Цели урока:
- Академическая: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний и способов деятельности по разделу “Основы динамики”, установлению внутрипредметных и межпредметных связей.
- Развивающая: формирование аналитико-синтетического мышления при построении структурно-логических обобщающих схем по изученному материалу. Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля рефлексии.
- Воспитательная: Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Условия выполнения целей урока:
- Построение структурно-логических обобщающих схем по изученному материалу.
- Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, межпредметном.
- Обращение к субъективному опыту учащихся.
- Использование заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности деятельности учащихся.
- Использование ИКТ.
- Использование справочного и контрольно измерительного материала.
Педагогическая технология : адаптивная система обучения.
Педагогические техники:
- выполнение заданий по специальным алгоритмам.
- Вопросно-ответное общение.
- Построение дерева темы.
- Элементы кооперативной деятельности.
- Лист обратной связи.
Оборудование урока:
- компьютер с проектором, презентация к уроку, выполненная в Power Point.
- Дидактический материал.
- Лист обратной связи.
- Алгоритм решения задач по динамике.
- Шаблоны для построения дерева темы.
План урока:
- Оргмомент. 2 мин.
- Мотивация на деятельность. Целеполагание. 5 мин.
- Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. 23мин
- Анализ содержания изученного материала и выделение главного.
- Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
- Обобщение и систематизация комплекса знаний.
- Самостоятельное применение знаний и способов деятельности в сходной и новой ситуации.30мин.
- Применение знаний и способов деятельности в комплексе.20мин
- Рефлексия деятельности. 5 мин
- Итог урока. 3мин.
- Домашнее задание. 2мин.
Ход урока
Сегодня жизнь была бы пресной,
И был бы быт подобен муке,
Совсем бы был неинтересный…
Ни телевизор не включался,
Ни шла б FM волна в эфир,
По рельсам поезд бы не мчался,
И скучен сразу стал бы мир!
Познать, чтоб физики явленья,
Себя прославить и страну,
Должны вы быть полны стремленья
Учить и вширь и в глубину.
И будут в этом вам подмогой
Законы Ньютона, друзья!
Начнем урок! И будь вам в помощь
ГОСПОДЬ, соседи, ну и я!
Первый слайд презентации учителя знакомит учащихся с темой и типом урока.
Перед вами на столах находятся папки с материалами урока. Начнем работу со знакомства с картой деятельности на уроке (лист 1) .
Второй слайд презентации.
Постановка целей урока. Этапы урока. Оценка деятельности на уроке (самооценка: качественная и количественная, взаимооценка, итоговая оценка)
….Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.
С литературной точки зрения все понятно с исторической тоже: в басне выражено скептическое отношение к Александру I, она высмеивает неурядицы в Государственном Совете 1816 г. реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия.
Слайд №4
А как же объяснить с физической точки зрения ситуацию : а воз и ныне там?
Какой раздел механики в этом нам поможет?
Кто основоположник этого раздела?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Слай№5
Перед вами выдающийся математик, физик и астроном Исаак Ньютон.
Место рождения: Вулсторп (графство Линкольншир)
Научная сфера: физика, математика, астрономия
Слайд №5
Надпись на могиле Ньютона гласит:
Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин,
который почти божественным разумом первый
доказал с факелом математики движение планет,
пути комет и приливы океанов.
Он исследовал различие световых лучей и
появляющиеся при этом различные свойства цветов,
чего ранее никто не подозревал. Прилежный, мудрый
и верный истолкователь природы, древности и Св.
писания, он утверждал своей философией величие
Всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую
простоту.
Пусть смертные радуются, что существовало такое
украшение рода человеческого.
Слайд №6
Статуя Ньютона в Тринити-колледже
На статуе, воздвигнутой Ньютону в 1755 г. в Тринити-колледже, высечены стихи из Лукреция:
Qui genus humanum ingenio superavit (Разумом он превосходил род человеческий)
Ребята, давайте вместе вспомним теоретический материал по разделу “Основы динамики ”, и приведем его в систему, построив дерево темы, т.е. структурную схему на основе обобщенного плана “что надо знать о теории”.
Учащиеся после диалога с учителем заполняют структурную схему (Учитель контролирует деятельность учащихся).
Далее учащимся предлагается оценить самостоятельно первый этап их деятельности в карте урока.