Пояснительная записка к уроку
Современная сфера образования переживает переходный период к новым методам преподавания. Создана целостная система организации учебной деятельности. Одной из таких систем является дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
К урокам деятельностной направленности относятся уроки развивающего контроля, отличительной особенностью которых является их соответствие установленной структуре “управленческого”, критериального контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль).
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру1:
№ |
Этапы урока |
Время |
Цель деятельности |
1. |
I урок (Проведение контрольной работы) Мотивация (самоопределение) |
2-3 мин. |
Выработать на лично значимом уровне внутреннюю готовность реализовать требования контрольно-коррекционной деятельности. |
2. |
Актуализация и самоконтроль | 37-42 мин. |
Подготовить мышления учеников и организовать осознание ими внутренней потребности к контролю и самоконтролю результата и выявлению причин затруднений в деятельности. |
3. |
II урок (Анализ контрольной работы) Локализация индивидуальных затруднений |
12-15 мин. |
Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявить место и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. |
4. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений | 4-6 мин. |
Поставить цели коррекционной деятельности, и на этой основе – выбрать способ и средство их реализации. |
5. |
Реализация построенного проекта | 7-8 мин. |
Реализовать осмысленную коррекцию учащимися своих ошибок в контрольной работе, формировать умение правильно применять соответствующие правила, способы действий и т.д. |
6. |
Обобщение затруднений во внешней речи | 3-4 мин. |
Закрепить способы действий, вызвавших затруднение. |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 5-7 мин. |
Интериоризировать способы действий, вызвавших затруднение, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели. |
1 Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000 …”/ построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000 …”, 2007.-448 с., с.50.
8. |
Повторение и решение заданий творческого уровня | 5-6 мин. |
Применить изученные знания при решении задач творческого уровня и подготовить к изучению следующих разделов курса. |
9. |
Рефлексия учебной деятельности | 2-3 мин. |
Оценить результаты контрольно-коррекционной деятельности, осознать методы преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. |
Урок развивающего контроля деятельностной направленности по образовательной системе “Школа 2000 …” в 4 классе (русский язык) составлен в соответствии со структурой и проводится в два этапа: 1) написание учащимися проверочной работы; 2) рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти два этапа проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке.
I урок
Тема: Проверочная работа по теме “Изменение имён существительных по падежам”.
Цель: осуществить педагогический контроль изучения темы “Изменение имён существительных по падежам”.
- Мотивация (самоопределение). (3 мин.)
- Актуализация и самоконтроль. (42 мин.)
Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.
Использование слайдов презентации № 1.
- Актуализация деятельности.
- Какой теме посвящена проверочная работа?
- Какие знания, умения вы должны показать?
- Что для этого нужно?
- Прочитайте задания1. Всё ли вам понятно?
- Приступайте к выполнению заданий.
- По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!
- Самоконтроль деятельности.
1
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4-й класс.- М.: “Баласс”, 2007г. – 48 с.: (Серия “Свободный ум”).II урок
Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме “Изменение имён существительных по падежам”.
Цель: учить анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; учить самооценке.
Оборудование: карточки для проверки знания падежей, задания из проверочной работы на карточках по вариантам, задания – эталоны для самопроверки, ноутбук.
Используется презентация № 2.
- Локализация индивидуальных затруднений. (8 мин.)
Самоопределение на урок.
Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.
Использование слайдов № 1-10.
- Какой теме была посвящена проверочная работа? (“Изменение имен сущ. по падежам”)
Слайд № 11.
- Какие знания вы показали? Какие умения? (Знания вопросов падежей, умение определять падежи у сущ.)
- Цель нашего урока:
Учиться:
- анализировать свои ошибки;
- планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять;
- самооценке.
Слайд № 12.
Анализ выполненной работы учителем.
Ключевые ошибки:
в склонении сущ.,
- Поднимите руки, кто ошибся изменении сущ. по падежам, кто не правильно выделил окончания.
в определении падежей,
- Поднимите руки, кто ошибся в определении падежей сущ.
- А кто определил падежи не у всех сущ.?
выделении окончаний сущ.
- Поднимите руки, кто не выделил окончания сущ.
- А кто не смог распределить слова в два столбика?
- Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.
Возможные варианты ответов:
- Не смог изменить сущ. по падежам, потому что не знаю вопросы падежей;
- Ошибся в определении падежей, потому что путаю вопросы падежей, не знаю алгоритма;
- Не смог различить однокоренные слова от формы одного и того же слова, т.к. не понимаю эту тему.
- Оцените свои знания и умения по шкале самооценки.
Слайд № 13.
- Поясните свой выбор.
- Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (4 мин.)
- Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего нам это необходимо?
Задачи урока:
- Повторить вопросы падежей;
- Учиться определять падежи у сущ.
- Различать однокоренные слова от формы слова.
Слайд № 14.
- В какой форме будем работать?
- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?
- Повторим знания о падежах.
- Вспомним алгоритм определения падежей.
- Исправим свои ошибки в проверочной работе.
- Будем тренироваться в выполнении похожих заданий.
Слайд № 15.
- Реализация построенного проекта. (15 мин.)
- Итак, начнем с повторения падежей.
- Повторение знаний о падежах.
Стихотворение про Лежебокина. (Разыгрывают ученики).
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
- в том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться.
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок.
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный!
- Нравятся ли вам названия придуманных Лежебокиным падежей?
- Почему он придумал им такое название?
- Какие падежи живут в русском языке? Назовите падежи вместе с вопросами.
- Проверим знания о падежах.
Тест “Что я знаю о падежах? (Слайд № 16).
1. Что?
2. “Падеж – работяга”.
3. Без предлога не употребляется.
4. Кого?
5. На, за, под, через, про, в
6. Два предлога.
7. “Щедрый” падеж.
8. Нет.
9. Кем? Чем?
10. Подлежащее.
- Отгадайте падеж и отметьте в таблице.
У каждого ученика таблица:
|
И.п. |
Р.п |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
1. |
||||||
2. |
||||||
3. |
||||||
4. |
||||||
5. |
||||||
6. |
||||||
7. |
||||||
8. |
||||||
9. |
||||||
10. |
Самопроверка. (На слайде № 17).
- Кто не ошибся? У Кого 1-2 ошибки? Это задание показало, как вы знаете падежи.
- Для чего нужно знать падежи? (Чтобы грамматически правильно строить предложения, правильно писать безударные окончания существительных).
- Повторение алгоритма определения падежей.
- Как определить падеж у существительного? (Слайд № 18).
Алгоритм
- Найди зависимое слово от сущ.
- Поставь вопрос от этого слова к сущ.
- По вопросу определи падеж.
- Можно ли составить предложение, употребив в нем имена существительные во всех падежах?
Слайд № 19:
Маленькая девочка в панамке вышла из дома, перешла улицу и побежала по дорожке между домами.
- Определите с помощью алгоритма падеж каждого существительного.
- Как различить однокоренные слова от формы одного и того же слова.
- Как различить однокоренные слова от формы одного и того же слова?
Приведите примеры.
- Самостоятельное исправление своих ошибок в тетради для проверочных работ. (Слайд № 20).
Ученики, не допустившие ошибок, выполняют задания на компьютере1 и самостоятельно оценивают себя.
- А сейчас самостоятельно исправьте свои ошибки в проверочной работе и проверьте себя по эталону.
1
ЦОР 1С: Образование 4. Школа.- Обобщение затруднений во внешней речи. (3 мин.)
- Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
- Какие трудности у вас возникли?
- Итак , назовите вопросы всех падежей.
- Как определить падеж существительного?
- Как различить однокоренное слово от формы одного и того же слова?
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (13 мин.)
А сейчас вы снова поработайте самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а потом себя проверьте по эталону.
Ученики, не допустившие ошибок, начинают работать на компьютере.
- Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
- Какие трудности вы встретили? Как с ними справились?
- Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)
- Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
- В чем вам ещё нужна помощь?
- Изменилась ли оценка ваших знаний и умений? Если да, то покажите это на шкале самооценки. (Слайд № 21).
- Поясните свой выбор.
- Итог урока. (1 мин.)
- Вам удалось на уроке проанализировать свои ошибки, самостоятельно их исправить, оценить себя.
- Качество выполнения работы я проверю и оценю сама.
Домашнее задание: упражнения из учебника № 134, 127 (выбор детей зависит от характера ошибок) или карточка с творческим заданием (для тех, кто в самооценке выделил себя на высоком уровне).