Интегрированный урок в 1-м классе по теме "Заглавная буква в названиях населенных пунктов. Народно-прикладные промыслы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с правилом написания слов, обозначающих названия городов, сел;
  • Повторить правило написания слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных;
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

  • иллюстрации городов Москвы, Новоуральска, Екатеринбурга.
  • физическая карта России;
  • карточки с заданиями;
  • буквы, гуашь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

У. Ребята, посмотрите на доску и скажите, что написано на доске? Кто прочитал? Легко ли было вам прочитать? Что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

Д. Разделить на слова. Их здесь 3.

У. Вы о такой стране слышали? Как вы думаете, что это за страна?

Д. Там живут буквы.

У. Для чего нужны заглавные буквы?

Д. Заглавные буквы нужны, для того, чтобы обозначать начало предложения, фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия.

У. Давайте посмотрим, как вы умеете определять, где должна быть большая, а где маленькая буква в словах. У вас на столах листочки с первым заданием. Нужно вставить либо заглавную, либо строчную букву М.

Собирала ..аргаритка
..аргаритки на горе.
Растеряла ..аргаритка
..аргаритки во дворе.
(один ученик выполняет задание на доске)

У. Проверим, почему поставили такие буквы?

Д. Так как Маргаритка имя и цветок.

У. Кто сделал правильно задание? Заштрихуйте на палитре один кружок. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, поднимите руки вверх, а если со строчной, хлопайте в ладоши.

Роман, ромашка, Россия, Рыбин, рыжик (если это гриб), Рыжик (если это кличка кота), Раманович

Дети читают стихотворение

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква рости не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - савсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

3. Сообщение темы урока.

У. Всегда ли вы знаете, как правильно писать слова с большой буквы? Я готова вам помочь и предлагаю отправиться в путешествие по стране больших букв, где мы будем правильно писать названия городов, сел, т.е. населенных пунктов.

Что такое город?

Д. Город - крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики, заводы, учебные и культурные заведения.

У. На уроке письма мы знакомились с этим словом, кто помнит, какое оно?

Д. Словарное.

У. Какие орфограммы в этом слове? А с какой буквы мы его напишем, с маленькой или с большой? Почему?

Д. С маленькой, так как городов очень много.

4. Работа по теме урока.

У. Мы сказали, что городов очень много. И чтобы их отличить друг от друга, каждому городу люди дали свое название. Какие города вы знаете?

Д. Отвечают.

У. Какой город является столицей нашей Родины?

Д. Москва.

У. Рассмотрите фотографии, как вы думаете, на каких из них изображена Москва? По каким достопримечательностям вы догадались?

Д. Кремль и красная площадь.

(Если у учителя есть возможность, то он показывает на физической карте страны расположение всех географических объектов, называемых на уроке.)

У. Найдите задание №2 на листочках, первый столбик. Вставьте пропущенные буквы в слова. Какую букву вставили в слово город, а в слово Москва? Подчеркните заглавную букву. (учитель делает образец на доске.)

У. А у нашего города есть свое имя-название?

Д. Новоуральск.

У. Найдите картинку с достопримечательностью нашего города? Что это?

Д.

У. Вставьте пропущенные буквы во вторую строчку первого столбика. Какие буквы вставили? Почему? Подчеркните заглавную букву.

У. Назовите город, который является нашим областным центром?

Д. Екатеринбург.

У. Найдите иллюстрацию, как вы догадались, что это Екатеринбург? Какую букву вставим в название города? Почему? Подчеркните заглавную букву.

МОЛОДЦЫ!!! Вот сколько названий городов мы записали.

Давайте сделаем вывод.

Д. Названия городов пишутся с заглавной буквы.

ФИЗМИНУТКА

Класс делится на 3 группы.

У. Каждая группа представляет собой населенный пункт. Ваша задача - прочитать текст и ответить на вопросы к нему.

(Группы выполняют задания, осуществляется проверка.)

Группа 1. Карточка 1.

Синие цветы гжели.

Недалеко от Москвы находится село Гжель. Живущие там мастера любят делать изделия из фарфора и расписывать их диковинными птицами, цветами.

Все рисунки разные по сюжету, но одинаковые в цвете - бело-синие.

Каждая поделка мастера Гжели интересна по исполнению, радует глаз.

Вопросы:

1. Назови место, где зародился данный промысел.

2. Какой материал используют в своей работе народные мастера.

У. Откуда вы к нам пожаловали?

Д. Из села Гжель.

У. Что такое село?

Д. Село - небольшой населенный пункт, расположенный недалеко от города. В нем обязательно есть церковь.

У. В селах в старину люди занимались народными промыслами. Давайте на листочках во второй столбик вставим пропущенные буквы. Какие? Почему? Подчеркните заглавную букву.

У. Где находится это село?

Д. Оно находится недалеко от Москвы.

У. Теперь покажите нам свой товар.

(дети на столе у учителя находят изделия народных мастеров из села Гжель, ставят их на отдельную парту)

У. А из чего сделаны все эти предметы?

Д. Из фарфора.

У. Чем они отличаются от других?

Д. Они отличаются бело-синим цветом, так как художники используют только одну синюю краску.

У. Красива и нежна гжельская керамика, как синее ясное небо. А мы отправляемся дальше.

Группа 2. Карточка 2.

Дымковская игрушка.

Недалеко от города Вятка есть село Дымково. Там народные мастера делают игрушки из глины.

Сказочные фигурки зверей, птиц, людей расписаны яркими красками всех цветов, каких и в жизни не встретишь. Они очень веселые и забавные.

Вопросы:

1. Назови место, где зародился данный промысел?

2. Какой материал используют в своей работе народные мастера?

У: А вы откуда к нам пожаловали?

Д. Из села Дымково

У. Где находится ваше село?

Д. Оно находится недалеко от города Вятка.

У. Вставьте пропущенные буквы во второй строке. Какие буквы вставили и почему? Подчеркните заглавную букву. Найдите свой товар у меня на столе, покажите его. Из чего сделаны ваши игрушки.

Д. Из глины.

У. Кто мне подскажет, почему ваше село называется "Дымково".

Д. Раньше к весенней ярмарке крестьяне обжигали свои игрушки в русской печи и поэтому над избами клубились голубые дымки. Поэтому село стали называть Дымково.

У. Какие веселые и забавные эти игрушки! А сейчас мы подходим к третьей группе.

Группа 3. Карточка 3.

Золотая хохлома.

Всем известно село Хохлома, которое находится рядом с Нижним Новгородом. Его народные мастера изготавливают из дерева посуду: ложки, чашки, ковши. Расписывают её красными, черными, желтыми и зелеными красками. Затем изделия покрывают лаком и помещают в печь, будто пироги. От жары лак желтеет, и посуда становится золотистой.

Красива, удобна деревянная посуда! Когда ешь из нее горячие щи, она рот нет обжигает.

Вопросы:

1. Назови место, где зародился данный промысел?

2. Какой материал используют в своей работе народные мастера?

У. Откуда вы мастера.

Д. Из села хохлома.

У. Где находится ваше село?

Д. Недалеко от Нижнего Новгорода.

У. Вставьте пропущенные буквы. Какие? Почему? Подчеркните заглавную букву.

Какой товар вы привезли? Покажите нам. Из чего изготовлены ваши изделия?

Д. Из дерева.

У. Кто правильно заполнил все два столбика второго задания, заштрихуйте на своей палитре еще один кружок. Любо-дорого смотреть на изделия мастеров! Они прославили свои города, деревни, села. Весь мир знает дымковскую игрушку, хохломскую роспись, изделия из села Гжель. Сегодня на уроке они помогли нам познакомиться с написанием названий населенных пунктов. Давайте еще раз повторим правило.

Д. Названия городов, сел, деревень пишутся с заглавной буквы.

5. Самостоятельная работа.

У. А сейчас ребята вы узнаете, чем же знаменито еще одно село России. Ваша задача прочитать слова задания №3 и составить предложение (на доске деформированное предложение). Дети выполняют задание, осуществляется проверка. Один ученик у доски.

Семёнове, матрешек, в, расписывают, селе,

У. Проверим, какое предложение у вас получилось. Давайте прочитаем хором.

Д. В селе Семенове расписывают матрешек.

У. Как вы напишите слова в и Семёнове. Почему? Запишите предложение. Подчеркните заглавную букву. Кто красиво и правильно записал это предложение, заштрихуйте третий кружок на палитре. Какие слова еще пишутся с заглавной буквы?

Д. Имена

У. Мы с вами на уроках ИЗО уже знакомились с промыслами хохломы, гжели и дымковской игрушки. У вас на партах заглавные буквы вашего имени. И в конце урока вы попробуйте расписать эту букву в том стиле, который представляли сегодня на уроке, тем самым мы откроем свою новую страну больших букв.

Каму удалось передать стиль росписи, заштрихуйте на палитре последний кружок. У кого вся палитра стала цветной? Вы очень хорошо потрудились сегодня на уроке.

6. Итог

У. Зачем нам нужен был этот урок?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

Что удалось на уроке? А что было сложно?

Можем мы найти страну больших букв на карте? Мы ее создали сами и будем жителями этой страны. А родители знают об этой стране? Вы расскажите и покажите им, что у вас получилось. (работы детей вывешиваются на доску).