- ученик
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День прощанье с азбукой!
Учитель:
И так, наша встреча посвящается дню прощания с первой учебной книгой “Азбукой”.
Многие из вас пришли в 1-й класс и не умели читать, а вот прошло время, и вы зачитали. Как здорово когда ты можешь прочитать любое слово, рассказ, стихотворение или даже книжку.
Читают дети:
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.4. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она.
Учитель:
А много ли вы книжек за это время прочитали?
Вот мы сейчас и проверим.
- Собака, которая помогала деду и бабке репку из земли тянуть. (жучка, рус. нар. сказка “репка”
- Веселый песик с черной шерстью, с остренькими ушками и маленькими забавно блестящими глазками, из-за которого Элли попала в Волшебную страну. (Тотошка, сказка А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”)
- Пес дяди Федора. (Шарик, Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”)
- Два приятиля-пса из сказки Н. Носова. (Бобик и Барбос, “Бобик в гостях у Барбоса”)
- Собака доктора Айболита. (Авва)
- Пудель Мальвины. ( Артемон, сказка А. Толстого “Золотой ключик”)
Читают дети
1. Было у всех желанье
Научиться скорее читать.
А с чего начинали ребята,
Мы хотим вам сейчас рассказать.2. Звуки свистели и звуки шипели,
Гласные громко песенки пели.
Составляли предложенье,
Находили ударенье.3. В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису.
Закричали мы: “Лиса!”
Зазвенели голоса.
Это мы искали все ударение в “лисе”4. Мне подумалось, а вдруг
Прибежит лиса на звук?
Мы ее на парту сзади…
(Стук в дверь и вбегает девочка в роли азбуки)
Я – азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Учитель:
Милая Азбука, а наши дети могут тебе рассказать, про что они читали.
Ученик 1.
А в книгах есть про все, про все:
Про реки моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
(дети читают парами)
1.Машинисты и ткачи,
2.Трактористы и врачи,
3.Лесорубы и шахтеры,
4.Космонавты и актеры,
5.Повара и кузнецы,
6.Водолазы и певцы…
7.Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на азбуку глядели.
Учитель:
Да, всего, чему учила Азбука, не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям, чему же мы научились, работая по этому учебнику.
Читают дети:
1. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка слишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.2. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.3. Прочтешь ты книги о зверях,
Растениях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от “А” до “Я”.
Учитель:
Любите загадки?
Отгадайте их тогда.
А в загадках есть секрет –
Давайте правильный ответ.
Медлить здесь совсем не нужно,
Отвечайте быстро, дружно!
На заборе поутру кукарекал…кенгуру (петух)
Он зимой в берлоге спит. Догадались? Это …кит (медведь)
По морю плывет фонтан – огромный черный …. Пеликан (кит)
На юг летят по небу клином поздней осенью… павлины (журавли)
Громко крякает в пруду, утят купая …какаду (утка)
Хвост, как веер, расписной, и зовется он …лисой (павлин)
Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает … корова (лягушка)
Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен …слон (кобра)
Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно, … слон (лев)
Он толстый, как кадушка, рог на носу … лягушка (носорог)
Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш … медведь (ёж)
Полосатая рубаха, живет в саванне … черепаха (зебра)
Уши длинные, он трус, спрятался под кустик… гусь (заяц)
Лает он на улице и зовется … курицей (собака)
Учитель:
Читать вы все умеете, а вот частушки петь умеете?
Дети: все хором ДА!
(Дети выходят и поют частушки)
1. Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно!2. Не смотрите на меня
Глазки не ломайте,
Я не с вашего села
Вы меня не знаете.3. Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят.
Да к тому же мастера мы,
Петь частушки для девчат!4. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася
А гармошка заиграла,
Я не растерялася.5. Математику, друзья,
Очень, очень люблю я.
Как ее мне не любить,
Коммерсантом хочу быть.6. А у нас во дворе
Квакали лягушки.
А я с печки босиком
Думала подружки.7. Если б не было воды.
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?8. Ах, гармошка заиграла,
Значит, можно выходить
И самой повеселиться,
И других повеселить.9. Вы поверьте нам девчонки,
Настоим мы на своем.
Мы веселые частушки
В главном городе споем.10. Мы частушки пели вам,
Больше, чем полвечера.
Мы пойдем, а вы сидите,
Вам ведь делать нечего.
Учитель:
Наверно, все убедились в том, что азбука научила вас многому. Давайте за это скажем нашей “Азбуке” спасибо.
- За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе!
- Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Азбука:
Азбуку вы прочли до корки,
Вам по чтению … пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
- Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе. - До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Прощаемся с Азбукой. Азбука уходит.
Читает ученик.
1. Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!Читают родители
1. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.2. Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.3. Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево.Учитель:
И в десять лет, и в шесть и в пять
Как хорошо уметь читать!Ученик
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.Учитель
Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на Земле!
См. приложение.