1. Найди лишнее слово, подчеркни и докажи.
Что, конечно, точно, скучно.
Очки, мосты, ножницы, салазки.
Тюль, моль, соль, ель.
Сад, мёд, жираф, лапка;
Зашёл, приехал, завтрак, поход;
Ранние, растение, резкие;
Быстро, что, плохо.
2. Составь слова используя буквы слова:
1) Заповедник 2) Приток
______________________________________________
______________________________________________
3. Подбери слова близкие по значению:
Печалиться - _______________________________
Заболел - __________________________________
Трепещет - _________________________________
Громадный - ________________________________
Занимательный - _____________________________
Мощный - _________________________________
4. Подбери слова противоположные по значению:
Смелость - _______________________________
Неряшливый - _____________________________
Говорить - _________________________________
Удлинить - ________________________________
Печалить -__________________________________
5. Замени одним словом, именем существительным:
Храбрый человек - _____________________________
Ленивый человек - _____________________________
Добрый человек - ______________________________
Умный человек - _______________________________
Весёлый человек - ______________________________
Богатый человек-_______________________________
Сильный человек -________________________________
6. Расшифруй транскрипцию и запиши, соблюдая правила орфографии:
[лазур` н`иб`эснай`а см`ий`оца/ нач`ной амытай`а гразой/ и м`эжду гор рас`иста в`й`оца дал`ина св`этлай` паласой|//]
__________________________________________
___________________________________________
7. При помощи и суффиксов и приставок образуйте существительные от данных слов:
Лес, дорога, город, ухо, сон, смех, говорить, сказать, вода, смотреть, дышать, писать, петь, воевать.
8. Вставь пропущенные буквы и разбери слова по составу:
Фло...кий, де...кий, ленингра...кий, при...зёрный, г...л...систый, с...доватый, п:дпол, вял...сть, н...стольный;
9. Поставь ударение в словах:
Лыжня, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, жаворонок, алфавит, шофёр, красивее, квартал, свекла, кулинария, творог.
10. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй из них новое слово:
Пластинка, картина, павлин______________________________
Сапоги, парашют, фантазия_______________________________
Косари, заморозки, лётчик________________________________
11. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?
Задрожать, зашуметь, забежать, полететь, поползти.
12. Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие:
Билет, пенал, мебель, щурёнок, чистюля, шишечка, пекарь, Стенька, Семён, цапля, мячик, лень.
13. Допиши к данным словам однокоренные прилагательные мужского рода и глаголы:
Зелень-___________________________________
Дело -____________________________________
Ласка-____________________________________
Праздник -_____________________________________________
14. Соедините между собой фразеологизмы-синонимы, то есть фразеологизмы, имеющие одинаковое значение:
Бить баклуши | Дойти до белого каления |
Водить за нос | Поперёк горла встал |
Рвать и метать | Сломя голову |
Что есть духу | Вешать лапшу на уши |
В печёнках сидит | Кот наплакал |
Ни слуху ни духу | Как белка в колесе крутиться |
С гулькин нос | Засучив рукава |
В поте лица | Ни ответа ни привета |
На части рваться | Без оглядки |
15. Составьте предложения со словами пасть, уж и три, так, чтобы эти слова были разными частями речи.
____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
16. Придумайте предложения с каждым из синонимов - интересный, забавный, занимательный.
_____________________________________________
_____________________________________________
17. Отгадайте слово:
В нём первый звук как последний в слове зверь, 2 звук в слове пятно
звучит вторым, 3 звук дважды повторяется в слове вокруг, а 4 звук - безударный в слове свекла.
Подберите к этому слову 5 однокоренных.
18. Разберите слова по составу и найдите лишнее слово:
Вечерок, бугорок, порок, язычок.
19. Составьте из данных букв слова и исключите лишнее слово
НИАВД - СЕОТК - СЛОТ -
20. Вставьте слово, которое служило бы окончание первого слова и началом второго:
МЕ ( . . . ) ОЛАД
21. Произношение, каких слов не совпадает с написанием?
Бак, слон, грустно, пять, весь, день, мягкий, заря, шубка, клён.
22. Замените словосочетания фразеологизмами со словом вода
Неразлучные друзья - ___________________________________
Делать бесполезную работу -_____________________________
Бесследно пропасть, исчезнуть -___________________________
Разоблачить, уличить кого-то - ____________________________
23. Выпиши слова в которых есть звук [ й ]
И вскользь мне бросила змея:
"У каждого судьба своя!"
Но я-то знал, что так нельзя -
Жить, извиваясь и скользя. ____________________________
24. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными:
Прибор, техническое устройство__________________________
Большое желание покушать_______________________________
Острое вирусное заболевание______________________________
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями_______________________
Дорога с твёрдым покрытием___________________________
Укротитель хищных животных_________________________
25. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:
Тепло - ___________________________
Сказать - __________________________
Соль - _____________________________
Сила - _____________________________
Держать - __________________________
26. Выпиши сначала слова, состоящие из одного звука, затем - из двух звуков, и т.д.:
Соль, я, у, её, он, съедаю, детский, елью, вестник
27. Запишите, как называют людей, которые живут:
В Москве____________________, на острове_____________________
В Томске______________________,на Волге____________________
На хуторе________________________, в Санкт-Петербурге__________________
В Костроме__________________, в селе________________________
В Новосибирске _____________________, в Швеции________________________
28. Допиши слова в предложениях:
На поверхности моря появил:.. мёртв... зыбь.
В класс повесили красив: тюль.
Уже готов: горяч: кофе.
Ребята поймали свободн: такси.
Мама купила мягк: шампунь.
На пальме сидел:. весёл:.шимпанзе.
29. Выдели в словах приставки, если они есть:
Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться.
30. Составь словосочетания со словом острый в разных значениях.
31. Какой частью речи является слово больной?
Вот вам лекарство, больной____________________________
Неужели я такой больной?____________________________
32. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.
Сено | Провод |
Банк | Овод |
Хор | Вал |
Газ | Рот |
33. Выпиши существительные, которые всегда стоят только в единственном числе.
Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, черника, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.