Деятельность по разработке и реализации детско-взрослого проекта "Снегурочка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Проект «Снегурочка» не стал исключением.

Цель проекта: развитие творческих способностей средствами эстетического воспитания.

Планируя и реализуя проект, педагогами были поставлены задачи:

  • Изучить потребности и желания детей в выборе произведения для театрализованной постановки.
  • Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.
  • Развить творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки.
  • Привлечь всех участников образовательного процесса к реализации проекта
  • Вовлечь детей всех возрастных групп в постановку спектакля.
  • Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям,  бережное отношение к природе.

Деятельность была рассчитана на 2 месяца.

Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность детей и педагога:

1-ый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Работать над проектом начала подготовительная к школе группа.

Была смоделирована ситуация – детям, в виде интересной посылки, было предложено 3 детские книги с различными вариантами содержания и оформления сказки «Снегурочка». Далее возникла проблемная ситуация: как спасти Снегурочку весной. В ходе поиска решения выяснилось, что в сказках всегда побеждает добро, это помогло спланировать сюжет и финал новой сказки. Возникло желание сочинить и «поиграть» в новую сказку. Занятия по программе «Театр. Творчество. Дети», знания и умения, а также наличие театрального уголка способствовали вхождению в образ, обыгрыванию сюжета.

2-ой шаг: самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Ежегодно в детском саду проходит «неделя театра», участие в которой принимают дети всех возрастных групп. Дети старших групп показывают спектакль. Было принято решение показать поставленный спектакль по сочиненной сказке, малышам детского сада, и родителям. Это стало мотивом начала проектной деятельности.  

Целью проектной деятельности стала постановка спектакля по сочиненной сказке.

3-ий шаг: планирование деятельности при возможном участии взрослого как партнера;

определение средств реализации проекта  

Дети подготовительной к школе группы умеют планировать свою деятельность, владеют приемами моделирования, это помогло разработать план, составить схему работы над сказкой, в которой была отражена вся деятельность:

Необходимо было

  • сочинить сказку;
  • обозначить героев;
  • создать эскизы декораций и костюмов для главных героев сказки;
  • «выпустить» иллюстрированные книги по сочиненной сказке; изготовить различные виды театров, создать картинную галерею по сказке.
  • разучить роли, песни, танцы;
  • изготовить костюмы;

итогом будет показ спектакля.

В ходе реализации задуманного, нами, взрослыми и детьми группы, был сделан вывод, что для достижения лучшего результата необходимо привлечь детей и взрослых других групп, а также сотрудников детского сада.

Детям старшего дошкольного возраста было предложено стать соавторами создания сюжета новой сказки

Была создана группа декораторов, в которую вошли дети всех возрастов и их родители,

Создана группа участников массовых сцен, куда вошли все желающие (и младшего возраста, и старшего);

Создана группа «сотрудников» театра (кассиры, контролеры) и «сотрудников» театрального кафе – дети старшей группы.

Таким образом, к реализации проекта были привлечены дети и взрослые всех возрастных групп детского сада.

4-ый шаг: выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижения договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.

            Подготовка и постановка спектакля прошла через все виды деятельности:

Познавательно-речевую  –

  • мы познакомились со сказкой в различных обработках, иллюстрированными различными художниками,
  • создали план-схему подготовки к театральной постановке, схему участников работы над спектаклем,
  • изучили познавательную литературу, сказки о животных,
  • упражнялись в составлении загадок по методике Н.С. Нестеренко, пополняли копилки «Мы их знаем»

Продуктивную деятельность –

  • была подобрана иллюстрированная литература для знакомства со стилями оформления, созданы иллюстрированные книги по сказке,
  • разработаны эскизы декораций, и созданы декорации для оформления сцены к спектаклю
  • разработаны и созданы эскизы костюмов для героев сказки
  • изготовлены различные виды театров по сказке
  • создание картинной галереи портретов по сказке
  • сказочные герои были нарисованы и вылеплены

Театральную деятельность –

  • подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи
  • подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей всех возрастных групп.

К реализации проекта были привлечены дети и родители всех возрастных групп.  Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые у детей - открытости, непосредственности, искренности.

5-ый шаг: обсуждение результата, хода работы, действий каждого участника, выяснение причин успехов и неудач.

Поставленный спектакль был записан на видео. Это помогло не только проследить результаты и порадоваться за успехи, но обсудить, сделать выводы о причинах успехов и неудач. Дети и взрослые могли понаблюдать интересные решения ситуаций, подобранные приемы, удачно использованные средства выразительности: движений, жестов, мимики, интонации; оценить «со стороны» созданные декорации и костюмы.

6-ой шаг: Определение перспективы развития проекта

Перспективой развития проекта «Снегурочка», после совместного обсуждения, было принятое решение - показать сказку не только малышам и родителям нашего детского сада, но и пригласить на спектакль детей из другого детского сада, а также ребят из детского дома.

Результаты проекта

  • Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей и проблем.
  • Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения).
  • Повысился уровень выразительности речи, владения своим голосом, телом, пластикой движений.
  • Работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче. Дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам.
  • Повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками, и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками.

Этапы реализации детско-взрослого проекта по сказке «Снегурочка» (на новый лад)

Подготовительный.

Цели:

  • Изучение желаний и возможностей каждого участника проекта.
  • Изучить особенности поведения лесных жителей в зимне-весенний период.
  • Исследовать различные печатные издания с целью изучения вариантов оформления, способов создания декораций.
  • Изучить возможности вовлечения родителей в создание и реализацию театральной постановки.             
  1. Чтение сказок о животных.
  2. Изучение познавательной литературы
  3. Чтение сказки «Снегурочка»
  4. Сочинение сказки «Снегурочка» (на новый лад)
  5. Подборка и изучение иллюстрированной литературы, для выявления различных способов оформления декораций.
  6. Вовлечение родителей в создание спектакля (помощь в разработке и изготовлении костюмов, декораций, участие в спектакле)

Творческий:

Цель:

  • Развивать творческие способности участников реализации проекта.
  • Определить деятельность каждому участнику реализации проекта в соответствии с его потребностями, возможностями.
  1. Создание плана-схемы подготовки к театральной постановке совместно с детьми.
  2. Сочинение сказки
  3. Создание иллюстрированной книги по сказке.
  4. Разработка эскизов и создание декораций для оформления сцены к спектаклю по сказке (с вовлечением детей старшего дошкольного возраста, родителей детей всех возрастных групп).
  5. Разработка и создание эскиза костюмов для главных героев.
  6. Разучивание творческих номеров – песен, танцев (участники – дети всех возрастных групп)
  7. Создание различных видов театров по сказке.
  8. Создание различных макетов по сказке.
  9. Создание картинной галереи по сказке.

Участники – дети всех возрастных групп:

  • Актеры – старший возраст.
  • Участники массовых сцен – дети младшего, среднего и старшего возраста.
  • Сотрудники театра – дети старшей группы.
  • Сотрудники кафе – дети старшей группы.

Актуальность: Ежегодно в детском саду проходит «неделя театра», участие в которой принимают дети всех возрастных групп. Дети старших групп показывают спектакль. Для этого необходимо выбрать сказку и поставить по ней спектакль.

Цель: Создание спектакля.

Аудитория проекта: Дети всех возрастных групп, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.

Форма:

Детский план реализации проекта:  

  1. Сочинение сказки.
  2. Обозначение героев.
  3. Создание  книги.
  4. Создание эскизов декораций, и самих декораций.
  5. Создание различных видов театров по сказке.
  6.  Разработка костюма для главной героини сказки.
  7. Пошив костюмов всем героям сказки.
  8. Разучивание песен.
  9. Разучивание танцев.
  10. Разучивание ролей.
  11. Создание картинной галереи по сказке.
  12. Создание мини – макета по сказке.
  13. Показ спектакля.

Участники реализации проекта:

  1. Декораторы – дети старшего дошкольного возраста, педагоги,  сотрудники детского сада, родители.
  2. Участники массовых сцен – танцоры – дети всех возрастных групп (младших, средней, старших)
  3. «Сотрудники» театрального кафе – дети старшей группы.
  4. «Сотрудники» театра (кассир, контролеры) – дети старшей группы.
  5. «Создатели» картинной галереи – дети, педагоги, родители всех возрастных групп

Содержание деятельности по разработке и реализации проекта – Приложение 1.

Пьеса-сказка «Снегурочка» (на новый лад) – Приложение 2.