1. Пояснительная записка
…Если человек не хочет стать
щепкой, бессильной в водах
несущего её ручья,
то должен сам стать ручьём,
стать сильнее влекущего
его течения – и пройти
путь от истоков до устья
на берегу моря.
Урсула Ле Гуин
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимися через такие категории, как: “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”. Воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы.
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением относиться к ее самым незначительным проявлениям, чтобы убедить, поддержать растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Выбор направления развития классного коллектива осуществляется на основе государственного заказа, приоритетных направлений учреждения, диагностики определения уровня развития и интересов обучающихся.
Чтобы процесс обучения и воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.
Поэтому педагогическое кредо программы заключается в следующем: “В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить”. (Сократ).
Приоритетным направлениями программы развития классного коллектива являются: развитие интеллекта, самопознания, трудовой деятельности, общения, культуры здорового образа жизни.
Цели воспитательной системы класса
Для воспитателя:
- управление процессом развития личности;
- развитие исследовательской деятельности учащихся;
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Для обучающихся:
- формирование коммуникативных и исследовательских навыков;
- самореализация;
- формирование активной позиции по отношению к окружающей действительности.
Для родителей:
- научение социальным навыкам;
- адаптация к социуму.
Для школы:
- включение класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
Основные направления работы.
“И” – интеллект
“С” – самопознание
“Т” – труд
“О” – общение
“К” - культура здорового образа жизни
Интеллектуальное развитие важно в любом возрасте.
Самопознание – ребенок должен знать себя и уметь управлять своими чувствами и способностями.
Труд - обучающиеся должны быть готовы к трудовой деятельности.
Общение важно подростку, когда усиливается влияние коллектива на личность.
Культура здорового образа жизни – сохранять и укреплять здоровье учащихся, формировать стремление к здоровому образу жизни.
Все направления взаимосвязаны. Если повышать интеллект, то нужно развивать самопознание, общение также зависит от многих факторов. В программе реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, формирует психологический климат, укрепляет и развивает отношения во всем школьном коллективе. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Цель: Создание условий для разностороннего развития личности, обогащенной научными знаниями, культурой поведения, живущей в согласии с самим собой, с окружающей действительностью.
Год |
Задачи |
1 Научи себя учиться |
1. Вырабатывать жизненные ценности, понимание добра и зла, честности, ответственность. 2. Формировать учебную мотивацию и развитие учебных навыков. 3. Развивать коммуникативные качества личности и основы культуры общения. 4. Создавать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика. 5. Развивать творческую и исследовательскую деятельность. 6. Способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально активной позиции каждого ученика. 7.Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. |
2 Утверждай себя |
1. Научить любить людей, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям. 2. Способствовать формированию основ построения межличностных отношений. 3. Формировать устойчивый интерес к знаниям, способности к самообразованию. 4. Формировать способность замечать, воспринимать, чувствовать, понимать и ценить окружающую действительность. 5. Формировать стремление к здоровому образу жизни. |
3 Найди себя |
1. Формировать активную гражданскую позицию. 2. Формировать представление о том, что нравственные ценности – главное в жизни человека в обществе. 3. Воспитывать положительное отношение к труду и способствовать профессиональной самопределенности. 4. Развивать интеллектуальные способности каждого ученика, способности целостно воспринимать физическую картину мира. 5. Способствовать занятости исследовательской деятельности во внеурочное время. 6. Продолжить формирование стремления к здоровому образу жизни. |
Ключевые понятия: интеллект, самопознание, труд, общение, культура здорового образа жизни.
Диагностика
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности каждого ребенка, изучения личности, мотивов его поведения в различных ситуациях. Диагностика в педагогике определяет педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.
Изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся |
Изучение межличностных отношений |
Формы диагностики |
общие сведения |
отношение в коллективе |
анкетирование |
интеллект |
взаимоотношение с коллективом |
тестирование |
самооценка |
наблюдение |
|
успешность в деятельности |
беседа |
|
уровень воспитания |
Работа с родителями
Темп нашей современной жизни усложняют взаимоотношения родителей и детей. Статистические данные говорят, что родители общаются с ребенком 20-30 минут в день. Некоторые родители, не могут найти времени, чтобы узнать, как и чем живет ребенок вне семьи. Классной руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и реализации.
“Трудные” дети, так же как и дети “с комплексами”, “несчастные” - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Часто в подростковом возрасте возникают проблемы “отцов” и “детей”. В 12-15 лет у детей проявляются негативные черты характера, заложенные генетически, родители резко реагируют на проявление отрицательных качеств, но даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить
благоприятный стиль общения в семье. Поэтому я часто встречаюсь с родителями, разговариваем об успеваемости и поведения детей, анализируя проблемы или успехи, вырабатываем стиль общения. Одной из основных тем родительских собраний в моей практике является уроки-общения с ребенком.
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и их родителями. Норма отношений в школе задаются правилами и традициями. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными из трех, математики за нее не взялись бы. Родителям надо помочь решать эту задачу, насколько это возможно. Их надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”, - говорил известный философ И. Брант. Став взрослым, он переносит тот стиль общения, который был принят дома. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Но многие родители готовы серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей.
Задачи работы с родителями
- Привлекать родителей к организации образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности учащихся.
- Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
- Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Самоуправление в классе.
На становление жизненный позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально педагогической задачей.
Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.
Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого и исследовательского потенциала детей.
Направления развития классного коллектива.
Интеллект
Цель: Развитие познавательной активности.
Задачи:
- выявить индивидуальные особенности и развивать способности каждого ученика;
- формировать самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности;
- развивать навыки и умения в учебной деятельности, работе с информационными источниками.
Самопознание
Цель: Создание благоприятной социально-психологической обстановки ученика и коллектива в целом.
Задачи:
- Развивать способности к самопознанию и самоанализу.
- Формировать аспекты всех сторон личности (нравственной, эстетической, чувственной, духовной).
- Развить чувства собственного достоинства и умения уважать чувства других людей.
Специалисты определяют средний возраст, лежащий между детством и молодостью 13-18 лет, обозначив его понятием “ юность”. Юность - ответственный период выбора человеком своего места в жизни, определения жизненного пути, изучения своего “я”, умению управлять своими чувствами. Поведение учеников характеризуется повышенной активностью и энергией в познании мира, жаждой романтики, дружбы, любви.
Труд
Цель: Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности.
Задачи:
- Развить стремление учащихся к самообслуживанию.
- Сформировать ответственность за выполнение общественных поручений трудового характера.
- Развивать умения и навыки, необходимые в трудовой деятельности.
Все учащиеся занимаются выполнением трудовой деятельности. Конечно, каждый ученик имеет расположение к разным видам деятельности, но традиционные поручения для школы выполняют все, а другие - по желанию. В семье каждый ребенок имеет свои обязанности.
Общение
Цель: Развитие умений и навыков в сфере общения.
Задачи:
1)Обучить учащихся коммуникативным навыкам общения.
2) Научить выбирать достойные способы общения в коллективе, основанные на уважительном отношении.
3)Формировать у обучающихся знание, понимание и соблюдение правил законопослушного поведения.
Культура здорового образа жизни
Цель: Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1)воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
2)приобщить детей к здоровому образу жизни;
3)обучить способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением психотропных средств и риском для здоровья.
Портрет ученика
- уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям, уважает и почитает старших;
- умеет понимать других людей и готов прийти на помощь нуждающемуся человеку
- стремится к знаниям;
- умеет отвечать за свои поступки и слова, его слова не расходятся с делом;
- умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством;
- соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования;
- уважительно относится к окружающей природе и труду других людей.
Этапы становления воспитательной системы класса (ВСК)
Постановочный этап
- Изучение теоретических основ воспитательных систем.
- Проведение диагностики.
- Определение целей и задач воспитательной системы класса.
Теоретико – моделирующий этап
- Разработка воспитательной программы.
- Отработка систематизирующей деятельности приоритетных направлений ВСК.
- Использование индивидуальной программы в учебной деятельности и в системе дополнительного образования.
- Формирование системы самоуправления.
- Развитие интеграционных связей.
Завершающий этап
1) Проведение диагностики.
2)Корректировка деятельности.
3) Развитие системы самоуправления.
4)Развитие форм содружества в социуме.
5)Завершение установления воспитательной программы.
Презентация. Приложение 1.