Классный час "История одной фотографии" (к вопросу о толерантности)

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

  • дать определения терминам «толерантность», «холокост», «геноцид»
  • расширить информационную базу обучающихся
  • формировать умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов
  • формировать навыки исследовательской деятельности с историческим документом (фотографией)
  • на примере личности в истории развивать способность к сочувствию, состраданию
  • развить умение слушать, делать выводы, защищать свою точку зрения
  • формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов у обучающихся
  • формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Материалы и оборудование: Компьютер, мультимедиа, листы ватмана, карандаши, раздаточный материал (с определением толерантности), фонограмма Ленинградской симфонии Шостаковича.

Ход классного часа

Организация начала классного часа

Класс делиться на группы по 5-6 человек, каждой группе раздается по листу ватмана и карандаши. По ходу мероприятия учитель объясняет ученикам, что они должны будут сделать.

Учитель: Ребята, сегодня мне бы хотелось начать наш классный час словами великого писателя Виктора Гюго «На свете нет малых народов» - говорил он – «Величина народов вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом»

Учитель: Как вы думаете, о чем говорил Виктор Гюго? Какой смысл он вложил в эти строки?

Размышления учеников (Задача учителя подвести ребят к выводу, что нет больших и малых народов, из чего будет следовать вопрос)

Учитель: Почему говорят что нет «больших» и «малых» народов?

Размышления учеников. (Задача учителя подвести ребят к выводу, что все народы равны в своих правах)

Учитель: Какой главный закон определят жизнь нашего государства?

Ответ учеников (Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г.)

Учитель: А знаете ли вы, что Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… ». Как вы понимаете эти слова?

Размышления учеников (примерный ответ: что на территории нашей страны проживает не только русские, но также и многие другие национальности)

Учитель: Знаете ли вы, что на территории нашей губернии проживает около 128 национальностей. Подумайте, как мы должны относиться к тем, кто живет рядом с нами?

Задача учителя подвести учеников к самостоятельному определению термина толерантность, обобщив все сказанное обучающимися в виде ромашки на доске. Следующий ряд слов, должен содержаться на её лепестках: равноправие, взаимоуважение, право на свои традиции и обычаи, терпимость, доброжелательность. В центре учитель, делая вывод, пишет слово толерантность.

Учитель: Таким образом, наш сегодняшний классный час будет посвящен толерантности.

Но прежде чем мы начнем, я попрошу вас обратить внимание на листы ватмана лежащие перед вами. Ваша сегодняшняя задача состоит не просто в том, чтобы прослушать материал классного часа, а изобразить в любой творческой форме все ассоциации, которые возникают у вас при слове толерантность, основываясь на полученные знания. И в конце нашего мероприятия, каждой группе будет отведено несколько минут, для представления и объяснения своих ассоциаций.

Теперь я передаю слово моим помощникам по подготовки классного часа.

Первый ученик(ца): Готовясь к классному часу, мы решили окунуться в историю, в то непростое для всех народов время, Вторую мировую войну, во время которой о равноправии народов не то, чтобы не говорили, но и даже не думали. Цицерон сказал: «История – учительница жизни», она дает нам возможность не повторять уже совершенных ошибок, по этому мы не должны забывать о том горе и страдании людей которые принесла им политика фашистской германии, в первую очередь, по отношению к еврейскому народу, и политика советского правительства по отношению к отдельным народам, проживающим на территории СССР.

Второй ученик(ца): Мы не будем сегодня рассказывать вам тех фактов, которые вы сможете легко найти в любом учебнике истории. Мы поведаем вам историю жизни нескольких людей, которую узнали от женщины пережившей то страшное время.

Беседуя с нами о своей жизни Ада Ильинична перелистывала пожелтевши страница своего фотоальбома, и вдруг на одной из страниц её рука замерла, а взгляд остановился на фотографии с которой на нас смотрели 5 женщин и две маленькие девочки. Немного замешкавшись, очень тихим голосом, она начала свой рассказ:

(Далее рассказ учеников сопровождается фонограммой Ленинградской симфонии Шостаковича)

Третий ученик(ца): «Снимок был сделан в 1930 г.. Одной из изображенных на нем девочек была сама Ада Ильинична в возрасте 5 лет, рядом с ней сидела её старшая сестра Виктория с лева тетка Валентина, затем стояла мать Адольфина, и ещё одна тетка Анна, а также подруги их семьи две сестры Феня и Блюма Шафаренко. В тот момент никто из них даже не подозревал какие испытания выпадут на их долю в дальнейшем. Дело было в том, что Ада с сестрой по отцу были украинками, а их мать с тетками немками, а сестры Шафаренко еврейками.

Первый ученик(ца): до начала Второй мировой войны все они жили своими жизнями, трудились на благо государства и считали своей малой родиной город Красноград в котором и проживали. У Фени и Блюмы была большая семья отец держал свою кузницу, мать была домохозяйкой и ещё было два старших брата которые со временем переехали в Москву и остались там, на постоянное место жительства.

Блюма работала кассиром в магазине, где и познакомилась со своим будущем мужем ветеринарным врачом. А Феня работала парикмахером.

Ада Ильинична вспоминала, как Феня и Блюма с мужем по вечерам приходили в их дом и играли в карты, беседуя на разные темы.

Второй ученик(ца): когда началась вторая мировая война Феня уехала в Москву к братьям и звала с собой Блюму но та не хотела бросать мужа и поэтому осталась в Краснограде. После того, как немцы вошли в город и оккупировали его, расселяясь по домам местных жителей, всех евреев обязали носить на груди желтые звезды как символ принадлежности к своей национальности.

Но Блюма ослушалась этого приказа и звезды не носили, считая, что её это не касается потому, что муж у неё по национальности был украинец и уважаемый человек в городе. Но кто-то донес на неё фашистам, в их дом пришли эсесовцы и в буквальном смысле вырвали Блюму из рук мужа, забрали в свой штаб, где бросили в подвал и через несколько дней расстреляли.

Музыка прекращается

Учитель: к сожалению, случай с этой женщиной был не единичным. Придя к власти в 1933 г. Адольф Гитлер принял несколько законов «О защите германской крови и германской чести» и «Об охране генетического здоровья германского народа», сперва ущемляя, а потом уничтожая другие народы. В их число попали многие: цыгане, славяне, но особое место Гитлер отводил еврейскому народу, который он хотел истребить полностью. Для этого специально по всей территории Европы, подвластной эсесовцам были созданы лагеря смерти, такие как, Аушвиц (Освенцим) один из самых известных. В лагерях и на территории оккупированных стран было расстреляно, задушено в газовых камерах, замучено, сожжено 6 миллионов ни в чем не повинных евреев, а в истории человечества этот период назвали Холокостом(от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня).

Выходит чтец и зачитывает стихотворение

Вновь звучит музыка

Нателла Болтянская

Бабий Яр

Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Надо бы щенку на шею,
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там - игрушки и еда!
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.

Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет "фрейлехс"…
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь -
Их язык похож на идиш…
Но почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!?
Мама, отчего ты плачешь, мама, отчего ты пла…

Музыка заканчивается

Учитель: Но, к сожалению политика советского правительства, не всегда была толерантной по отношению к другим национальностям. Так, глава советского союза Иосиф Виссарионович Сталин, в начале Великой отечественной войны решил, что немцы проживающие на территории Советского Союза, могут перейти на сторону Фашистской Германии с тать опорой врага в тылу страны. Поэтому он в августе 1941 года распорядился выслать все немецкое население в Казахстан, или на работы в трудовые лагеря вместе с заключенными. А знаете ли вы, что на территории Саратовской области существовала Автономная республика немцев Поволжья. И все они в течение суток были выселены из своих домов и вывезены в степи Казахстана, где не было ничего.

Вновь звучит музыка

Третий ученик(ца):Судьба Ады Ильиничны была тому ярким примером. Её с мамой в сентябре 1941 года по приказу Сталина, как немцев, в 24 час вывезли из Донецка, где работала Адольфина Годфридовна – мама Ады, путь их лежал в Казахстан, Акмоленскую область. О своей дороге Ада Ильинична не могла говорить без слез. Рано утром к ним в дом постучали солдаты, которые дали им несколько минут на сборы, разрешили взять с собой только самое необходимое, помещаемое в один чемодан. Из дома их привезли на станцию, куда свозили всех немцев, критерий отбора был прост, если у человек была немецкая фамилия, он попадал в число репрессированных. Так Ада Ильинична встретила на перроне своих соседей которые носили фамилию Гольфинер, но никто не знал откуда она у них взялась даже сами Гольфинеры, так как их предки с давних времен жили на территории России и даже слова не знали по-немецки. Через два дня им подали поезд состоящий из товарных вагонов в которых были сделаны длинные нары и дырки под туалеты, в них погрузили битком людей и состав тронулся.

Первый ученик(ца): путь был не из легких. Сразу же неподалеку от Донецка на станции Лазовая их поезд попал под бомбежку, но чудом уцелел. Ехали медленно с большими остановками, так как приходилось пропускать поезда с ранеными или наоборот с новобранцами. Еду получали в небольших количествах на вокзалах, воду набирали там же. На одной из станций Ада Ильинична, чуть не отстала от поезда, задержавшись на вокзале она вспоминала: «пока пролезла под всеми составами, смотрю а мой поезд тронулся, бегу за ним плачу, а он едет медленно, как будто специально дразнится, а я то понимаю, что сама не смогу запрыгнуть на подножку, думаю но все прощай мама, что делать. А тут рядом, на мое счастье, стоял поезд с красноармейцами, которых везли на фронт, они меня увидели, схватили и в последний вагон как пушинку забросили. Вот только мама, очень за меня переживала, ведь я не смогла из вагона в вагон перейти так и ехала до следующей остановки». Иногда и вагонов выносили умерших, но закапывать тела было некогда, так и оставляли их возле рельс. Через 2,5 недели они, наконец, добрались до места назначения к вагонам подъехали телеги запряженные быками и развезли всех по аулам, где поселили в полуземлянках и отправили на работы в поле сено убирать урожай и пасти скот. Но уже через год их отправили в г. Орск Оренбургской области на цементный завод, где условия их жизни мало, чем отличались от условий жизни в ауле, такие же землянки и территория, обнесенная колючей проволокой.

По окончанию войны и до времен перестройки Аде Ильиничне не раз вспомнили, что она была дочерью немки и женой немца, так как по воле судьбы она полюбила, и вышла замуж за человека с не менее тяжелым прошлым и по национальности немца, но это уже другая история.

Второй ученик(ца): И заканчивая свой рассказ, со слезами на глазах 84-х летняя женщина сказала: «Я не в обиде на тех, кто заставил меня все это пережить, они давно прощены в моем сердце, были судьбы страшнее моей, я просто каждый раз прошу Бога об одном, чтобы это никогда не повторилось…»

Музыка прекращается

Учитель: как вы считаете, делая вывод из последних слов Ады Ильиничны, мы можем сказать, что она толерантна?

Если «да», то почему? Если «нет», то почему?

Вы все правильно поняли. А я приглашаю представителей от каждой группы выйти к доске для защиты своих работ.

Выступления учеников. Подведение итогов.

Выходит чтец: читает стихотворение М. Волошина

Будь прост, как ветер
Неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни
Всех веков и рас живет в тебе
Весгда. Теперь. Сейчас.

Заключительное слово учителя: Ребята, именно в ваших руках сейчас находиться будущее всего человечества, именно вы являетесь нашей надеждой на светлое завтра и если вы научитесь быть толерантными по отношению к другим, то вы никогда не допустите повторения такой страшной трагедии, поломавшей миллионы человеческих жизней.

Спасибо за внимание. Вы все молодцы, очень хорошо работали. До свидания.

Приложение.