Тренинг "Мы вместе" (5-й класс)

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5


Предварительная работа:

На консультации обратился учитель с проблемой: в классе образуются группировки. которые существуют изолированно друг от друга; прозвища, а не имена, присутствуют в общении. Было проведено социометрическое исследование, которое подтвердило наличие в классе изолированных. Решено было провести мероприятие, которое бы помогло решить хотя бы часть проблем. В сложившейся ситуации видим, что это – тренинг.

Цели:

  • развитие групповых структур и процессов;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;
  • снятие психологического напряжения и установление добрых отношений в группе;
  • сплочение классного коллектива;
  • осмысление своего персонального “Я” как части общего “Мы”;
  • коррекция агрессивного поведения.

Оборудование:

  • фломастеры и белые листы на каждого, клубок ниток, 4 разрезные картинки, ручки, ватман с заготовкой “сот”, “соты” на каждого ученика, заготовка надписи “Мы”, рисунок кота Леопольда, игрушки (для сказки), музыка.

Литература

  1. Адиняева О. Ребята, давайте жить дружно! //Школьный психолог, 2002, №21
  2. // Школьный психолог, 2002, №43
  3. М.Панфилова “Лесная школа” (сказки)
  4. Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?” Психологические игры и упражнения: практическое пособие ; В 4-х томах. Т.4.-М.: Генезис, 1999г., с.27, с.100-101.

I.Орг.момент.

II. Тема занятия.

(Звучит музыка “Если с другом вышел в путь” -5с.)

Сегодня со мной к вам в гости пришел кот Леопольд. Он поможет мне провести занятие. Тема нашей сегодняшней встречи: “Мы вместе”. Проведя анкетирование в вашем классе, мы поняли, что ваш класс не такой уж и дружный. Вот сегодня на занятии мы попробуем узнать получше друг друга, узнать свои ошибки в общении друг с одноклассниками, стать на 1 шаг ближе друг к другу и заветному слову “коллектив”.

III.Работа по теме занятия.

1.Игра “Я не такой, как все, и все мы разные”

Учащимся в течение 5 минут предлагается нарисовать или описать такое состояние – радость. Рисунок может быть и конкретным, и абстрактным, т.е. каким угодно.

(Во время выполнения задания звучит музыка Э. Мариконэ).

- А теперь покажите свой рисунок. Посмотрите на рисунки своих одноклассников. Обратите внимание на различия в понимании радости. Почему? (Вывод: люди по- разному понимают одни и те же вещи).

-А вот ребята нарисовали…(например, радугу). (У 3-4 детей забирают рисунки). Вы смогли бы свою радугу найти среди остальных работ? (Да.) Почему? (Вывод: каждый человек особенный, неповторимый. Следовательно – каждый человек незаменим.)

2.Игра “Все мы чем-то похожи”

А)Деление на группы.

- А теперь следующее задание. Каждый получает фрагмент картинки, ваша задача: соединить все фрагменты, собрать все 4 картинки.

-Вот вы и разделились на 4 группы! Что вы собрали? (Цветы.) Цветы – это радость нашей жизни. Так радуйте друг друга так же, как эти цветы радуют наш глаз!

Б)Игра.

-Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. У вас есть 8 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

(Во время выполнения задания звучит инструментальная музыка).

Анализ упражнения:

-Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

-Есть ли что-нибудь, что объединяет всех детей в классе?

-Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

-Как вы работали в своей команде?

-Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

-Какими должны быть твои друзья: похожими на тебя или совсем другими?

3.Сказка “Хвосты”

(см.приложение 1)

А)Совместное чтение с детьми (или инсценирование) сказки.

Б)Обсуждение концовки.

-Чем может закончиться сказка?

В)Прочтение концовки сказки.

-Ребята, а у вас бывают такие ситуации, когда вы даете друг другу прозвища? Только честно! А как сделать, чтобы ситуации не повторялись? Вспомните слова сказки: “Как хорошо, что все мы разные. Нам есть чему поучиться друг у друга”.

4.Игра “Ты мне нравишься” (игра с клубком).

-Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас покажу вам, как должна протекать эта игра.

(Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Выбрать не самого популярного в классе ученика).

-Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в “паутине”. После того, как мы передали кому-то, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: “Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…” Например, я говорю: “Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс”. Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: “Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике”. При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы его хотели бы поблагодарить. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

-Легко ли тебе было говорить приятные слова другим детям?

-Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

-Достаточно ли дружен наш класс?

-Почему каждый ребенок достоин любви?

-Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

5.Практическая работа.

“Рисуем наш герб”

А) Участники получают по одному листу шестиугольной формы и по набору цветных карандашей.

-Итак, ваше следующее задание. Вы должны создать свой герб, на котором должно быть написано ваше имя и какое-либо ваше положительное качество. Герб надо красиво оформить (раскрасить, сделать орнамент вдоль граней, изобразить свой портрет и т.п.).

(Во время выполнения задания включается музыка И.Корнелюка “Город, которого нет”.).

-А теперь на шаблон шестиугольной формы здесь, на доске, вы наклеиваете свои гербы.

-На что похож общий герб? (На пчелиные соты). Соты – это прочная конструкция, т.к. пчелы чрезвычайно трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строить прочный дом.

-Как вместе, одним словом можно назвать все отдельные “Я”? (“Мы” - подписывается на гербе на доске).

-Может ли общее “Мы” существовать без отдельных “Я”? (Мы – это только все вместе).

Б)Упражнение “Какие мы?”

-Ребята, какие мы? Вы хором произносите: “Мы все…”, а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: “Мы все сильные, умные, красивые, добрые…”

-При взаимной поддержке люди могут делиться своими положительными чертами и получать от других часть их силы, доброты. При этом каждый человек получает что-то хорошее, не теряя и своих собственных достоинств.

IV.Заключительная часть

-Что мы ответим Леопольду? Как мы будем жить? Какими мы будем? (Будем жить дружно, уважать друг друга, принимать такими, какие есть, оказывать взаимную поддержку…).

-На этом наше занятие заканчивается. (Включается музыка “Вместе весело шагать…”)