Урок развивающего контроля по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка к уроку

Современная сфера образования переживает переходный период к новым методам преподавания. Создана целостная система организации учебной деятельности. Одной из таких систем является дидактическая система деятельностного метода, автор которой   Л.Г.Петерсон. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

К урокам деятельностной направленности относятся      уроки развивающего контроля, отличительной особенностью которых является их соответствие установленной структуре “управленческого”, критериального контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль).

Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру1:

Этапы урока

Время

Цель деятельности

1.

I урок

(Проведение контрольной работы)

Мотивация (самоопределение)

2-3 мин.

Выработать на лично значимом уровне внутреннюю готовность реализовать требования контрольно-коррекционной деятельности.

2.

Актуализация и самоконтроль

37-42 мин.

Подготовить мышления учеников и организовать осознание ими внутренней потребности к контролю и самоконтролю результата и выявлению причин затруднений в деятельности.

3.

II урок

(Анализ контрольной работы)

Локализация индивидуальных затруднений

12-15 мин.

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявить место и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

4.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

4-6 мин.

Поставить цели коррекционной деятельности, и на этой основе – выбрать способ и средство их реализации.

5.

Реализация построенного проекта

7-8 мин.

Реализовать осмысленную коррекцию учащимися своих ошибок в контрольной работе, формировать умение правильно применять соответствующие правила, способы действий и т.д.

6.

Обобщение затруднений во внешней речи

3-4 мин.

Закрепить способы действий, вызвавших затруднение.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5-7 мин.

Интериоризировать способы действий, вызвавших затруднение, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели.

1 Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000 …”/ построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000 …”, 2007.-448 с., с.50.

       

8.

Повторение и решение заданий творческого уровня

5-6 мин.

Применить изученные знания при решении задач творческого уровня и подготовить к изучению следующих разделов курса.

9.

Рефлексия учебной деятельности

2-3 мин.

Оценить результаты контрольно-коррекционной деятельности, осознать методы преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Урок развивающего контроля деятельностной направленности по образовательной системе “Школа 2000 …” в 4 классе (русский язык) составлен в соответствии со структурой и проводится в два этапа: 1) написание учащимися проверочной работы; 2) рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти два этапа проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке.

I урок

Тема: Проверочная работа по теме “Изменение имён существительных по падежам”.

Цель: осуществить педагогический контроль изучения темы “Изменение имён существительных по падежам”.

  1. Мотивация (самоопределение). (3 мин.)
  2. Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.

    Использование слайдов презентации № 1.

  3. Актуализация и самоконтроль. (42 мин.)
  1. Актуализация деятельности.
  • Какой теме посвящена проверочная работа?
  • Какие знания, умения вы должны показать?
  • Что для этого нужно?
  • Прочитайте задания1. Всё ли вам понятно?
  • Приступайте к выполнению заданий.
  • По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!
  1. Самоконтроль деятельности.

1 Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4-й класс.- М.: “Баласс”, 2007г. – 48 с.: (Серия “Свободный ум”).

II урок

Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме “Изменение имён существительных по падежам”.

Цель: учить анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; учить самооценке.

Оборудование: карточки для проверки знания падежей, задания из проверочной работы на карточках по вариантам, задания – эталоны для самопроверки, ноутбук.

Используется презентация № 2.

  1. Локализация индивидуальных затруднений. (8 мин.)

Самоопределение на урок.

Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.

Использование слайдов № 1-10.

  • Какой теме была посвящена проверочная работа? (“Изменение имен сущ. по падежам”)

Слайд № 11.

  • Какие знания вы показали? Какие умения? (Знания вопросов падежей, умение определять падежи у сущ.)
  • Цель нашего урока:

Учиться:

  • анализировать свои ошибки;
  • планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять;
  • самооценке.

Слайд № 12.

Анализ выполненной работы учителем.

Ключевые ошибки:

в склонении сущ.,

  • Поднимите руки, кто ошибся изменении сущ. по падежам, кто не правильно выделил окончания.

в определении падежей,

  • Поднимите руки, кто ошибся в определении падежей сущ.
  • А кто определил падежи не у всех сущ.?

выделении окончаний сущ.

  • Поднимите руки, кто не выделил окончания сущ.
  • А кто не смог распределить слова в два столбика?
  • Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.

Возможные варианты ответов:

  • Не смог изменить сущ. по падежам, потому что не знаю вопросы падежей;
  • Ошибся в определении падежей, потому что путаю вопросы падежей, не знаю алгоритма;
  • Не смог различить однокоренные слова от формы одного и того же слова, т.к. не понимаю эту тему.
  • Оцените свои знания и умения по шкале самооценки.

Слайд № 13.

  • Поясните свой выбор.
  1. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (4 мин.)
  • Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего нам это необходимо?

Задачи урока:

    1. Повторить вопросы падежей;
    2. Учиться определять падежи у сущ.
    3. Различать однокоренные слова от формы слова.

Слайд № 14.

  • В какой форме будем работать?
  • Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?
  • Повторим знания о падежах.
  • Вспомним алгоритм определения падежей.
  • Исправим свои ошибки в проверочной работе.
  • Будем тренироваться в выполнении похожих заданий.

Слайд № 15.

  1. Реализация построенного проекта. (15 мин.)
  • Итак, начнем с повторения падежей.
  1. Повторение знаний о падежах.

Стихотворение про Лежебокина. (Разыгрывают ученики).

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
- в том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться.
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок.
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный!

  • Нравятся ли вам названия придуманных Лежебокиным падежей?
  • Почему он придумал им такое название?
  • Какие падежи живут в русском языке? Назовите падежи вместе с вопросами.
  • Проверим знания о падежах.

Тест “Что я знаю о падежах? (Слайд № 16).

1. Что?
2. “Падеж – работяга”.
3. Без предлога не употребляется.
4. Кого?
5. На, за, под, через, про, в
6. Два предлога.
7. “Щедрый” падеж.
8. Нет.
9. Кем? Чем?
10. Подлежащее.

  • Отгадайте падеж и отметьте в таблице.

У каждого ученика таблица:

 

И.п.

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1.

           

2.

           

3.

           

4.

           

5.

           

6.

           

7.

           

8.

           

9.

           

10.

           

Самопроверка. (На слайде № 17).

  • Кто не ошибся? У Кого 1-2 ошибки? Это задание показало, как вы знаете падежи.
  • Для чего нужно знать падежи? (Чтобы грамматически правильно строить предложения, правильно писать безударные окончания существительных).
  1. Повторение алгоритма определения падежей.
  • Как определить падеж у существительного? (Слайд № 18).

Алгоритм

    1. Найди зависимое слово от сущ.
    2. Поставь вопрос от этого слова к сущ.
    3. По вопросу определи падеж.
  • Можно ли составить предложение, употребив в нем имена существительные во всех падежах?

Слайд № 19:

Маленькая девочка в панамке вышла из дома, перешла улицу и побежала по дорожке между домами.

  • Определите с помощью алгоритма падеж каждого существительного.
  1. Как различить однокоренные слова от формы одного и того же слова.
  • Как различить однокоренные слова от формы одного и того же слова?

Приведите примеры.

  1. Самостоятельное исправление своих ошибок в тетради для проверочных работ. (Слайд № 20).

Ученики, не допустившие ошибок, выполняют задания на компьютере1 и самостоятельно оценивают себя.

  • А сейчас самостоятельно исправьте свои ошибки в проверочной работе и проверьте себя по эталону.

1 ЦОР 1С: Образование 4. Школа.

  1. Обобщение затруднений во внешней речи. (3 мин.)
  • Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
  • Какие трудности у вас возникли?
  • Итак, назовите вопросы всех падежей.
  • Как определить падеж существительного?
  • Как различить однокоренное слово от формы одного и того же слова?
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (13 мин.)

А сейчас вы снова поработайте самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а потом себя проверьте по эталону.

Ученики, не допустившие ошибок, начинают работать на компьютере.

  • Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
  • Какие трудности вы встретили? Как с ними справились?
  1. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)
  • Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
  • В чем вам ещё нужна помощь?
  • Изменилась ли оценка ваших знаний и умений? Если да, то покажите это на шкале самооценки. (Слайд № 21).
  • Поясните свой выбор.
  1. Итог урока. (1 мин.)
  • Вам удалось на уроке проанализировать свои ошибки, самостоятельно их исправить, оценить себя.
  • Качество выполнения работы я проверю и оценю сама.

Домашнее задание: упражнения из учебника № 134, 127 (выбор детей зависит от характера ошибок) или карточка с творческим заданием (для тех, кто в самооценке выделил себя на высоком уровне).

Карточка для самопроверки.

Карточка для домашнего задания.

Проверочная работа "Падежи".

Музвкальное сопровождение.