Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок «пресс-конференция»
Цели:
- познакомить с основными явлениями и процессами научной и культурной жизни страны, политикой государства в области науки и культуры;
- сформировать представление о тенденциях развития литературы, науки и искусства в 1960-е годы.
Задачи урока:
- научить задавать вопросы на заданную тему и реагировать на вопросы друзей, развивать догадку,
- развивать умение дискутировать, вести лексику по теме,
- научить использовать ее в речевой ситуации.
Основные понятия: абстракционизм, диссиденты, социалистический реализм, «оттепель», раритет, стереотип.
Оборудование: документы, таблички с надписями приглашенных участников конференции и представителей прессы, высказывания на доске, выставка книг.
Оформление доски:
РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В 1953–1964 годах.
КОНФЕРЕНЦИЯ: «Талант – начало мятежа».
Эпиграф:
«В вопросах искусства я - сталинист».
Н.С.Хрущев
Опережающее задание: заранее составляется программа конференции и устраивается выставка литературы.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня урок пройдет в форме пресс-конференции.
В начале 1960-х годов написано знаменитое стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики». Оно начиналось так:
Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе…»
Действительно это было время научного прогресса. Достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной физики, внедрение в производство установок для непрерывного розлива стали. Были задействованы лучшие умы, научные коллективы, огромные финансы. Космические победы СССР произвели за рубежом впечатление шока.
У. Ростоу вспоминал: «В истории аналогии, подобной кризису, вызванному запуском советского спутника в октябре 1957 года, нет».
1960-е годы называют периодом «оттепели», и, прежде всего – в культурной жизни страны. Но, несмотря на оттепель, система продолжала жестко контролировать духовную жизнь общества.
В это время стали модными всесоюзные совещания и встречи ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Сформированные на таких встречах суждения руководителей страны, приобретали характер официальных оценок деятельности той или иной группы или направления в культуре.
На уроке перед нами стоят важнейшие задачи:
- выяснить насколько сильными были в литературе и искусстве обновленческая и охранительная тенденции,
- насколько было сильно идеологическое давление на творческую интеллигенцию,
- каковы пределы «оттепели» в культурной жизни СССР,
- какие западные тенденции проявились в развитии советской культуры?
На нашей конференции присутствуют государственные лица, ученые.
- Никита Сергеевич Хрущев – глава государства.
- Эрнст Неизвестный – художник.
- Григорий Федоров – историк.
- Лидия Семенова – жительница города Владимира.
- Мария Дмитриевна Ковригина – министр здравоохранения.
А также – представители прессы, корреспонденты газет и журналов.
- «Аргументы и факты»
- «Комсомольская правда»
- «Литературная газета»
- «Известия»
- «Правда»
- Представитель зарубежной прессы.
- Журнал «Здоровье».
2. Слово ведущей.
Сегодня на нашей конференции мы постараемся осветить вопросы культуры, науки 50 – 60-х годов. Почему это так важно? Да потому что без анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня.
Приглашаем принять участие наших гостей в работе конференции.
3. Пресс-конференция.
ВОПРОС: газета «Правда» Н.С.Хрущеву
– Ваша точка зрения на развитие культуры, задачи идеологической работы партии?
ОТВЕТ: Партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, проповеди мирного сосуществования идеологий, против формалистического трюкачества, серости и ремесленничества в художественном творчестве, за партийность и народность искусства социалистического реализма. В вопросах художественного творчества ЦК партии будет добиваться от всех неуклонного проведения партийной линии.
ВОПРОС: газета «Аргументы и факты» доктору исторических наук Григорию Федорову
– Как «оттепель» отразилась на развитии науки?
ОТВЕТ: Наука широко шагнула в производство. Построены атомные станции, ледокол «Ленин», началось освоение космоса; автомобиль – уже не роскошь, а средство передвижения. Природоохранительная политика, урбанизация. Возобновлена работа в области генетики, большой приоритет был отдан интересам военно-промышленного комплекса для паритета с США; организовано 48 НИИ, 3200 научных учреждений.
ВОПРОС: Журнал «Здоровье» министру здравоохранения Марии Дмитриевне Ковригиной
– Мы знаем о больших достижениях НТР 60-х годов, но она принесла и экологические бедствия нашей стране. Вы сами обратили внимание на XX съезде в своей речи. Как вы относитесь к этому сейчас?
ОТВЕТ: Да, я не отказываюсь от своих слов. Предприятия выбрасывают большое количество промышленных отходов. Для примера можно привести Воскресенский химкомбинат, который ежегодно выбрасывает в атмосферу сернистого ангидрида 4600 тонн, серной кислоты 2150 тонн, окислов азота 2800 тонн и др. Это большая проблема. Вторая проблема – построенный в 1960 году Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат на берегу озера Байкал. Поэтому после моего выступления началось проектирование очистных сооружений, нефтеулавливателей на чадящих заводских трубах.
ВОПРОС: «Литературная газета» Н.С.Хрущеву
– С какой вы проводили постоянные встречи с деятелями литературы и искусства, навязывали всем свое мнение, как официальную оценку, ведь сама интеллигенция была против?
ОТВЕТ: В период «оттепели» я искал новые приемы воздействия на интеллигенцию. Я им открыто говорил о том, какие должны быть работники культуры, которые должны искать источник вдохновения в политике партии, в ее идеологии.
ВОПРОС: газета «Правда» Лидии Семеновой
– Я слышала, что вы отправили письмо Н.С.Хрущеву. Почему вы так поступили? О чем оно?
ОТВЕТ: Я написала о том, что Хрущеву не следует выступать на таких совещаниях. Ведь он не специалист в области искусства. Но хуже всего то, что высказанная им оценка принимается как обязательная в силу общественного положения Никиты Сергеевича. А в искусстве декретирование даже абсолютно правильных положений вредно. «Оттепель» должна быть «весной». И я как истинный патриот не смогла об этом умолчать.
ВОПРОС: газета «Известия» представителю зарубежной прессы
– Как у вас на Западе отнеслись к «новинкам» «оттепели»: роману «Доктор Живаго» Пастернака и произведениям Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»? У нас были запрещены такие произведения, а их авторы объявлялись диссидентами.
ОТВЕТ: Роман «Доктор Живаго» был у нас напечатан и получил Нобелевскую премию, что поставило у вас автора вне закона. Повесть заслонила собой многие политические и житейские новости. Я слышал, что и у вас на эти произведения был такой же отклик. Даже нашлись энтузиасты, переписывавшие повесть от руки. Да и публикация произведений Солженицына, в полный рост поставившая проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей, была для многих потрясением. Мы понимаем, что истинный смысл «оттепели» сдерживает развитие вашей отечественной литературы, создает нервозность и недоверие.
ВОПРОС: газета «Аргументы и факты» Н.С.Хрущеву
– Как вы относитесь к появлению нового направления в живописи – абстракционизму и деятельности Эрнста Неизвестного?
ОТВЕТ: Такое «творчество» чуждо нашему народу, он отвергает его. Вот над этим и должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают такие «картины», что не поймешь – нарисованы они рукой человека или намалеваны хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа! А теперь об Эрнсте Неизвестном. Я думаю, что он проедает народные деньги, а производит дерьмо. Я утверждаю, что он ничего не понимает в искусстве. Это тошнотворная стряпня. Мы видели и другие изделия художников-абстракционистов. Мы осуждаем, и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью.
ВОПРОС: газета «Комсомольская правда» Эрнсту Неизвестному
– Как вы относитесь к такой позиции главы государства по отношению к вам?
ОТВЕТ: В нем живут два человека, я думаю. Он мне сказал, что я интересный человек, что такие люди ему нравятся, но все зависит от того, кто победит ангел или дьявол. Если победит дьявол, то он меня уничтожит, - если победит ангел, то он мне поможет. Но я не в обиде, я знаю, что Хрущев еще попросит меня «творить» для него, я выполню его заказ. Я сам того хочу. Он стоит этого.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: газета «Аргументы и факты» Н.С.Хрущеву
– Что вы можете сказать нам в заключение конференции о руководстве партии и духовной жизни страны? Изменилось ли Ваше мнение?
ОТВЕТ: Вовсе не означает, что мое мнение сильно изменилось, и наступила пора самотека, что ослаблю бразды правления, что общественный корабль поплывет по воле волн, и каждый может своевольничать, вести себя, как ему заблагорассудится. Нет, партия проводила, и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступать против любых идейных шатаний.
4. Заключительная часть конференции.
Обсуждается название урока
Итоговое обсуждение по темам.
- Соотношение обновленческой о охранительной тенденций.
- Степень влияния партии и идеологического пресса на литературу и искусство 1960-х годов.
Спасибо, а теперь давайте попробуем ответить на главные вопросы нашего урока. (вопросы на доске).
Составляем таблицу: СООТНОШЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ
обновленческая | Охранительная |
1. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры (Мейерхольд, Бабель), и произведениям незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным (Есенин).
2. Появление новых литературно-художественных журналов («Юность», «Москва», «Нева»). 3. Второе дыхание обрели уже известные журналы. 4. Расширяются международные связи советской культуры. 5. Активизировалась научная мысль. 6. Большой простор для научных изысканий получили ученые-гуманитарии. 7. Значительное увеличение числа вузов, прежде всего в областях знаний. |
1. Руководство КПСС поспешило четко обозначить допустимые границы критики компартии и советского политического режима.
2. Не были отменены Постановления ЦК по идеологическим вопросам 1946 – 1948 годов. 3. Систематической разносной критике подвергались писатели и поэты (Вознесенский, Гранин, Дудинцев, Кирсанов), скульпторы и художники (Неизвестный, Фальк). 4. В 1958 году из Союза писателей был исключен как литературный сорняк Пастернак. 5. Роман Грассмана «Жизнь и судьба» был изъят у него органами госбезопасности и увидел свет только в конце 80-х годов. 6. Жесткое преследование властями движения диссидентов. |
5. Домашнее задание.
параграф 32 (История России, А.А.Левандовский и др.), сочинение эссе на выбор
- «Художник 60-х, – каков он?»
- «Культура 60-х за рубежом».
- «Власть стереотипов и стереотип власти».
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- История России XX – начало XXI века. 11 класс, А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко, М.: Просвещение, 2009.
- Россия и мир. 11 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, М.: Дрофа, Веди-принт, 2005.
- История России 1945-2008, А.А.Данилов, А.И.Уткин, А.В.Филиппов, М.: Просвещение, 2008.