Внеклассное мероприятие по факультативному курсу "Экономика" на тему "История денежной единицы России"

Разделы: Внеклассная работа, Экономика


Цель: Познакомить учащихся с денежными единицами России, предназначением денег, натуральным и товарным хозяйством.

Задачи:

  • способствовать развитию речи;
  • познакомить с новым терминами, понятиями;
  • составление экономически выгодного списка покупок.

Оборудование: Картинки с изображением товарных денег, старинных денег; коллекция подлинных монет разного времени; таблицы соотношения денежных единиц и цен; толковый словарь; фонарик, клюшка; таблички с наименованиями профессий; карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке мы будем продолжать путешествие по стране «Экономика» вместе с гномом Экономом.

– Помните, мы побывали на необычном острове, жители которого всё делали своими руками? Как трудно им было выживать в экстремальных условиях, но они старались и им это удалось.

– Как называлось такое ведение хозяйства? (Натуральное хозяйство).

– Гном Эконом хочет задать вам свои вопросы.

ГНОМ: Что вы знаете о натуральном хозяйстве?

Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором люди самостоятельно удовлетворяют свои потребности. 

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: 

  1. В далёком прошлом все люди жили отдельными группами и племенами, совершенно не общаясь с соседями. Всё необходимое для себя они добывали сами или выращивали в саду, в огородах. Они не производили никакого обмена с другими племенами и не ведя никакого хозяйства.

УЧИТЕЛЬ: СПРАВКА, Ещё 200 лет назад в России все крестьянские семьи вели натуральное хозяйство.

ГНОМ: А какое хозяйство называется товарным?

Товарное хозяйство – хозяйство, при котором люди производят товары и обмениваются на другие товары или услуги.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Чтобы облегчить свою жизнь, люди придумали меняться. Швея предлагала гончару одежду, взамен посуды.
  2. Кузнец швее дал подковы, молоток взамен одежды.
  3. Молочница предлагала всем молочные продукты.
  4. Садоводы выращивали для обмена богатый урожай овощей и фруктов.
  5. Каждый житель делал хорошо то, что умел, что у него получалось лучше всего.
  6. Все были довольны: каждый занимался любимым делом.
  7. Обмен позволял экономить силы и время, а также иметь товаров и услуг больше и лучшего качества, чем раньше.

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание.

– Рассмотрите картинки и скажите, люди какой профессии производят эти товары?

Овощи (агроном), лекарства (фармацевт), одежда (портной), хлеб (пекарь), украшения (ювелир), обувь (сапожник), цветы (садовник), дом (строитель).

ИГРА: «Обмен»

– Выбираем 9человек играющих. Они получают таблички с названиями профессий.

Задача водящего (парикмахера) получить доски для строительства дома.

Парикмахер: Мне нужны доски для строительства дома.

Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.

Гончар: Мне нужны башмаки для моей дочери.

Сапожник: Мне надо новую рубаху.

Швея: Мне нужен новый стул.

Столяр: У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство.

Фармацевт: Мне нужны яблоки.

Садовник: Мне нужна рыба.

Рыбак: Я хочу, чтобы мне сделали стильную стрижку.

Ведущий-парикмахер делает стрижку и идёт обратный обмен.

УЧИТЕЛЬ: Легко ли так обмениваться каждый раз? Почему? (Очень долгий процесс).

ГНОМ: А как называется обмен товара на товар? (БАРТЕР) 

СТИХОТВОРЕНИЕ-СЦЕНКА: 

Автор: Предлагал Андрей Ильюшке:
Андрей: – Поменяй фонарь на клюшку.
Автор: А потом просил Иришку:
Андрей: – Клюшку поменяй на книжку.

– Как легче было договориться детям? (Надо использовать деньги).

УЧИТЕЛЬ: Зачем же нужны деньги? Читаем таблицу.

  1. ДЛЯ обмена товара или услуг на деньги – ПРОДАЖИ.
  2. ДЛЯ обмена денег на товары или услуги – ПОКУПКИ.
  3. Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ товара или услуги.
  4. Чтобы НАКАПЛИВАТЬ средства.

УЧИТЕЛЬ: РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.

– Что можно купить за деньги соедините стрелками.

ПИЩА            ОДЕЖДА            ТОВАРЫ             
ЗДОРОВЬЕ   ОБРАЗОВАНИЕ   ДРУЖБА   ДЕНЬГИ
БЕЗОПАСНОСТЬ   ВОЗДУХ   УДАЧА    
РАЗВЛЕЧЕНИЯ   УСЛУГИ   СЧАСТЬЕ    

Проверка: – что же можно, а что нельзя купить за деньги?

ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (для совершения купли – продажи и определения цены товара). 

УЧИТЕЛЬ: Гном нам предлагает отправиться в путешествие.

ГНОМ: Давайте перенесёмся на машине времени в прошлое и узнаем историю появления денег.

УЧИТЕЛЬ: В старину в качестве денег могли использоваться самые неожиданные предметы, которые вызывали у людей особый интерес. Это могли быть Соль и скот, шкурки различных животных: белок, лисиц, куниц, соболей. А так же это мог быть чай, связка раковин, зубы собак, дельфинов, перья попугаев, ткань, мечи, копья…

Выполните задание:

– Из данных названий выберите те предметы, которые в старину могли служить в качестве денег: (Акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, табак, шкурки животных, живой скот, велосипед, цветы, деревья, горький перец). 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово СКОТНИК (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).

– Кто из вас хотел бы работать скотником?

А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

– Как вы думаете, что это были за деньги?

ГНОМ: Да, деньгами на Руси был скот – овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишится в один миг.

УЧИТЕЛЬ: Почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху).

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ЧТО СЛУЖИЛО ДЕНЬГАМИ В СТАРИНУ?

  1. Меховые деньги
  2. Ракушки каури.
  3. Металлические деньги.
  4. Безмонетное время.
  5. Рубль.
  6. Копейка.

УЧИТЕЛЬ: Шло время, одни денежные единицы сменялись другими. Давайте рассмотрим таблицу соотношения денежных единиц. (На доске).

– Какая денежная единица была самой мелкой на Руси? А самой крупной? (Полушка = 1/4 копейки, рубль).

Какими денежными единицами мы пользуемся до сих пор? (Рубль, копейка).

ПОСЛОВИЦА: Объясните смысл: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз».

(Что-то стоит дёшево в другой стране, но перевезти это слишком дорого. Так говорят о бесполезном деле).

Таблица цен: (На доске). 

УЧИТЕЛЬ: В таблице упоминается старинная мера веса – ПУД Сколько это кг? (16)

Когда так говорят: «Я с ним пуд соли съел»? (Хорошо узнали друг друга).

Гном Эконом предлагает вам решить несколько задач.

ГНОМ:

  1. Сколько куриц можно купить за 1 алтын? (т. к. Алтын = 3 копейки, то 3 курицы).
  2. А за 2 алтына? А за 3 алтына?
  3. Сколько стоит 2 пуда коровьего масла? (т. к. 1 пуд = 60 копеек, то 2 пуда = 120 копеек или 1 рубль 20 копеек).
  4. У вас 2 копейки. Сколько яиц вы сможете купить? (т. к. 1 копейка – 10 яиц, то за 20 копеек – 200 яиц).

УЧИТЕЛЬ: Дополнительный вопрос: Сколько штанов можно купить, если у вас 2 рубля?

(т. к. 1 алтын = 3 копейки, а 40 алтын = 120 копеек, а это 1 рубль 20 копеек, то можно купить 1 штаны и ещё получить сдачи 80 копеек).

ПЕЧАТНАЯ ТЕТРАДЬ: № 45

УЧИТЕЛЬ: Задача: «Новгородский рубль весил 200 грамм. Сколько будут весить 10 рублей? 100 рублей? (2 кг, 20 кг).

– Легко ли ходить на рынок с таким кошельком?

ГНОМ: Вначале деньги изготавливали из золота и серебра. Это прочные металлы, они не портились и не ржавели. Но запасы этих металлов ограничены. И поэтому их заменили другими металлами, а затем появились бумажные деньги.

УЧИТЕЛЬ: Об этом поговорим на следующем уроке.

Справка: Вы знаете, что при царе Петре I были введены копейки, гривенники, полтинники и рубли. А вот при его дочери царице Елизавете Петровне, появилась новая крупная золотая монета достоинством 10 рублей. Её стали называть ИМПЕРИАЛОМ.

Сколько рублей в 5 империалах? В 10 империалах? В 20 империалах?

III. ИТОГ УРОКА:

– Почему деньги стали наиболее удобным способом оплаты труда?

  1. Их можно обменять на любой товар или услугу;
  2. Их удобно носить и хранить;
  3. Они не портятся;
  4. Металлические деньги более прочные.

– На следующем уроке мы продолжим знакомство с историей возникновения денег.

Эта наука называется НУМИЗМАТИКОЙ.

Дома: Составить список покупок по ценам Древней Руси на 100 рублей.

Желаю вам удачи.

Доп. Материал: На боковых поверхностях древних монет наносился узор. Тетрадь №46. Как вы думаете, для чего делались эти рисунки? Ведь металлы были вначале драгоценными. (Для борьбы с фальшивомонетчиками).