! Я – число Девять. Это девятка (показывает жезл с цифрой девять). Сказки начинаются словами «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

ВЕДУЩАЯ. – Ну вот, все числа в сборе. Можно начинать королевский математический бал!

Звучит музыка. Числа танцуют, к ним присоединяются все участники спектакля.

АЛИСА. – Вот это бал! Я первый раз в жизни танцевала на математическом балу с числами!