Суть инициативы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Цели
1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.
2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.
Задачи
а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.
г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.
д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Обоснование значимости
Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.
Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.
Ожидаемый результат
1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.
3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
Пути реализации
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта
Состав участников
Дети, родители, воспитатели
Срок реализации проекта
1 год
Вид проекта
Ролево-игровой
Исходные теоретические положения
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.
Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.
Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.
Распределение деятельности
План совместной работы с семьей на учебный год
№ | Формы работы | Задачи | Сроки | Ответственные |
1 | Выставка “Умелые руки” | Пополнить развивающую среду в группе | Январь | Родители Воспитатели |
2 | Семейный досуг “Какой хороший папа” | Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. | Февраль | Воспитатели Мамы |
3 | Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты | Привлекать родителей к совместной деятельности в семье | Февраль | Родители |
4 | Праздник “Мамин день” | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме | Март | Воспитатели Родители Муз. рук. |
5 | Встреча со специалистами “Теплый дом” | Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей | Апрель | Воспитатели Муз.рук-ль Инструктор ИЗО |
6 | Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” | Воспитывать патриотизм и толерантность | Апрель | Воспитатели |
7 | Выставка “У мамы руки золотые” | Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе | Май | Мамы Воспитатели |
8 | Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” | Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя | Май | Родительский комитет Воспитатели |
9 | Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка | Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка | Май - июнь | Воспитатели Родители |
10 | День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение | Июнь | Родительский комитет |
11 | Выставка комнатных растений “Цветоград” | Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства | Июль | Родители |
12 | Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” | Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов | Август | Старший воспитатель Психолог |
13 | Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” | Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ | Сентябрь | Родители |
14 | Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” | Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе | Сентябрь | Воспитатели Родительский комитет |
15 | Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” | Повысить педагогические знания родителей | Сентябрь | Родители Воспитатели |
16 | Консультация “Чем и как занять ребенка дома” | Заинтересовать родителей данной проблемой | Октябрь | Воспитатели |
17 | Беседа “Если хочешь быть здоров” | Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников | Октябрь | Врач Ст. медсестра Физ. рук. |
18 | День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” | Помочь родителям в воспитании детей | Ноябрь | Воспитатели Психолог |
19 | Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам | Ноябрь | Воспитатели Родители Ст. воспитат. |
20 | Конкурс “Семья года” | Выявить победителя конкурса “Семья года” | Декабрь | Воспитатели Работники библиотеки |
21 | Новогодний праздник | Доставить детям радость и удовольствие | Декабрь | Воспитатели Родители Муз. рук. |
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта
- мониторинг;
- мероприятия (групповые и общесадовские);
- анализ родительских анкет;
- детско-родительские гостиные;
-праздники и развлечения;
- протокола родительских собраний и консультаций.
Методические разработки
Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.
Методы и технологии
- анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;
- детско-родительские гостиные;
- методы ТРИЗ;
- методы психофизического сопряжения;
- интеграция;
- театрализованная деятельность;
- метод КТД.
Необходимые условия реализации проекта
1.Интерес детей и родителей.
2.Наличие необходимой литературы.
3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.
Предложения по возможному распространению проекта
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.