Модульные уроки по географии России

Разделы: География


Модульный урок 1 Тема “Реки”

Учебный элемент, время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0 Цель: Продолжить формирование знаний о реках.

Формировать понятия “режим реки”, “падение реки”, “уклон реки”, годовой сток”, “расход воды в реке”.

Продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану.

Вы должны уметь:

  • объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
  • показывать реки России на карте;
  • приводить примеры хозяйственного использования рек;
  • давать описание реки;
  • давать характеристику реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ- 1 Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках, уметь разъяснять смысл изученных понятий.

I. Выполните контрольный диктант (приложение 1) по теме “Речная система”.

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

Ответы: А — исток, Б — речная система, В — река, Г— водораздел, Д — озеро,

Е — водопад, Ж — устье, 3 — бассейн, И — дельта, К — русло.

2. Проверьте правильность выполнения диктанта.

Работайте самостоятельно
3. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
10 правильных ответов — высокий уровень знаний-“5”;
8-9 правильных ответов — средний уровень знаний - “4”;
6-7 правильных ответов — низкий уровень знаний -“3”;
менее б правильных ответов — очень низкий уровень знаний- “2”

4. Проанализируйте ошибки

Ответы у учителя
УЭ-2 Цель: сформировать знания о крупнейших реках России, особенностях размещения речных систем; составить общее представление на основе установления их зависимости от рельефа; Работайте в паре
развивать умения связно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, запоминать прочитанное развивать память; развивать познавательный интерес к окружающему миру. Делайте записи в тетради
1. Пользуясь текстом учебника с. 97 и картами атласа подготовьте устные ответы на вопросы: Обсудите эти вопросы в классе.

Просмотрите опорную схему, и сформулируйте выводы (с приведением примеров).

1)К бассейну, какого океана, относится большинство рек России?

2)Почему все крупные реки текут в Северный Ледовитый океан?

3)Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа? .

4)В чём заключается работа реки? (созидательная и разрушительная).

2. Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.

За каждый верный ответ 1 балл.

Устное обсуждение
УЭ-3

Что такое река?

Цель: Закрепить знания о структуре реки. Расширить представление о речной системе;

развивать память; запоминать прочитанное и просмотренное.

1.Просмотр мультимедийной презентации (презентация).

2.Просмотрите схему (приложение 2) реки и установите соответствие.

1--

2--

3--

4--

5--

6--

7--

8--

9 –

10--

11--

Внимательно просмотрите презентацию
Исток, устье, главная река, правый берег, левый берег, левый приток, правый приток, верхнее течение, среднее течение, нижнее течение, дельта. Обсуждение в классе.
УЭ-4 Цель: сформировать знания о таких понятиях, как падении, уклон, годовой сток и расход воды крупнейших рек России, развивать память, запоминать прочитанное.

1.Падение и уклон реки

1) Реши задачу и проверь решение.

(задача на слайде)

2) Определи уклон и падение реки, Если высота истока 453 м., высота устья 76м, длина реки 1826 км.

3) Падение реки 200 м. Какую длину может иметь река, если она горная?

2. В какой реке пройдёт больший объём воды за единицу времени?

3. Используя текст учебника и карты атласа (стр.20-21) ответь на вопросы.

1) Что такое сток?

2) Какая река имеет наибольший сток в России?

3) Что такое твёрдый сток?

4) У какой реки России максимальный твёрдый сток?

5) Что определяет величину годового стока?

4. По графикам годового стока (атлас стр.22) определите в какое время года

наблюдается самый высокий уровень воды в реках, текущих в разных климатических условиях? Почему?

Внимательно просмотри схему опорного конспекта на слайдах презентации.

Определения новых понятий записать в тетрадь (падение, уклон, годовой сток, расход воды).

Работа в группах

Установи соответствие:

1.Дон а) зимой;

2.Индигирка б) весной;

3.Амур. в) летом;

г) осенью.

5)Оцени свою работу. Ответы сверь с образцом.

За каждый верный ответ 1 балл.

Работайте самостоятельно
УЭ-5

Питание и режим реки

Цель: Сформировать и расширить знания о питании и режиме рек России.

1.Просмотрите опорную схему, и сформулируй выводы (с приведением примеров).

Пользуясь текстом учебника и картами атласа (стр.20-22).

2. Установите соответствие:

Реки Преобладающее питание

1. Амур А. дождевое

2. Печора Б. снеговое

3. Енисей В. ледниковое

4. Кубань

5. Терек

3. Установите соответствие:

Реки

  1. Волга
  2. Амур
  3. Обь
  4. Северная Двина
  5. Терек

Тип водного режима

А. весеннее половодье

Б. летнее половодье

В. паводочный режим

Г. зимнее половодье

Д. равномерный сток в течение всего года

3.Оцени свою работу. Ответы сверь с образцом. Помните вы работаете на доверии.

За каждый верный ответ 1 балл.

Работайте в паре.
УЭ-6 Цель: закрепить знания по теме “Внутренние воды”; уметь самостоятельно применять полученные знания.

Кроссворд

По горизонтали:

4. Объем воды, протекающей через поперечное сечение реки за год.

5. Линия, разделяющая смежные бассейны рек, водоемов.

7. Период высокого и длительного подъема воды в реке, сопровождающийся выходом воды из русла на пойму.

8. Периодичное изменение уровня воды в реке.

По вертикали:

1. Объем воды, протекающей через поперечное сечение потока в единицу времени (м3/с).

2. Сравнительно кратковременное и непериодичное увеличение расхода воды в реке.

3. Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке.

6. Естественный водный поток, текущий в выработанном им русле.

Оцените работу. Ответы сверьте с образцом

Помните, вы работаете на доверии. За каждый верный ответ 1 балл.

Всё закрыть
УЭ-7(0) Цель: подведение итогов.

1. Прочитайте ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?

2. Оцените свою работу на уроке. В индивидуальной учётной карточке подсчитайте общее количество баллов, поставьте оценку.

“5”- 39-44 балла

“4”- 31-38 баллов

“3”- 23-30 баллов

3. Домашнее задание: & 15;ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 103;

на к \ карте отметить реки, о которых идёт речь в параграфе;

пользуясь картой распределите реки по бассейнам, заполните таблицу.

Опережающее задание (по желанию). Подготовить сообщение: о стихийных явлениях, связанных с внутренними водами; удивительных озёрах России; о каналах.

 

2. Модульный урок. Тема “Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники”.

Учебный элемент, время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0 Цель: Продолжить формирование знаний об особенностях внутренних вод России. Формировать знания о происхождении озёрных котловин.

Продолжить формирование умения работать с разными источниками информации.

Внимательно прочитайте цели урока
УЭ- 1 Входной контроль.

Цель: Проверить уровень знаний по теме “Реки”.

1. “РЕКИ РОССИИ” географический диктант (приложение 3)

Перечень ответов: 1. Аллювий. 2. Терраса. 3. Водораздел. 4. Падение реки. 5. Уклон реки. 6. Речная эрозия.7. Базис эрозии. 8. Меандра.9. Эстуарий 10. Дельта

2.Наполни смысловым содержанием опорную схему “Влияние рельефа на жизнь реки”.

3. Какое влияние оказывает климат на жизнь реки?

Работайте самостоятельно.

Работа сдаётся учителю на проверку.

УЭ-2 Цель: изучить особенности происхождения и размещения по территории, озёр России.

1. Прослушайте объяснение учителя, примите участие в учебной беседе, заполните схему “Значение озёр”.

2. Прочитайте текст учебника стр. 104-105, просмотрите таблицу приложения на стр. 310, заполните таблицу (приложение4) “Типы озёрных котловин”.

3.Заполни схему.

Характеристика озера

4.Закончите предложение:

Размещение озёр зависит от : . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5 Расширяем кругозор!

Прослушайте сообщение “Цветные озёра”.

Оцените свою работу. Помните, что вы работаете на доверии.

Каждый правильный ответ 1 балл.

Ответы сверьте с образцом .

Работайте в паре
УЭ-3 Подземные воды.

Цель: Изучить особенности грунтовых вод России.

Прочитайте текст учебника стр.106 и выполни задания.

Закончите предложения:

1Подземные напорные воды, находящиеся между водоупорными пластами называют ----------- .

Запись новых понятий в тетрадь.
2. Выходы грунтовых вод на поверхность называют -------, -------- .

Ответьте на вопросы:

3.Как изменяется глубина залегания грунтовых вод с севера на юг?

4.Почему?

5. От чего зависит уровень залегания грунтовых вод?

Оцените свою работу. Помните, что вы работаете на доверии. Каждый правильный ответ 1 балл.

Проверка заданий по образцу.
УЭ-4 Болота.

Цель: изучить особенности болот России; совершенствовать умения выделять главное в лекционном сообщении.

Прослушайте объяснение учителя, примите участие в учебной беседе, изучите карты атласа стр. 18. сформулируйте вывод о распространении болот.

Назовите условия при которых возникают болота.

Запишите вывод в тетрадь.
УЭ-5 Многолетняя (вечная) мерзлота. Ледники.

Цель: сформировать представление о многолетней мерзлоте и ледниках, об их влиянии на природу и хозяйственную деятельность человека.

Развивать: память; умения работать с различными информационными источниками.

Прочитайте текст учебника стр. 107-108,просмотри иллюстративный материал, карты атласа стр. 18-19 , подготовь устные ответы на вопросы.

1.Какая площадь России занята вечной мерзлотой?

2. Назови условия образования вечной мерзлоты?

3.Каковы основные требования к строительству домов в зоне вечной мерзлоты?

4. Где размещены покровные ледники в России?

5.Назовите горы России, где распространено современное горное оледенение?

6.Какие факторы способствуют оледенению?

Самостоятельная работа

Обсуждение ответов на вопросы.

УЭ 6 Цель: закрепить знания по теме “Внутренние воды

1. К какому типу котловин относится озеро Неро?

2. Выберите правильные названия типов озерных котловин?

а – внешне-тектонические, б – термокарстовые, в - ледниково-тектонические

г – грунтовое, д – низинное, е – артезианское, ж – старицы

3. Выход грунтовых вод на поверхность называется . . .?

4. Каковы причины распространения многолетней мерзлоты?

а - Избыточное увлажнение, б - Продолжительные низкие температуры.

в - Низкие абсолютные высоты, г - Малоснежные зимы.

д - “След” ледникового периода, е - Все перечисленные.

5. Больше всего болот в России находится в:

а – Европейской части, б – Западной Сибири, в – Восточной Сибири

6 . Какие условия способствуют образованию ледников?

7. Назовите крупнейшие горные ледники России.

Всё закрыть.
УЭ-0 Цель: подведение итогов.

1. Прочитайте ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?

2. Оцените свою работу на уроке. В индивидуальной учётной карточке подсчитайте общее количество баллов, поставьте оценку.

3. Домашнее задание:

  • повторите записи в тетради; ответьте на вопросы и выполните задания параграфа №16;
  • на контурной карте отметьте номенклатуру.