Цели занятия:
- обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
- расширить знания детей о зимующих птицах;
- воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование:
- Картинки с изображением птиц: воробьи, дятел, ворона, кормушки для птиц; таблицы: перелетные птицы, зимующие птицы;
- слова с названием семян;
- выставка рисунков “Птицы зимой”;
- цветные карандаши.
Ход занятия
1. Орг .момент.
Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу .О чем мы будем говорить сегодня на занятии вы должны догадаться. Тема спрятана в загадке.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
3. Сообщение темы Сегодня на занятии наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время. Слова “Птицы зимой”Класс делится на три команды и выбирает себе название .Учитель задает вопросы командам по очереди.За правильный ответ команда получает рисунок с изображением зимующей птицы .На магнитной доске три нарисованных кормушки .У какой команды будет больше птиц , та и будет победителем.
4. Разминка. (таблица с изображением птиц.)
А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.
- Тело покрыто шерстью.
- Тело покрыто перьями (+)
- Есть зубы
- Есть клюв (+)
- Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
- Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
- Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
- Перья на голове отличаются особой длиной (+)
- Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.
Картинка с изображением ласточки и скворца.
(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”)
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные)
Слово “перелётные”
- Почему их назвали перелетные птицы?
6. “Приветствие.”
- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) слово “зимующие” и соответствующие птицы.
Отгадайте загадки.
1.
Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
крикунья хрипловатая –
известная персона.
Это -…( ворона)
2.
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…(воробей)
Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.
7. Зимующие птицы.
Назвать птицу по описанию.
- Сероспиный, красногрудый,в зимних рощах
обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь). - Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.) - Этих птиц легко узнать по большому хохолку. В окраске этих птиц есть яркие желтые , красные и черные пятна. Зимой издалека слышен тонкий нежный свист, из-за которого эти птицы и получили свое название. (Свиристель.)
8. Физминутка “Птички”
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
Составить мозаику птиц: синицы, снегиря, свиристеля.
И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? (Легче раздобыть пищу.)
- Почему нужно помогать птицам зимой?
- Где ночуют птицы?
- Как мы им можем помочь?
9. Показ сделанных кормушек.
Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.
10. Рассматривание таблицы “Семена для птиц”
Семена для птиц:
- Подсолнечник
(все птицы) - Овёс
(синицы) - арбуз
(синицы, поползни) - пшено
(воробьи, синицы) - Тыква
(поползни, синицы, воробьи) - кедровые орешки (поползни, дятлы)
- рябина, калина
(снегири, свиристели) - Лён
(все птицы) - Клевер
(воробьи, синицы)
Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
Чем можно угощать птиц зимой?
11. Практическая работа.
У каждой команды на столе лежат названия семян:арбуза, тыквы, подсолнуха, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: “Покормить свою птицу ”.. Птицы: снегирь, свиристель.
Как ведут себя птицы во время морозов?
(Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.)
Вывод: те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.
12. Подведение итогов.Чтение детьми стихотворения
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались как домой,
Стайкой на крыльцо.Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
В конце занятия дети раскрашивают зимующих птиц .
13. Рефлексия: Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?
- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.