Книга как фактор здоровьесбережения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


В сфере библиотечных наук имеет место библиотерапия – наука, нацеленная на формирование у человека способностей противостоять болезням и стрессам, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный уровень на основе чтения. Исцеляющее влияние слова известно на протяжении всей истории медицины. Недаром ещё древние библиотеку называли “аптекой для души”. А великий русский просветитель А. Радищев (1749 – 1803) утверждал: “Духовное лекарство заслуживает право на такое же место, как и весь прочий аптекарский припас”.

Работники библиотеки Галичского аграрного техникума вносят значительный вклад в формирование у читателей позитивного отношения к жизни и здоровью, осуществляют системный подход в решении вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса.

Система работы включает в себя целый ряд составляющих, позволяющих в комплексе решать проблемы здоровьесбережения:

Формирование фонда учебной литературы по разделам “Безопасность жизнедеятельности”, “Экология”, “Медицина”, “Физкультура и спорт”.

Выполнение устных информационных запросов читателей по теме “Формирование здорового образа жизни”.

Библиографический указатель: Литература по здоровьесбережению (в т.ч. по профилактике курения табака и употребления алкоголесодержащих напитков).

Оформление подписки на периодические издания: 47187 “Здоровье в образовании” 7 188 “Здоровьесберегающее образование”, 26062 “Предупреждение”, 10931 “PRO Здоровье”.

Картотека публикаций в периодической печати.

Если курение стало привычкой: советы газеты “Наука здоровья”.

Путь к здоровому долголетию. Уроки здоровья по предупреждению табачной и алкогольной зависимости. ( Курсы из 7 занятий)

Библиотечная экскурсия “Библиотека – аптека для души”.

Игра – путешествие “Игра – здоровью верная сестра”.

Участие в весенней Неделе добра, в традиционных общероссийских Днях защиты от экологической опасности.

Книжные выставки: “Береги здоровье смолоду”, “Душу исцелит добро”, “Красота спорта”. “Целебная сила растений”, “Спасательный круг чтения”.

Беседы у книжной выставки “Безопасной сигареты не существует”.

Презентация книги В.Т. Лободина, Г.В. Лавреновой, С.В. Лободиной “Как сохранить здоровье учителя”.

Приложение 1. Презентация Книга как фактор здоровьесбережения.

Рассмотрим узловые положения данной книги.

Сохранение здоровья преподавателя – одна из главных составляющих успешности организации учебного процесса в образовательном учреждении.

В системе “учитель-ученик” здоровье учителя играет ведущую роль. Только здоровый, излучающий энергию учитель может увидеть во взоре учеников жажду знания, стремление узнавать, изучать безграничное культурное наследие человечества.

Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков истощаются, к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются.

Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность – вот цена, которую платит учитель. Многие печальные факты изменить пока невозможно – вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы.

А что же все-таки зависит от самих учителей?

Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства”. Цицерон.

“…прежде всего, мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры”. Артур Шопенгауэр “Афоризмы житейский мудрости”

Вот три составляющие здоровья:

Физическое здоровье

функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек и т.д.

Психическое здоровье

умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности, ее самоопределение и самореализация.

Социальное здоровье

осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний.

Согласно данным современных исследований, существенные отклонения в состоянии здоровья имеют 85% учителей России.

Врачи выделяют три самых распространенных заболевания педагогов:

  1. сердечно-сосудистые;
  2. 2) желудочно-кишечные;
  3. 3) нарушения опорно-двигательногоаппарата.

Приложение 2. Распространенные заболевания педагогов.

Основные причины заболеваний учителя

Что же все-таки вызывает перечисленные заболевания? Ответ ясен: стресс и психическое перенапряжение. Выделим в области учительского стресса три главных пункта: 1. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. 2. Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями. 3. Вынужденное превышение нормативных нагрузок. Но давайте задумаемся: разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-то беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: “Спасибо, что так, могло быть и хуже. Все-таки везучий я человек”. И никакого нарушения сердечного ритма, никакого повышения артериального давления, разве что совсем немного. Вспомним известную шутку: неудачник нюхает коньяк и говорит, мол, клопами пахнет. Оптимист нюхает раздавленного клопа и говорит – коньяком пахнет. Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого – уныния и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой  – раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости! А если мы поразмышляем на эту тему, то увидим, что эта причина основная. Именно она создает и стресс, и чувство оптимизма. Существуют два уровня причин, разрушающих здоровье учителя, – мировоззренческий и психический, причем второй вытекает из первого.

Мировоззренческие причины

Основные причины таковы: 1) отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего “непотопляемость” личности, несмотря ни на какие условия; 2) неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста; 3) неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни; 4) наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека; 5) неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей; 6) неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне... и сохранить свое здоровье; 7) неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем. Иной учитель, прочитавший эти строки, скажет: “Попробовали бы они с моей зарплатой, с моими без надлежащего присмотра детьми, с моими больными родителями и старенькой квартиркой говорить об умении радоваться...” Такую реплику можно понять, как и то, что хоть на 1%, но можно принять то, о чем говорилось выше. И это уже будет шагом к здоровью.

Психические причины

Эти причины таковы: 1) неумение противостоять стрессам; 2) отсутствие навыка управления своими эмоциями; 3) частое превышение своих психических возможностей; 4) психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенности жизнью. В качестве подтверждения разрушительности психологических проблем учителя приведем следующие печальные цифры:

– у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость; – 50% учителей – невротики;

– 10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков);

– если в коллективе 10–12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.

Внутренние усилия.

Насколько виноваты в своих проблемах сами учителя, хорошо иллюстрирует другая не менее показательная статистика: – лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин;

– 20% учителей курят; – 5% алкоголики;

– до 5% учителей проявляют скрытые формы садизма; – 5% учителей пробовали наркотики. Психологическое состояние и даже мировоззрение могут быть изменены в результате внутренних усилий. Именно внимание к собственной душе – главный путь к здоровью.

Авторы дают рекомендации, как избавить учителя от пользования очками до самого пожилого возраста, приводят методы укрепления начавшего ухудшаться зрения, рецепты народной медицины при болезнях глаз и ослаблении зрения, а также приемы гимнастики для усиления остроты зрения; дают советы, позволяющие улучшить слух, повысить защитные силы организма, реже болеть гриппом и простудными заболеваниями, предупредить и лечить хронический тонзиллит, ангину, снять головные боли, сохранить хорошую память, избавить от бессонницы, не поддаться депрессии.

В книге даются рекомендации, как беречь сердце, указываются средства борьбы с лишним весом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с повышенным артериальным давлением, с варикозным расширением вен и с многими иными недугами, которые встречаются у педагогов...

Научить быть здоровым, воспитать человека, считающего свое здоровье, здоровье окружающих его людей и “здоровье” окружающей среды главной ценностью – основная задача нашего времени. И библиотека должна стремиться вносить свой вклад в здоровьеформирующую образовательную среду.