Цель: Познакомить учащихся с денежными единицами России, предназначением денег, натуральным и товарным хозяйством.
Задачи:
- способствовать развитию речи;
- познакомить с новым терминами, понятиями;
- составление экономически выгодного списка покупок.
Оборудование: Картинки с изображением товарных денег, старинных денег; коллекция подлинных монет разного времени; таблицы соотношения денежных единиц и цен; толковый словарь; фонарик, клюшка; таблички с наименованиями профессий; карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке мы будем продолжать путешествие по стране «Экономика» вместе с гномом Экономом.
– Помните, мы побывали на необычном острове, жители которого всё делали своими руками? Как трудно им было выживать в экстремальных условиях, но они старались и им это удалось.
– Как называлось такое ведение хозяйства? (Натуральное хозяйство).
– Гном Эконом хочет задать вам свои вопросы.
ГНОМ: Что вы знаете о натуральном хозяйстве?
Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором люди самостоятельно удовлетворяют свои потребности.
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
- В далёком прошлом все люди жили отдельными группами и племенами, совершенно не общаясь с соседями. Всё необходимое для себя они добывали сами или выращивали в саду, в огородах. Они не производили никакого обмена с другими племенами и не ведя никакого хозяйства.
УЧИТЕЛЬ: СПРАВКА, Ещё 200 лет назад в России все крестьянские семьи вели натуральное хозяйство.
ГНОМ: А какое хозяйство называется товарным?
Товарное хозяйство – хозяйство, при котором люди производят товары и обмениваются на другие товары или услуги.
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
- Чтобы облегчить свою жизнь, люди придумали меняться. Швея предлагала гончару одежду, взамен посуды.
- Кузнец швее дал подковы, молоток взамен одежды.
- Молочница предлагала всем молочные продукты.
- Садоводы выращивали для обмена богатый урожай овощей и фруктов.
- Каждый житель делал хорошо то, что умел, что у него получалось лучше всего.
- Все были довольны: каждый занимался любимым делом.
- Обмен позволял экономить силы и время, а также иметь товаров и услуг больше и лучшего качества, чем раньше.
УЧИТЕЛЬ: Выполните задание.
– Рассмотрите картинки и скажите, люди какой профессии производят эти товары?
Овощи (агроном), лекарства (фармацевт), одежда (портной), хлеб (пекарь), украшения (ювелир), обувь (сапожник), цветы (садовник), дом (строитель).
ИГРА: «Обмен»
– Выбираем 9человек играющих. Они получают таблички с названиями профессий.
Задача водящего (парикмахера) получить доски для строительства дома.
Парикмахер: Мне нужны доски для строительства дома.
Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.
Гончар: Мне нужны башмаки для моей дочери.
Сапожник: Мне надо новую рубаху.
Швея: Мне нужен новый стул.
Столяр: У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство.
Фармацевт: Мне нужны яблоки.
Садовник: Мне нужна рыба.
Рыбак: Я хочу, чтобы мне сделали стильную стрижку.
Ведущий-парикмахер делает стрижку и идёт обратный обмен.
УЧИТЕЛЬ: Легко ли так обмениваться каждый раз? Почему? (Очень долгий процесс).
ГНОМ: А как называется обмен товара на товар? (БАРТЕР)
СТИХОТВОРЕНИЕ-СЦЕНКА:
Автор: Предлагал Андрей Ильюшке:
Андрей: – Поменяй фонарь на клюшку.
Автор: А потом просил Иришку:
Андрей: – Клюшку поменяй на книжку.
– Как легче было договориться детям? (Надо использовать деньги).
УЧИТЕЛЬ: Зачем же нужны деньги? Читаем таблицу.
- ДЛЯ обмена товара или услуг на деньги – ПРОДАЖИ.
- ДЛЯ обмена денег на товары или услуги – ПОКУПКИ.
- Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ товара или услуги.
- Чтобы НАКАПЛИВАТЬ средства.
УЧИТЕЛЬ: РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.
– Что можно купить за деньги соедините стрелками.
ПИЩА | ОДЕЖДА | ТОВАРЫ | ||||
ЗДОРОВЬЕ | ОБРАЗОВАНИЕ | ДРУЖБА | ДЕНЬГИ | |||
БЕЗОПАСНОСТЬ | ВОЗДУХ | УДАЧА | ||||
РАЗВЛЕЧЕНИЯ | УСЛУГИ | СЧАСТЬЕ |
Проверка: – что же можно, а что нельзя купить за деньги?
ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (для совершения купли – продажи и определения цены товара).
УЧИТЕЛЬ: Гном нам предлагает отправиться в путешествие.
ГНОМ: Давайте перенесёмся на машине времени в прошлое и узнаем историю появления денег.
УЧИТЕЛЬ: В старину в качестве денег могли использоваться самые неожиданные предметы, которые вызывали у людей особый интерес. Это могли быть Соль и скот, шкурки различных животных: белок, лисиц, куниц, соболей. А так же это мог быть чай, связка раковин, зубы собак, дельфинов, перья попугаев, ткань, мечи, копья…
Выполните задание:
– Из данных названий выберите те предметы, которые в старину могли служить в качестве денег: (Акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, табак, шкурки животных, живой скот, велосипед, цветы, деревья, горький перец).
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
– Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово СКОТНИК (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).
– Кто из вас хотел бы работать скотником?
А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.
– Как вы думаете, что это были за деньги?
ГНОМ: Да, деньгами на Руси был скот – овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишится в один миг.
УЧИТЕЛЬ: Почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху).
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ЧТО СЛУЖИЛО ДЕНЬГАМИ В СТАРИНУ?
- Меховые деньги
- Ракушки каури.
- Металлические деньги.
- Безмонетное время.
- Рубль.
- Копейка.
УЧИТЕЛЬ: Шло время, одни денежные единицы сменялись другими. Давайте рассмотрим таблицу соотношения денежных единиц. (На доске).
– Какая денежная единица была самой мелкой на Руси? А самой крупной? (Полушка = 1/4 копейки, рубль).
Какими денежными единицами мы пользуемся до сих пор? (Рубль, копейка).
ПОСЛОВИЦА: Объясните смысл: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз».
(Что-то стоит дёшево в другой стране, но перевезти это слишком дорого. Так говорят о бесполезном деле).
Таблица цен: (На доске).
УЧИТЕЛЬ: В таблице упоминается старинная мера веса – ПУД Сколько это кг? (16)
Когда так говорят: «Я с ним пуд соли съел»? (Хорошо узнали друг друга).
Гном Эконом предлагает вам решить несколько задач.
ГНОМ:
- Сколько куриц можно купить за 1 алтын? (т. к. Алтын = 3 копейки, то 3 курицы).
- А за 2 алтына? А за 3 алтына?
- Сколько стоит 2 пуда коровьего масла? (т. к. 1 пуд = 60 копеек, то 2 пуда = 120 копеек или 1 рубль 20 копеек).
- У вас 2 копейки. Сколько яиц вы сможете купить? (т. к. 1 копейка – 10 яиц, то за 20 копеек – 200 яиц).
УЧИТЕЛЬ: Дополнительный вопрос: Сколько штанов можно купить, если у вас 2 рубля?
(т. к. 1 алтын = 3 копейки, а 40 алтын = 120 копеек, а это 1 рубль 20 копеек, то можно купить 1 штаны и ещё получить сдачи 80 копеек).
ПЕЧАТНАЯ ТЕТРАДЬ: № 45
УЧИТЕЛЬ: Задача: «Новгородский рубль весил 200 грамм. Сколько будут весить 10 рублей? 100 рублей? (2 кг, 20 кг).
– Легко ли ходить на рынок с таким кошельком?
ГНОМ: Вначале деньги изготавливали из золота и серебра. Это прочные металлы, они не портились и не ржавели. Но запасы этих металлов ограничены. И поэтому их заменили другими металлами, а затем появились бумажные деньги.
УЧИТЕЛЬ: Об этом поговорим на следующем уроке.
Справка: Вы знаете, что при царе Петре I были введены копейки, гривенники, полтинники и рубли. А вот при его дочери царице Елизавете Петровне, появилась новая крупная золотая монета достоинством 10 рублей. Её стали называть ИМПЕРИАЛОМ.
– Сколько рублей в 5 империалах? В 10 империалах? В 20 империалах?
III. ИТОГ УРОКА:
– Почему деньги стали наиболее удобным способом оплаты труда?
- Их можно обменять на любой товар или услугу;
- Их удобно носить и хранить;
- Они не портятся;
- Металлические деньги более прочные.
– На следующем уроке мы продолжим знакомство с историей возникновения денег.
Эта наука называется НУМИЗМАТИКОЙ.
Дома: Составить список покупок по ценам Древней Руси на 100 рублей.
Желаю вам удачи.
Доп. Материал: На боковых поверхностях древних монет наносился узор. Тетрадь №46. Как вы думаете, для чего делались эти рисунки? Ведь металлы были вначале драгоценными. (Для борьбы с фальшивомонетчиками).