Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Проект «Снегурочка» не стал исключением.
Цель проекта: развитие творческих способностей средствами эстетического воспитания.
Планируя и реализуя проект, педагогами были поставлены задачи:
- Изучить потребности и желания детей в выборе произведения для театрализованной постановки.
- Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.
- Развить творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки.
- Привлечь всех участников образовательного процесса к реализации проекта
- Вовлечь детей всех возрастных групп в постановку спектакля.
- Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе.
Деятельность была рассчитана на 2 месяца.
Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность детей и педагога:
1-ый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
Работать над проектом начала подготовительная к школе группа.
Была смоделирована ситуация – детям, в виде интересной посылки, было предложено 3 детские книги с различными вариантами содержания и оформления сказки «Снегурочка». Далее возникла проблемная ситуация: как спасти Снегурочку весной. В ходе поиска решения выяснилось, что в сказках всегда побеждает добро, это помогло спланировать сюжет и финал новой сказки. Возникло желание сочинить и «поиграть» в новую сказку. Занятия по программе «Театр. Творчество. Дети», знания и умения, а также наличие театрального уголка способствовали вхождению в образ, обыгрыванию сюжета.
2-ой шаг: самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Ежегодно в детском саду проходит «неделя театра», участие в которой принимают дети всех возрастных групп. Дети старших групп показывают спектакль. Было принято решение показать поставленный спектакль по сочиненной сказке, малышам детского сада, и родителям. Это стало мотивом начала проектной деятельности.
Целью проектной деятельности стала постановка спектакля по сочиненной сказке.
3-ий шаг: планирование деятельности при возможном участии взрослого как партнера;
определение средств реализации проекта
Дети подготовительной к школе группы умеют планировать свою деятельность, владеют приемами моделирования, это помогло разработать план, составить схему работы над сказкой, в которой была отражена вся деятельность:
Необходимо было
- сочинить сказку;
- обозначить героев;
- создать эскизы декораций и костюмов для главных героев сказки;
- «выпустить» иллюстрированные книги по сочиненной сказке; изготовить различные виды театров, создать картинную галерею по сказке.
- разучить роли, песни, танцы;
- изготовить костюмы;
итогом будет показ спектакля.
В ходе реализации задуманного, нами, взрослыми и детьми группы, был сделан вывод, что для достижения лучшего результата необходимо привлечь детей и взрослых других групп, а также сотрудников детского сада.
Детям старшего дошкольного возраста было предложено стать соавторами создания сюжета новой сказки
Была создана группа декораторов, в которую вошли дети всех возрастов и их родители,
Создана группа участников массовых сцен, куда вошли все желающие (и младшего возраста, и старшего);
Создана группа «сотрудников» театра (кассиры, контролеры) и «сотрудников» театрального кафе – дети старшей группы.
Таким образом, к реализации проекта были привлечены дети и взрослые всех возрастных групп детского сада.
4-ый шаг: выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижения договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.
Подготовка и постановка спектакля прошла через все виды деятельности:
Познавательно-речевую –
- мы познакомились со сказкой в различных обработках, иллюстрированными различными художниками,
- создали план-схему подготовки к театральной постановке, схему участников работы над спектаклем,
- изучили познавательную литературу, сказки о животных,
- упражнялись в составлении загадок по методике Н.С. Нестеренко, пополняли копилки «Мы их знаем»
Продуктивную деятельность –
- была подобрана иллюстрированная литература для знакомства со стилями оформления, созданы иллюстрированные книги по сказке,
- разработаны эскизы декораций, и созданы декорации для оформления сцены к спектаклю
- разработаны и созданы эскизы костюмов для героев сказки
- изготовлены различные виды театров по сказке
- создание картинной галереи портретов по сказке
- сказочные герои были нарисованы и вылеплены
Театральную деятельность –
- подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи
- подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей всех возрастных групп.
К реализации проекта были привлечены дети и родители всех возрастных групп. Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые у детей - открытости, непосредственности, искренности.
5-ый шаг: обсуждение результата, хода работы, действий каждого участника, выяснение причин успехов и неудач.
Поставленный спектакль был записан на видео. Это помогло не только проследить результаты и порадоваться за успехи, но обсудить, сделать выводы о причинах успехов и неудач. Дети и взрослые могли понаблюдать интересные решения ситуаций, подобранные приемы, удачно использованные средства выразительности: движений, жестов, мимики, интонации; оценить «со стороны» созданные декорации и костюмы.
6-ой шаг: Определение перспективы развития проекта
Перспективой развития проекта «Снегурочка», после совместного обсуждения, было принятое решение - показать сказку не только малышам и родителям нашего детского сада, но и пригласить на спектакль детей из другого детского сада, а также ребят из детского дома.
Результаты проекта
- Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей и проблем.
- Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения).
- Повысился уровень выразительности речи, владения своим голосом, телом, пластикой движений.
- Работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче. Дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам.
- Повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками, и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками.
Этапы реализации детско-взрослого проекта по сказке «Снегурочка» (на новый лад)
Подготовительный.
Цели:
- Изучение желаний и возможностей каждого участника проекта.
- Изучить особенности поведения лесных жителей в зимне-весенний период.
- Исследовать различные печатные издания с целью изучения вариантов оформления, способов создания декораций.
- Изучить возможности вовлечения родителей в создание и реализацию театральной постановки.
- Чтение сказок о животных.
- Изучение познавательной литературы
- Чтение сказки «Снегурочка»
- Сочинение сказки «Снегурочка» (на новый лад)
- Подборка и изучение иллюстрированной литературы, для выявления различных способов оформления декораций.
- Вовлечение родителей в создание спектакля (помощь в разработке и изготовлении костюмов, декораций, участие в спектакле)
Творческий:
Цель:
- Развивать творческие способности участников реализации проекта.
- Определить деятельность каждому участнику реализации проекта в соответствии с его потребностями, возможностями.
- Создание плана-схемы подготовки к театральной постановке совместно с детьми.
- Сочинение сказки
- Создание иллюстрированной книги по сказке.
- Разработка эскизов и создание декораций для оформления сцены к спектаклю по сказке (с вовлечением детей старшего дошкольного возраста, родителей детей всех возрастных групп).
- Разработка и создание эскиза костюмов для главных героев.
- Разучивание творческих номеров – песен, танцев (участники – дети всех возрастных групп)
- Создание различных видов театров по сказке.
- Создание различных макетов по сказке.
- Создание картинной галереи по сказке.
Участники – дети всех возрастных групп:
- Актеры – старший возраст.
- Участники массовых сцен – дети младшего, среднего и старшего возраста.
- Сотрудники театра – дети старшей группы.
- Сотрудники кафе – дети старшей группы.
Актуальность: Ежегодно в детском саду проходит «неделя театра», участие в которой принимают дети всех возрастных групп. Дети старших групп показывают спектакль. Для этого необходимо выбрать сказку и поставить по ней спектакль.
Цель: Создание спектакля.
Аудитория проекта: Дети всех возрастных групп, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.
Форма:
Детский план реализации проекта:
- Сочинение сказки.
- Обозначение героев.
- Создание книги.
- Создание эскизов декораций, и самих декораций.
- Создание различных видов театров по сказке.
- Разработка костюма для главной героини сказки.
- Пошив костюмов всем героям сказки.
- Разучивание песен.
- Разучивание танцев.
- Разучивание ролей.
- Создание картинной галереи по сказке.
- Создание мини – макета по сказке.
- Показ спектакля.
Участники реализации проекта:
- Декораторы – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, сотрудники детского сада, родители.
- Участники массовых сцен – танцоры – дети всех возрастных групп (младших, средней, старших)
- «Сотрудники» театрального кафе – дети старшей группы.
- «Сотрудники» театра (кассир, контролеры) – дети старшей группы.
- «Создатели» картинной галереи – дети, педагоги, родители всех возрастных групп
Содержание деятельности по разработке и реализации проекта – Приложение 1.
Пьеса-сказка «Снегурочка» (на новый лад) – Приложение 2.