Цели:
– познакомить учащихся с обычаями и обрядами празднования Масленицы;
– воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1.
Масленица – один из самых больших и веселых праздников на Руси. Он всегда сопровождался безудержным весельем и обильной едой. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями.
Слайд 2.
В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны (и сейчас второе название Масленицы “Проводы зимы”). Весна воспринималась как начало новой жизни. Тем более, что праздновалась она в день весеннего солнцеворота.
С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост.
Вы все, наверное, слышали поговорку: “Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи?” С чем это было связано?
(Ответы учащихся).
В действительности дело было в том, что до 14 века Масленица для славян была еще и встречей Нового года (год начинался с марта). А все мы знаем, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Никто не хотел весь год жить в скуке и нужде, поэтому и была Масленица разгульной и веселой. Слайд 3.
Масленица имеет очень много разных названий. Какие из них известны вам?
- Масленица, Масленая неделя, Широкая Масленица, Сырная неделя, Сырная масленица, Сырная седмица, Объедала, Объедуха, Боярыня – Масленица, Блиноеда, Разорительница, Широкая Масленица, Обжорная, Разгульная,Честная,Веселая Масленица.
Слайд 4.
Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу?
(Ответы учащихся).
Слайд 5.
Румяные и круглолицые блины были символами солнца, которое вступало в свои владения.
Древние славянские праздники всегда сопровождались разными обрядами. Что было главным для древних славян?
(Ответы учащихся)
Действительно, самыми главными для них были память о предках, семья и земледелие, поэтому и обряды были поминальными, брачно-семейными и земледельческими. Слайд 6.
Какие же поминальные обряды существовали. Слайд 7.
Накануне Масленицы славяне вспоминали своих умерших родственников и поклонялись душам предков. Первый испеченный блин отдавали нищим или помещали на “духовое окошко” печи, чтобы задобрить духов, приговаривая: “ Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!”
В Масленичные вечера было запрещено прясть, ткать и шить. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся).
Все дело в том, что по древним поверьям, в это время в дом приходили души умерших предков, и их можно было случайно поранить иголкой, ножницами или другими острыми предметами.
Во время Масленицы молодежь часто жгла костры, которые служили приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста.
Теперь мы поговорим о брачно-семейных обрядах. Слайд 8.
Масленица – это время свадеб. Считалось, что брак, заключенный во время Масленичной недели, будет долгим и счастливым.
– Не вступивших в брак наказывали: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую "половинку". С этой "парой" наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки.
– Женщин, состоящих в браке первый год, запрягали вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу.
-Молодоженам устраивали "смотрины", например, заставляли целоваться у всех на виду.
Одно из важнейших мест занимали земледельческие обряды.
Слайд 9.
В Масленичную неделю было принято всеобщее катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься "на долгий лен".
Катались и на лошадях, украшенных лентами и колокольчиками. Считалось, что стук копыт “будит” землю. Чем лучше “разбужена” земля, тем богаче урожай.
С земледельческими обрядами было связано и сжигание чучела, которое символизировало прощание с зимой.
Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил свое название. Слайд 10.
Понедельник – Встреча. Слайд 11.
В былые времена, взяв со своего двора по пучку сломы, жители села складывали их в одну кучу, из которой потом все вместе делали куклу, наряжали ее "по-бабски" и возили в санях по улицам, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу, а потом ставили на самое высокое место.
Иногда вместо чучела масленицы возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех, тем самым как бы "хороня Масленицу”. При встрече Масленицы обязательно пели песни. Слайд 12.
Входят учащиеся в русских народных костюмах. Один из них “везет” сани с Масленицей (небольшая соломенная кукла, одетая в женскую одежду).
1. Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!2. Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы.
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки блины!
Вторник – Заигрыши. Слайд 13.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: “У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать”.
Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем (горячий напиток из воды, мёда и пряностей), чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами.
Во время катания с гор молодые люди высматривали невест, а девушки суженых.
Среда – Лакомка. Слайд 14.
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к теще на блины!
В этот день тещи угощали блинами своих зятьев. Был также очень интересный обычай: теща мазала голову зятя маслом, чтоб был ласковым и к жене “примаслился” (т.е. любил жену и не заглядывался на других женщин).
Четверг – Разгул, Перелом, Широкий четверг. Слайд 15.
В четверг заканчивалась “узкая” Масленица и начиналась “широкая”. Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы.
Все жители сел и деревень устраивали хороводы, балаганы, веселые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои. Слайд 16. Иногда для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые шапки, чтобы противники в пылу битвы не покалечили друг друга.
В старину было три вида кулачных боев:
– бой один на один (или “сам на сам”);
– “стенка на стенку” (часто в таком бою бились улица на улицу или деревня на деревню). По старинной примете, чья деревня победит, в той и урожай будет больше;
-“сцеплялка – свалка” (каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” в битву с другим).
Один из кулачных боев (один на один) описан в “Песне о купце Калашникове” М.Ю. Лермонтова:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!"
(Игра “Петушиные бои”. На полу чертится круг, в который встают два участника. Стоя на одной ноге, они пытаются вытолкнуть друг друга из круга).
Важным событием четверга было взятие снежного городка – символическая битва весны и зимы. Слайд 17.
“Игра начинается так: ребята делятся на две партии – на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его. Устроясь в боевой порядок, конные по данному знаку пускаются во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, стараются маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всем скаку въезжают в ледяные ворота, что и означает – взят городок. Победителя купают в проруби. После чего угощают вином всех ратоборцев, отличившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращаются в деревню с песнями”. [3]
Масленичная неделя почти никогда не обходилась без балаганов, где весь честной народ мог посмотреть представление, и ряженых, чаще всего это были скоморохи и разные животные. Но эта традиция не так уж стара, потому что народные комедии появились в народном быту только в 18 веке. Слайд 18.
Пятница – Тещины вечерки. Слайд 19.
Пятница давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.
Зять должен был лично пригласить тещу с вечера, а утром – еще и прислать за ней специальных посыльных – “зватых”.
Суббота – Золовкины поседелки. Слайд 20.
В субботу молодые женщины приглашали к себе золовок (золовка – сестра мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить.
Воскресенье – Прощеное воскресенье.
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: “Бог простит!”
Слайд 21.
Наши предки просили друг у друга прощение и в ответ слышали: “Бог простит”. Эта традиция дошла и до нашего времени. В знак прощения друг другу обид по давней русской традиции нужно было троекратно поцеловаться.
Завершалась Масленичная неделя сжиганием чучела. Этим действием прогоняли тьму, зиму, смерть. Слайд 22.
Костер символизировал солнце, которое набирало силу и возрождало природу к жизни.
После сожжения Масленицы оставшийся пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
В кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, а детям говорили, что в костре сгорели все сытные блюда.
Говоря о Масленице, мы не забываем про разные масленичные забавы, которые возникли в разное время, но широко распространены в настоящее время. Сложно представить себе празднование Масленицы без перетягивания каната, “покорения” масленичного столба и ярмарки. Слайд 23.
Славяне всегда широко праздновали Масленицу. А отмечается ли Масленица в других странах? Слайд 24.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского “карнавал” означает “Говядина, прощай!”. А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась “мясопустом”, поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
В католических странах отмечается такой праздник, но имеет другие названия: Блинный день (Англия), Жирный вторник (США), Марди Гра (Франция) Белтейн (Ирландия, Шотландия).
В Шотландии на Масленицу пекут постные лепешки. Выпечку блинов шотландцы считают важным ритуалом, в котором должны принять участие все члены семьи (один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин).
В Англии на Масленицу проводятся “блинные бега”. В 11.45 раздается звон “блинного колокола”. В бегах участвуют девушки и женщины старше 18 лет. Каждая бежит с горячей сковородкой и блином. Во время бега нужно несколько раз подбросить блин на сковородке и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится победительницей и получает награду – поцелуй звонаря.
Русская Масленица по сути своей является и аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздников является "задабривание" духов на целый год вперед.
А что вы знаете о блинах?
(Ответы учащихся). Слайд 25.
В старину без блинов не обходились ни свадьбы, ни похороны, ни родительские дни. Блины были основным блюдом и в праздничные, и в поминальные дни.
Известный русский писатель А.П. Чехов писал: “Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет... Они появились на белый свет раньше русской истории, пережили её всю от начала до последней странички”.
С древних времен существовало множество примет, связанных с приготовлением блинов. Слайд 26.
– Если хозяйка одалживала сковородку, то плохой приметой считалось возвращать ее пустой (на ней непременно должен был остаться 1 блин – последний).
– Когда готовят тесто, нельзя ни входить, ни глядеть, ни спрашивать... Если же кто-нибудь заглянет и скажет: “Какое хорошее тесто!”, то тогда хоть выливай — не удадутся блины.
– Кушая блины, нельзя было пользоваться ножом или вилкой, чтобы не накликать губительные для сельского хозяйства природные явления.
– Оставшиеся в конце недели блины следовало сжечь в костре, в котором сгорала соломенная Масленица, чтобы не оставлять зла.
Существует очень много разных поговорок. (Учащимся предлагается начало поговорок, задача – вспомнить вторую часть этих поговорок). Слайд 27.
Не житье, а Масленица!
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Блин не сноп – на вилы не наколешь.
Блин не клин, брюха не расколет.
Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
На этом наша беседа завершена, и я приглашаю всех на чаепитие.
(Чаепитие с блинами (дети готовили дома). Проводится конкурс на самые вкусные блины).
(Компьютерная презентация представлена в Приложении 1).
Список литературы:
1. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.:
Высшая школа, 1982.
2. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа.
– М.: Олма-Пресс, 1999.
3. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. –
М.: Рипол Классик, 2003.
4. Русское народное поэтическое творчество.– М.,
1971.