Форма проведения: информационные сообщения с элементами беседы и ролевого тренинга
Цель: Показать роль эмоций в общении людей. Активизировать мыслительную деятельность учащихся через творческие задания; способствовать формированию умения учащихся работать в микрогруппах.
Подготовительная работа:
- Заранее подготовить выступления учащихся
- Подобрать портреты: Леонардо да Винчи "Джоконда", Ореста Кипренского "Портрет Олимпиады Александровны Рюминой", Владимира Боровиковского "Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой".
- Подготовить рисунки-схемы "Мимические портреты"
Примерный план проведения классного часа:
- Вступительное слово классного руководителя;
- Выступление учащегося с сообщением "Что такое эмоции";
- Выполнение творческого задания в микрогруппах;
- Сообщение учащегося о мимических мышцах;
- Распознавание эмоций по рисункам-схемам;
- Сценка "В магазине";
- Заключительное слово классного руководителя.
Содержание классного часа
1) Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш классный час посвящен эмоциям и их роли в общении людей. Это вам пригодится в будущем в вашей профессиональной деятельности.
2) Выступление учащегося с сообщением "Что такое эмоции".
"Человек не только воспринимает окружающий мир, но и определенным образом воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Эти переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе, называют эмоциями. Эмоции проявляются на физиологическом уровне (например, учащается сердцебиение при испуге или волнении) и на поведенческом уровне (например, человек подпрыгивает от радости или просто смеется). Одной из особенностей эмоций является возможное "предвзятое" отношение к чему- или кому-либо. Например, встретившись однажды с человеком, который вам не понравился, вы будете ждать с ним следующей встречи с неприятным чувством. Вообще же, главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им, мы лучше понимаем друг друга."
3) Выполнение творческого задания в микрогруппах. (Разделение на микрогруппы проводится в соответствии с количеством рядов )
Ребята, сейчас мы попробуем выполнить такое задание. Я вам выдаю репродукции картин известных художников, на которых изображены разные женщины. (По 1 картине на ряд. Рисунок 7 Леонардо да Винчи "Джоконда", Рисунок 8 Портрет Олимпиады Александры Рюминой, Рисунок 9 "Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой" )
Вам нужно описать их эмоциональное состояние с помощью описания их глаз, губ, положения тела и т.д. Буквально несколько слов, но так, чтобы было понятно, что они чувствуют. А потом представители от каждой микрогруппы опишут нам их эмоции. На выполнение задания - 3 минуты. ("Джоконда": спокойствие, тихая радость, грация, благородство, загадочность; "О.А.Рюмина": спокойствие, простота, душевное равновесие; "Е.Н.Арсеньева" задор, веселость, решительность, легкость.) Молодцы! Хорошо справились с заданием.
4) Сообщение учащегося о мимических мышцах
"В "построении" выражения лица участвуют в той или иной мере около 100 мышц. Мимические мышцы крепятся одним своим концом к кости черепа, а другим - к коже. Среди этих мышц есть "мышца улыбки" - она тянет уголки рта, и тогда мы улыбаемся; есть "мышца траура", которая опускает уголки рта. Вокруг глаз и рта есть круговые мышцы. Они действуют всегда одновременно и одинаково. Если мы улыбаемся, то обязательно прищуриваем глаза.
Самой выразительной частью лица человека являются глаза. Михаил Булгаков, известный писатель, автор романа "Мастер и Маргарита" так писал о глазах человека: "Вам задают неожиданный вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину: и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена:" Не правда ли, очень яркое и меткое описание глаз? По выражению глаз оценивается эмоциональное состояние, читается уровень понимания происходящего. Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном - признак эмоциональной неуравновешенности".
5) Распознавание эмоций по рисункам-схемам.
А теперь будет такое задание. Я буду показывать рисунки, а вы по мимическим мышцам определите, какую эмоцию передает схема? (Рисунок1-недовольство, Рисунок2-отвращение, Рисунок3-злость, Рисунок4-радость, Рисунок5-горе, Рисунок6-удивление) Молодцы, хорошо угадываете эмоции по мимике человека. Какие из них отрицательные? Какие положительные?
6) Сценка "В магазине"
Перед учащимися - "продавцом" и "покупателем" - стоит задача: разыграть два варианта одной ситуации так, чтобы сначала оба участника испытали отрицательные эмоции от общения друг с другом, затем - положительные.
7) Заключительное слово классного руководителя. Рассказ преподавателя о разрядках от эмоций и об их "заразительности"
И от положительных и от отрицательных эмоций человеку необходима разрядка. Так, от радости человек может просто смеяться, а может прыгать и даже визжать. И то, и другое - разрядка. А от гнева как человек освобождается? (Сжимает кулаки, стискивает зубы, махает руками, кричит). Это тоже разрядка. У разных людей разрядка может происходить по-разному.
У эмоций есть еще одна особенность - они "заразительны". Так, например, мы можем заразить другого человека радостью, тем самым преумножая все доброе на Земле. А можно, наоборот, заразить злостью, раздражительностью. Может быть вы помните мультфильм про Крошку Енота? Мать посылает малыша собирать камыши, но он никак не может это сделать, потому, что Тот Кто Сидит в Пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.
Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя, свое отражение. Поэтому я желаю вам, чтобы вы почаще улыбались, смеялись, вообще дарили друг другу только положительные эмоции. И, наверное, тогда наша жизнь станет чуточку лучше.