Задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным миром.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, печатная тетрадь, гербарии растений лесной зоны, настенная карта природных зон, фотографии с изображением изучаемых объектов, музыка.
План урока
№ |
Этап |
1. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. |
2. |
Проверка знаний и умений. |
3. |
Работа по новой теме. |
4. |
Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?» |
5. |
Закрепление. |
6. |
Подведение итогов урока. |
7. |
Домашнее задание. |
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись «Голоса птиц».
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С.Погореловский
- В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, в какую природную зону мы с вами будем сегодня изучать? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
- Да, это так. Тема, которую мы будем изучать – «Зона лесов. Растения зоны лесов». (Запись темы на доске.)
- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растения растут.)
- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «тёмный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в берёзовой роще светло и весело.)
- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем начать изучать тему, не приведя в систему знания, которые мы изучали в предыдущей теме.
II. Проверка знаний и умений.
- Какую природную зону мы изучали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры.)
- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней знаете.
Заслушивается ответ ученика и дополнение класса.
- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?
Заслушивание докладов, приготовленных дома.
- Какой доклад вам понравился больше и почему?
Работа в печатной тетради. Самостоятельная работа на странице 24-25 №39.
Тундра
|
Вопросы |
Варианты ответов |
|
А |
Какие растения встречаются в тундре? |
1 |
Лемминги |
Б |
Знаешь ли ты, какие млекопитающие обитают в тундре? |
||
В |
Какие птицы слетаются весной на болота тундры? |
||
Г |
Знаешь ли ты, какие животные этой зоны занесены в Красную книгу России? |
||
Д |
Как называется заповедник этой зоны? |
||
Е |
Как называются маленькие мышевидные грызуны, от численности которых зависит жизнь хищников тундры? |
||
Ж |
Какие грибы встречаются в тундре? |
||
З |
Какие животные меняют белую зимнюю окраску на летнюю – серовато-коричневую? |
Таблица ответов
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа по карточкам
- Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
- Перечислите экологические проблемы тундры.
- Соедини линиями причины и следствия природных явлений.
Зима в тундре долгая и морозная |
Поэтому в тундре образуются болотца и озерки |
Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике |
Поэтому животные имеют толстый слой жира |
Слой вечной мерзлоты не пропускает воду |
Поэтому в тундре, теплее чем в Арктике |
III. Работа над новой темой.
1. Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичикова).
2. Работа с картой и учебником страница 60-61.
- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
Карточка – «Помогай-ка» (раздается на каждую парту):
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
- Какая у зоны лесов земная поверхность?
- Какая она в сравнении с другими природными зонами?
- Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Ответы учеников.
Учитель показывает учащимся на настенной карте и одновременно рассказывает, что зона лесов России расположена южнее зоны тундры. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана.
- Каковы особенности неживой и живой природы зоны, расположенной южнее тундры?
Зима в северной части зоны лесов еще суровая, но не такая долгая, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко.
А в более южных районах лесной зоны вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее верхний слой более плодородный.
Разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.
3. Работа с иллюстрацией на стр.84-85 .
Художница Нина Юрьевна Карташова показывает, как изменяется характер лесов с севера на юг: хвойные деревья – смешанный лес – мелколиственные деревья – широколиственные деревья.
4. Работа с учебником стр. 84-85, чтение статьи.
Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
IV. Продолжение новой темы.
1. Растения зоны лесов.
а) Рассказать о характерных особенностях каждой из частей природной зоны лесов.
- Чем отличается лесотундра от тайги.
В лесотундре много перелесков, состоящих из корявых сосен, елей и лиственниц. А тайга – это густой лес из хвойных деревьев. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. В таежных лесах растут ель, пихта, сосна, лиственница, сосна сибирская (ее еще называют кедровой сосной).
Демонстрация гербария веточек этих растений.
Хвойные деревья менее требовательны к теплу, чем лиственные. Поэтому они лучше прижились на севере лесной зоны, где зима суровее, чем в южной части этой зоны, занятой лиственными лесами. Под хвойными деревьями произрастают мхи, папоротники, ягодные кустарнички: черника и брусника. Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений и кустарников. На северо-востоке России таежные леса состоят в основном из лиственницы.
- Почему дерево получило такое название?
Южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия более благоприятны и для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут березы, осины и другие мелколиственные деревья.
- А какие деревья преобладают в широколиственных лесах?
б) Работа с учебником стр.87, чтение статьи учебника учениками.
Это теплолюбивые деревья с крупными листьями: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук.
Рассмотреть гербарий растений широколиственного леса.
в) Ярусное расположение растений в лиственном лесу (стр. 87 – рисунок).
V. Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?»
Примерные вопросы для викторины:
- Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница.)
- Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
- Какие лесные кустарнички не знают листопада? (Брусника. С зелеными листьями она уходит под снег. Не роняют листья также вереск, клюква.)
- Какое дерево в лесу весной дятла поит? (Береза.)
- Какой весенний цветок в лесу четырежды меняет свой цвет? (Медуница. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает, лепестки у него синие.)
- Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
- Почему говорят: «Дрожит как осиновый лист»? (Черешки у листа осины длинные, в верхней части сплюснутые, а в середине тонкие. Поэтому они неустойчивы и трепещут при малейшем ветре.)
- О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (Береза.)
- Почему березу называют кудрявой? (Листья березы растут на длинных тонких веточках. Когда дует ветер, они качаются, изгибаются и как бы закручиваются.)
- Почему сосновый лес называют «краснолесьем»? (У сосны ствол наверху медно-красный, блестит на солнце. Внизу кора другая – коричневая.)
- Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него и древесина твердая, крепкая.)
- Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой». (В апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа – намного позже).
- У какой лесной ягоды семена снаружи? (У земляники.)
- Для чего землянике усы? (Для размножения.)
- Какое хвойное дерево считают национальным деревом России? Почему? (Лиственницу. Это дерево наиболее распространено в России.)
- Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней елей»? (Потому что всходы елей под пологом молодого березняка не гибнут; спасаются от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)
- В каком лесу растут лишайники? (Лишайники растут только там, где чистый воздух.)
VI. Закрепление.
- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)
- Запишем это в схеме:
- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).
VII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
- Следующий урок будет посвящен животным леса. Вам необходимо подготовить сообщение об одном животном. Сообщения должны содержать новые и интересные для одноклассников сведения. Сообщения можно проиллюстрировать рисунками.
Страница 84-87 учебника.
Список литературы
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 4 класс. Учебник: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2009г.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г., Окружающий мир: 4 класс. Тетрадь для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига/Учебник, 2009г.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.
- Энциклопедия для детей т.3. География. /Главный редактор М.Аксенова/.- М.: «Аванта», 2004г. /Статья Тундра и лесотундра / В.Грачев, И.Забелина/ стр.514-516.
- «Мир вокруг нас», географический атлас для детей. /Главный редактор Жданова И.К./ М.: ТОО «Тривиум» Росткартография 1989 г., 1994 г.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г., Окружающий мир: 4 класс. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009г.