Тема «Первая российская революция» не самая сложная для понимания и поэтому учащиеся активно и охотно включаются в работу над этой темой. Интерес к проблемам темы «Первая российская революция» неизбежно приводит учащихся к необходимости обращаться к новым источникам информации по историческим знаниям и расширению их кругозора.
На занятиях по этой теме всегда складывается атмосфера успешности. У учащихся возникает потребность в познании.
В соответствии с учебным планом Строительного колледжа на изучение темы «Первая российская революция» отводится по одному учебному часу в 9-ом и в 11 классах (на 2 курсе).
Преподавание истории в колледже осуществляется на основе концентровой системы. Во втором концентре (9 класс) одной из основных задач является «погружение» в эпоху, в историческую ситуацию, её «дух» через мысли людей, события, процессы и явления, показ истории в образах, ярких картинах, что позволяет на элементарном уровне ознакомить учащихся с историческими знаниями, сформировать критический взгляд на событие и его оценки.
В третьем концентре (на 2 курсе) преподавание опирается на уже имеющиеся знания учеников, усиливается аналитическая сторона обучения, работа с историческими документами и справочными материалами.
В ходе проведения уроков учащиеся совершают разнообразные формы деятельности (что не даёт им скучать и отвлекаться от темы урока): это работа с учебником, документальными источниками, с учебными схемами, выступления с опережающими заданиями, обсуждение проблемных вопросов, работа в тетради, просмотр видеофильмов, ответы на вопросы. [1,2]
Учёт индивидуальных особенностей учащихся при изучении курса истории
Имущественное и социальное расслоение, значительно возросшее в нашем обществе в последнее десятилетие, не могло не отразиться и на системе профессионального образования.
Работая в Строительном колледже, я столкнулась с рядом объективных трудностей. В каждой группе большинство учащихся, не имеют учебных пособий (в силу отсутствия мотивации к обучению и материальной необеспеченности семьи). О наличии рабочей тетради по предмету у каждого учащегося говорить в таких условиях не приходится. Это осложняет учебный процесс. Однако необходимость и возможность реализации важнейшего педагогического принципа — индивидуального подхода к учащимся — сохраняются.
Преподаватели колледжа тесно сотрудничают с социальным педагогом, психологом, медицинским работником, анализ представленных ими материалов показал, что 100% абитуриентов колледжа имеют те или иные проявления педагогической запущенности. До 90% учащихся, поступивших в колледж, характеризуются психической незрелостью, примерно 50% учащихся уже состоят на учете в КДН. За период обучения в колледже эта цифра увеличивается не менее чем на 5%. Более 70% учащихся имеют хронические заболевания, 22% часто болеют. Пропуская по болезни занятия, многие из них не имеют возможности и желания наверстывать упущенное дома.
На уроках подростки не могут справиться с элементарными заданиями, многие плохо читают, и, в конечном счете, предпочитают все чаще пропускать занятия, прикрываясь мнимыми болезнями. Есть учащиеся, которые провоцируют возникновение конфликтной ситуации: длительное отставание в учебе приводит к невозможности полноценно изучать новый материал и порождает постоянные отказы отвечать.
Диагностика индивидуальных особенностей учащихся позволила использовать полученные данные для создания положительной мотивации в обучении, оказать реальную помощь тем, кто перестал верить в себя и не осознал своих реальных возможностей.
2 курс / третий концентр
Первая российская революция
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны. [5]
Задачи урока
Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.
Развивающая:
- Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.
- Уметь обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- объяснительно-иллюстрационный
Приёмы работы:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядные (работа с дидактическим материалом);
- практические (самостоятельная работа)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная
Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; два пути революции; ход революции; «думская монархия».
Оборудование урока:
- Учебник: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества.
- ХХ– начало ХХI века. 11 класс – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2004.;
- карта «Революция 1905-1907 гг. в России», дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие;
- Готовность к уроку.
II. Подготовка к восприятию нового учебного материала
- Объявление темы урока;
- Цель учебного занятия;
- Фронтальный опрос:
- Когда была образована Российская социал- демократическая рабочая партия? Когда и по каким вопросам произошел раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков?
- Каковы были взгляды С.Ю.Витте на пути решения аграрного вопроса в России в конце XIX в.? Какие изменения должны были произойти в деревне в случае реализации всех его планов?
- Удалось бы, по вашему мнению, С.Ю.Витте предотвратить надвигающуюся революцию в случае успеха его реформ?
- В чем, по-вашему, сущность «крестьянского вопроса»?
- В чем сущность рабочего вопроса? Какие попытки решения этого вопроса предпринимались в России? Какие требования выдвигались рабочими наиболее часто?
- Докажите, что русско-японская война способствовала углублению революционной ситуации в России.
- Перечислите признаки революционной ситуации. Докажите, что в России в начале ХХ века сложилась революционная ситуация? Какие условия были необходимы для того, чтобы она переросла в революцию? [7]
III. Изучение нового материала
План:
- Причины и начало первой русской революции.
- Два пути революции. Развитие революционного движения в России.
- Высший подъем революции.
- Спад революционного движения.
- Итоги революции 1905-1907 гг.
1. Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического и политического развития России в начале ХХ века.
Используя дидактические материалы [Приложение 1, [8]] учащиеся формулируют эти причины и кратко записывают их в тетради:
- недовольство политикой самодержавия;
- последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
- поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
- деятельность революционных организаций.
Вспомнить с учащимися о Кровавом воскресенье – 9 января 1905 г.
Рассказ учителя о «полицейском социализме», о роли священника Г.Гапона в рабочем движении Петербурга и событиях 9 января.
Выступления учащихся с опережающими заданиями.
2. Обращаем внимание учащихся на два потока в революции:
Первый поток – либерально-земское движение, которое было ориентировано на путь мирных эволюционных реформ в сторону конституционного реформирования страны.
Второй поток – радикально революционный, включавший в себя разнообразные формы социального протеста от крестьян до рабочих, которые были представлены различными политическими организациями (эсерами, социал-демократами, анархистами и др.). [5]
Учащиеся составляют в тетради таблицу:
Два пути революции
|
Либеральный |
Радикально-революционный |
Основные программные требования |
Конституционная монархия |
Республика |
Введение политических свобод |
Сохранение помещичьего землевладения |
Ликвидация помещичьего землевладения |
Наделение нуждающихся крестьян землёй |
За плату |
Безвозмездно |
3. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника параграф 4-5 и дидактическим материалом [Приложение 1,[8]] для изучения хода революции.
Задание 1.
Графически изобразите ход революции 1905-1907 гг., указав наиболее значимые события. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные. [4]
Задание 2.
Прочтите документ «Манифест 17 октября 1905 г.». Оцените его содержание и значение для дальнейшего развития событий в стране – своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
Вопрос к документу.
— Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом 17 октября 1905 года?
4. Спад революционного движения.
Задание 3.
Сравните структуру высших органов государственной власти до и после создания Государственной думы.
Какое событие и почему явилось завершением революции 1905-1907гг? [3]
5. Итоги и последствия революции 1905-1907 гг. учащиеся изучают самостоятельно по учебнику параграф 4-5 с привлечением дидактических материалов. В результате в тетради заполняют таблицу:
Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.
В политической сфере |
В социально-экономической сфере |
Учреждение Государственной думы. Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента. Дарование политических свобод |
Отмена выкупных платежей. Начало аграрных реформ П.А.Столыпина. Введение рабочего законодательства |
Общая позиция: в целом революция не была завершена, но ее последствия были очень важными для дальнейшего развития страны. [5]
IV. Закрепление нового материала
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.
V. Подведение итогов занятия
Учитель обобщает, что главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.
Домашнее задание: параграф 4-5; Начертить схему российского парламента, утверждённую указом от 20.02.1906г. На какое взаимодействие Думы с правительством и царём она была рассчитана?
Литература
- Сборник методических материалов. Учителям истории и обществознания./ под ред. С.И. Козленко. – М.: МИОО, 2003.
- О преподавании истории в 2006/2007 учебном году. Методическое пособие. Под ред. Козленко С.И. и Саплиной Е.В. – М: МИОО, 2006.
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ– начало ХХI века. 11 класс – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2003.
- Яковер Л.Б. Пособие по истории отечества. Серия «Старшекласснику и абитуриенту».- М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России: поурочные методические разработки, 11 класс. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Серкин А.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России ХХ– начало ХХI века: 11-й кл.: к учебнику Н.В.Загладина, С.И. Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А. Петрова «История Отечества. ХХ– начало ХХI века. 11 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
- Козиев С.М., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку».- М.: «Лист Нью», 2005.
Приложение. Дидактический материал по истории. Тема: «Первая российская революция»