Окружающий мир в 4-м классе "Лесная зона России"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, печатная тетрадь, гербарии растений лесной зоны, настенная карта природных зон, фотографии с изображением изучаемых объектов, музыка.

План урока

Этап

1.

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2.

Проверка знаний и умений.

3.

Работа по новой теме.

4.

Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?»

5.

Закрепление.

6.

Подведение итогов урока.

7.

Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звучит запись «Голоса птиц».

- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С.Погореловский

- В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, в какую природную зону мы с вами будем сегодня изучать? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

- Да, это так. Тема, которую мы будем изучать – «Зона лесов. Растения зоны лесов». (Запись темы на доске.)

- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растения растут.)

- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «тёмный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в берёзовой роще светло и весело.)

- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем начать изучать тему, не приведя в систему знания, которые мы изучали в предыдущей теме.

II. Проверка знаний и умений.

- Какую природную зону мы изучали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры.)

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней знаете.

Заслушивается ответ ученика и дополнение класса.

- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Заслушивание докладов, приготовленных дома.

- Какой доклад вам понравился больше и почему?

Работа в печатной тетради. Самостоятельная работа на странице 24-25 №39.

Тундра

 

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие растения встречаются в тундре?

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Лемминги
Гуси
Белые куропатки
Полярные волки
Стрехи – белые журавли
Травы
Подберёзовики
Белые совы
Подосиновики
Ягодные кустарники
Розовые чайки
Кустарники
Лишайники (ягель)
Олени
Дуб
Таймырский заповедник
Карликовые деревья
Горностаи

Б

Знаешь ли ты, какие млекопитающие обитают в тундре?  

В

Какие птицы слетаются весной на болота тундры?

Г

Знаешь ли ты, какие животные этой зоны занесены в Красную книгу России?

Д

Как называется заповедник этой зоны?

Е

Как называются маленькие мышевидные грызуны, от численности которых зависит жизнь хищников тундры?

Ж

Какие грибы встречаются в тундре?

З

Какие животные меняют белую зимнюю окраску на летнюю – серовато-коричневую?

Таблица ответов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа по карточкам

  1. Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
  2. Перечислите экологические проблемы тундры.
  3. Соедини линиями причины и следствия природных явлений.

Зима в тундре долгая и морозная

Поэтому в тундре образуются болотца и озерки

Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике

Поэтому животные имеют толстый слой жира

Слой вечной мерзлоты не пропускает воду

Поэтому в тундре, теплее чем в Арктике

III. Работа над новой темой.

1. Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичикова).

2. Работа с картой и учебником страница 60-61.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Карточка – «Помогай-ка» (раздается на каждую парту):

  1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
  2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
  3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
  4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?
  5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Ответы учеников.

Учитель показывает учащимся на настенной карте и одновременно рассказывает, что зона лесов России расположена южнее зоны тундры. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана.

- Каковы особенности неживой и живой природы зоны, расположенной южнее тундры?

Зима в северной части зоны лесов еще суровая, но не такая долгая, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко.

А в более южных районах лесной зоны вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее верхний слой более плодородный.

Разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.

3. Работа с иллюстрацией на стр.84-85 .

Художница Нина Юрьевна Карташова показывает, как изменяется характер лесов с севера на юг: хвойные деревья – смешанный лес – мелколиственные деревья – широколиственные деревья.

4. Работа с учебником стр. 84-85, чтение статьи.

Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише –
Деревцо все выше, выше.

IV. Продолжение новой темы.

1. Растения зоны лесов.

а) Рассказать о характерных особенностях каждой из частей природной зоны лесов.

- Чем отличается лесотундра от тайги.

В лесотундре много перелесков, состоящих из корявых сосен, елей и лиственниц. А тайга – это густой лес из хвойных деревьев. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. В таежных лесах растут ель, пихта, сосна, лиственница, сосна сибирская (ее еще называют кедровой сосной).

Демонстрация гербария веточек этих растений.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу, чем лиственные. Поэтому они лучше прижились на севере лесной зоны, где зима суровее, чем в южной части этой зоны, занятой лиственными лесами. Под хвойными деревьями произрастают мхи, папоротники, ягодные кустарнички: черника и брусника. Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений и кустарников. На северо-востоке России таежные леса состоят в основном из лиственницы.

- Почему дерево получило такое название?

Южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия более благоприятны и для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут березы, осины и другие мелколиственные деревья.

- А какие деревья преобладают в широколиственных лесах?

б) Работа с учебником стр.87, чтение статьи учебника учениками.

Это теплолюбивые деревья с крупными листьями: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук.

Рассмотреть гербарий растений широколиственного леса.

в) Ярусное расположение растений в лиственном лесу (стр. 87 – рисунок).

V. Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?»

Примерные вопросы для викторины:

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница.)
  2. Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
  3. Какие лесные кустарнички не знают листопада? (Брусника. С зелеными листьями она уходит под снег. Не роняют листья также вереск, клюква.)
  4. Какое дерево в лесу весной дятла поит? (Береза.)
  5. Какой весенний цветок в лесу четырежды меняет свой цвет? (Медуница. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает, лепестки у него синие.)
  6. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
  7. Почему говорят: «Дрожит как осиновый лист»? (Черешки у листа осины длинные, в верхней части сплюснутые, а в середине тонкие. Поэтому они неустойчивы и трепещут при малейшем ветре.)
  8. О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (Береза.)
  9. Почему березу называют кудрявой? (Листья березы растут на длинных тонких веточках. Когда дует ветер, они качаются, изгибаются и как бы закручиваются.)
  10. Почему сосновый лес называют «краснолесьем»? (У сосны ствол наверху медно-красный, блестит на солнце. Внизу кора другая – коричневая.)
  11. Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него и древесина твердая, крепкая.)
  12. Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой». (В апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа – намного позже).
  13. У какой лесной ягоды семена снаружи? (У земляники.)
  14. Для чего землянике усы? (Для размножения.)
  15. Какое хвойное дерево считают национальным деревом России? Почему? (Лиственницу. Это дерево наиболее распространено в России.)
  16. Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней елей»? (Потому что всходы елей под пологом молодого березняка не гибнут; спасаются от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)
  17. В каком лесу растут лишайники? (Лишайники растут только там, где чистый воздух.)

VI. Закрепление.

- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Запишем это в схеме:

- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

- Следующий урок будет посвящен животным леса. Вам необходимо подготовить сообщение об одном животном. Сообщения должны содержать новые и интересные для одноклассников сведения. Сообщения можно проиллюстрировать рисунками.

Страница 84-87 учебника.

Список литературы

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 4 класс. Учебник: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2009г.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г., Окружающий мир: 4 класс. Тетрадь для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига/Учебник, 2009г.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Энциклопедия для детей т.3. География. /Главный редактор М.Аксенова/.- М.: «Аванта», 2004г. /Статья Тундра и лесотундра / В.Грачев, И.Забелина/ стр.514-516.
  5. «Мир вокруг нас», географический атлас для детей. /Главный редактор Жданова И.К./ М.: ТОО «Тривиум» Росткартография 1989 г., 1994 г.
  6. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г., Окружающий мир: 4 класс. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009г.