Актуальность темы классного часа
Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов.
Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Изменился и национальный состав городов. В нашем городе стали проживать, учиться люди многочисленных национальностей, которые ранее были менее многочисленны: таджики, азербайджанцы, чеченцы.
Все эти факторы породили то, что часть подростков и молодежи оказалась под влиянием различного рода экстремистских организаций, религиозных и политических движений, пропагандирующих идеи насилия, расового и национального превосходства, непримиримости к людям иной веры.
Не меньшую опасность представляет проникновение нетерпимости и дискриминация в систему межличностных отношений школьников. Поэтому вопрос толерантности актуален.
Цели и задачи:
- учить детей общаться с разными людьми;
- воспитывать уверенность и самоуважение;
- воспитывать понимание ценности каждого человека.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- листы с изображением контура человека;
- фигурки людей;
- карточки красного и черного цветов;
- нить, зажимы;
- карточки со словами-пояснениями;
- клей или скотч.
Класс делится на 3 группы.
Ход занятия
Учитель. Ребята, наш сегодняшний классный час называется «Вместе – лучше!». А что скрыто под этим названием, мы постараемся разобрать на нашем занятии.
I. Беседа «Окружающие меня люди»
Наступила весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что…
Не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по – своему.
Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?
Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…
Вывод: все дети (все люди) разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то своё интересное, симпатичное.
Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами.
Скажите, а какие из качеств вам нравятся в людях?
– Уважаете ли вы в других то качество, которое вам нравится в вас самих?
– Уважаете ли вы хорошие качества, которых нет у вас, в других?
– Все ли люди заслуживают уважения? Почему?
– Как вы выражаете уважение к другим?
– Почему люди иногда проявляют неуважение к другим ?
– Что означает, когда мы говорим, что все люди заслуживают уважения?
Как вы думаете – стала бы жизнь в нашем городе спокойнее и лучше, если бы люди проявляли больше уважения друг к другу?
Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к ним придираются. Стремясь быть сильными, часто люди всё же остаются в одиночестве.
Как быть в этой ситуации?
Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Какие же качества мы ценим в людях больше всего?
Игра «Хорошо – плохо» (приложение 1)
II. Информация «Почему у людей разный цвет кожи?»
На планете Земля живут миллионы людей. Все они разные.
Люди отличаются друг от друга не только по своим качествам и внешним признакам. Но и по цвету кожи.
Цвет кожи человека зависит в основном от того, где. В каком месте Земли жили его предки. Самые древние предки человека мало чем отличались друг от друга. Но когда они расселились по Земле, то попали в разные условия жизни. За сотни тысячелетий облик людей, живущих в разных местах земного шара, сильно изменился.
У потомков тех, кто жил в жарких районах Земли, постепенно появился тёмный или даже чёрный цвет кожи. Так организм человека приспособился защищаться от лучей солнца.
В умеренных и холодных районах, где солнечный свет слабее, выживали люди с более светлым оттенком кожи.
У людей, населявших степи и полупустыни Азии, где дули сильные ветры и где постоянные бури вздымали массы пыли, появилась особая складка на верхнем веке, защищавшая глаза от ветра и пыли.
В настоящее время люди свободно передвигаются по всему земному шару. И в любом климате проживают люди с разным цветом кожи.
Вопросы для обсуждения:
– У кого из вас есть друзья, внешне не похожие на вас?
– Любят ли они так же, как и вы, играть, читать?
Совершенно верно, каким бы ни был человек, интересы у него такие же…
III. Игра «Человек с планеты Земля»
(сопровождение фонограммы)
У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.
Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Подумайте и выберите , какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.
(Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)
добрый | сильный | преданный |
весёлый | улыбчивый | чуткий |
смелый | честный | внимательный |
агрессивный | злой | нечестный |
равнодушный | лживый | раздражительный |
Поочерёдно дети из групп называют выбранные качества.
Создаётся общий портрет человека с планеты Земля.
Созданные фигурки прикрепляются на доску. Получился завершенный рисунок.
ДОБРОТА СОСТРАДАНИЕ ВЕЛИКОДУШИЕ
пояснение
- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
- Сострадание – жалость, сочувствие
- Великодушие – владение высокими душевными качествами, снисхождение к другим, готовность бескорыстно помогать.
А каким быть легче – добрым или злым?
Стихотворение (читает ребенок)
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
Подведение итогов игры «Ищу друга».
(Игра проводится заранее. Детям предлагается составить объявление с заголовком «Ищу друга».
В своем объявлении каждый ребенок должен указать как можно больше своих положительных качеств, интересов и увлечений, чтобы тем самым заинтересовать читающих объявление. Готовые работы вывешиваются на «Доску объявлений» (школьную доску). Затем поочередно дети выходят к доске и отмечают кружком на купонах те объявления, где их больше всего заинтересовала информация о будущем друге.)
А какой по-вашему должен быть друг?
- Искренний – правдивый, чистосердечный, откровенный, выражающий подлинные качества.
- Заботливый – проявляющий заботу по отношению к кому- либо.
- Верный – надежный, преданный.
- Вежливый – соблюдающий правила приличия.
- Особенный – непохожий на других.
- Отзывчивый – быстро отзывающийся на чужие просьбы. Всегда готовый помочь.
- Правдивый – честный, говорящий правду.
- Решительный – твердый, уверенный, непреклонный.
- Сердечный – добрый, чуткий.
- Смелый – не боящийся опасности.
- Чуткий – внимательный к людям.
Имеет ли значение цвет кожи или разрез глаз?
IV. Заключительное слово учителя.
Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.
Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливы, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей.
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что – то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья.
Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.
Ребята, посмотрите на человечков, которых вы сделали.
(Заранее ребята подготовили человечков – вырезанные по трафарету фигуры раскрасили по своему усмотрению.)
Что у них общего? (Голова, руки, ноги.)
Чем они отличаются? (Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз)
Совершенно верно, все мы разные, у каждого есть свои особенности. Не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы ЛЮДИ. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
Прикрепите своих человечков на НИТЬ ДРУЖБЫ.
(На нить прикрепляются все фигурки , нить прикрепляется на доске на уровне рисунка. Получается картинка – земной шар , опоясанный человечками.)
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и черных, и цветных.
Песня «Ты да я, да мы с тобой». (приложение 2)
Надеюсь, что у вас будет много хороших друзей, а вокруг – много хороших людей. Надеюсь, сегодняшний разговор пойдет вам на пользу.
Список использованных ресурсов:
- Всеобщая Декларация прав человека. 1948.
- Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
- Конвенция о правах ребенка. 1989.
- Бочаров И.Н. и др. Права человека. Пермь, «Здравствуй», 2000.
- Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.
- Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.
- www.edukbr.ru
- www. tolerance.ru/de clar.html
- pcgo. narod.ru/obuchenie_ped_6.htm
- www. admnkz.ru/otdpeple/doc/toleran_2.htm