Программа воспитательной системы класса

Разделы: Классное руководство


1. Пояснительная записка

…Если человек не хочет стать
щепкой, бессильной в водах
несущего её ручья,
то должен сам стать ручьём,
стать сильнее влекущего
его течения – и пройти
путь от истоков до устья
на берегу моря.
Урсула Ле Гуин

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимися через такие категории, как: “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”. Воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы.

Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением относиться к ее самым незначительным проявлениям, чтобы убедить, поддержать растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Выбор направления развития классного коллектива осуществляется на основе государственного заказа, приоритетных направлений учреждения, диагностики определения уровня развития и интересов обучающихся.

Чтобы процесс обучения и воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.

Поэтому педагогическое кредо программы заключается в следующем: “В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить”. (Сократ).

Приоритетным направлениями программы развития классного коллектива являются: развитие интеллекта, самопознания, трудовой деятельности, общения, культуры здорового образа жизни.

Цели воспитательной системы класса

Для воспитателя:

  • управление процессом развития личности;
  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для обучающихся:

  • формирование коммуникативных и исследовательских навыков;
  • самореализация;
  • формирование активной позиции по отношению к окружающей действительности.

Для родителей:

  • научение социальным навыкам;
  • адаптация к социуму.

Для школы:

  • включение класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

Основные направления работы.

“И” – интеллект

“С” – самопознание

“Т” – труд

“О” – общение

“К” - культура здорового образа жизни

Интеллектуальное развитие важно в любом возрасте.

Самопознание – ребенок должен знать себя и уметь управлять своими чувствами и способностями.

Труд - обучающиеся должны быть готовы к трудовой деятельности.

Общение важно подростку, когда усиливается влияние коллектива на личность.

Культура здорового образа жизни – сохранять и укреплять здоровье учащихся, формировать стремление к здоровому образу жизни.

Все направления взаимосвязаны. Если повышать интеллект, то нужно развивать самопознание, общение также зависит от многих факторов. В программе реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, формирует психологический климат, укрепляет и развивает отношения во всем школьном коллективе. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Цель: Создание условий для разностороннего развития личности, обогащенной научными знаниями, культурой поведения, живущей в согласии с самим собой, с окружающей действительностью.

Год

Задачи

1

Научи себя учиться

1. Вырабатывать жизненные ценности, понимание добра и зла, честности, ответственность.

2. Формировать учебную мотивацию и развитие учебных навыков.

3. Развивать коммуникативные качества личности и основы культуры общения.

4. Создавать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика.

5. Развивать творческую и исследовательскую деятельность.

6. Способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально активной позиции каждого ученика.

7.Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

2

Утверждай

себя

1. Научить любить людей, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям.

2. Способствовать формированию основ построения межличностных отношений.

3. Формировать устойчивый интерес к знаниям, способности к самообразованию.

4. Формировать способность замечать, воспринимать, чувствовать, понимать и

ценить окружающую действительность.

5. Формировать стремление к здоровому образу жизни.

3

Найди себя

1. Формировать активную гражданскую позицию.

2. Формировать представление о том, что нравственные ценности – главное в жизни человека в обществе.

3. Воспитывать положительное отношение к труду и способствовать профессиональной

самопределенности.

4. Развивать интеллектуальные способности каждого ученика, способности целостно воспринимать физическую картину мира.

5. Способствовать занятости исследовательской деятельности во внеурочное время.

6. Продолжить формирование стремления к здоровому образу жизни.

Ключевые понятия: интеллект, самопознание, труд, общение, культура здорового образа жизни.

Диагностика

Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности каждого ребенка, изучения личности, мотивов его поведения в различных ситуациях. Диагностика в педагогике определяет педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.

Изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся

Изучение межличностных отношений

Формы диагностики

общие сведения

отношение в коллективе

анкетирование

интеллект

взаимоотношение с коллективом

тестирование

самооценка

 

наблюдение

успешность в деятельности

 

беседа

уровень воспитания

   

Работа с родителями

Темп нашей современной жизни усложняют взаимоотношения родителей и детей. Статистические данные говорят, что родители общаются с ребенком 20-30 минут в день. Некоторые родители, не могут найти времени, чтобы узнать, как и чем живет ребенок вне семьи. Классной руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и реализации.

“Трудные” дети, так же как и дети “с комплексами”, “несчастные” - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Часто в подростковом возрасте возникают проблемы “отцов” и “детей”. В 12-15 лет у детей проявляются негативные черты характера, заложенные генетически, родители резко реагируют на проявление отрицательных качеств, но даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить

благоприятный стиль общения в семье. Поэтому я часто встречаюсь с родителями, разговариваем об успеваемости и поведения детей, анализируя проблемы или успехи, вырабатываем стиль общения. Одной из основных тем родительских собраний в моей практике является уроки-общения с ребенком.

Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и их родителями. Норма отношений в школе задаются правилами и традициями. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными из трех, математики за нее не взялись бы. Родителям надо помочь решать эту задачу, насколько это возможно. Их надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”, - говорил известный философ И. Брант. Став взрослым, он переносит тот стиль общения, который был принят дома. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Но многие родители готовы серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей.

Задачи работы с родителями

  1. Привлекать родителей к организации образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности учащихся.
  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

Самоуправление в классе.

На становление жизненный позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально педагогической задачей.

Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.

Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого и исследовательского потенциала детей.

Направления развития классного коллектива.

Интеллект

Цель: Развитие познавательной активности.

Задачи:

  1. выявить индивидуальные особенности и развивать способности каждого ученика;
  2. формировать самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности;
  3. развивать навыки и умения в учебной деятельности, работе с информационными источниками.

Самопознание

Цель: Создание благоприятной социально-психологической обстановки ученика и коллектива в целом.

Задачи:

  1. Развивать способности к самопознанию и самоанализу.
  2. Формировать аспекты всех сторон личности (нравственной, эстетической, чувственной, духовной).
  3. Развить чувства собственного достоинства и умения уважать чувства других людей.

Специалисты определяют средний возраст, лежащий между детством и молодостью 13-18 лет, обозначив его понятием “ юность”. Юность - ответственный период выбора человеком своего места в жизни, определения жизненного пути, изучения своего “я”, умению управлять своими чувствами. Поведение учеников характеризуется повышенной активностью и энергией в познании мира, жаждой романтики, дружбы, любви.

Труд

Цель: Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Развить стремление учащихся к самообслуживанию.
  2. Сформировать ответственность за выполнение общественных поручений трудового характера.
  3. Развивать умения и навыки, необходимые в трудовой деятельности.

Все учащиеся занимаются выполнением трудовой деятельности. Конечно, каждый ученик имеет расположение к разным видам деятельности, но традиционные поручения для школы выполняют все, а другие - по желанию. В семье каждый ребенок имеет свои обязанности.

Общение

Цель: Развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи:

1)Обучить учащихся коммуникативным навыкам общения.

2) Научить выбирать достойные способы общения в коллективе, основанные на уважительном отношении.

3)Формировать у обучающихся знание, понимание и соблюдение правил законопослушного поведения.

Культура здорового образа жизни

Цель: Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

1)воспитание ответственного отношения к своему здоровью;

2)приобщить детей к здоровому образу жизни;

3)обучить способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением психотропных средств и риском для здоровья.

Портрет ученика

  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям, уважает и почитает старших;
  • умеет понимать других людей и готов прийти на помощь нуждающемуся человеку
  • стремится к знаниям;
  • умеет отвечать за свои поступки и слова, его слова не расходятся с делом;
  • умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством;
  • соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования;
  • уважительно относится к окружающей природе и труду других людей.

Этапы становления воспитательной системы класса (ВСК)

Постановочный этап

  1. Изучение теоретических основ воспитательных систем.
  2. Проведение диагностики.
  3. Определение целей и задач воспитательной системы класса.

Теоретико – моделирующий этап

  1. Разработка воспитательной программы.
  2. Отработка систематизирующей деятельности приоритетных направлений ВСК.
  3. Использование индивидуальной программы в учебной деятельности и в системе дополнительного образования.
  4. Формирование системы самоуправления.
  5. Развитие интеграционных связей.

Завершающий этап

1) Проведение диагностики.

2)Корректировка деятельности.

3) Развитие системы самоуправления.

4)Развитие форм содружества в социуме.

5)Завершение установления воспитательной программы.

Презентация. Приложение 1.