Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.
Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа “На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы.
Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.
В основу создания данной программы били положены работы таких авторов как: Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников; С. Н. Чистякова, В. Б. Борейша, Г. В. Резапкина; О. А. Махаева, Е. Е, Григорьева; Чернявская.
Введение.
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации,
обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.
Д. А. Медведев
Актуализация проблемы.
В последние годы под воспитанием стали понимать целенаправленное управление процессами развития личности.
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволяет выделить характерную проблему существования средней школы и четко определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших старшеклассников.
Школа должна выпускать из своих стен человека, который бы соответствовал запросам современного общества: “Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны” (Национальная образовательная инициатива “НАША НОВАЯ ШКОЛА”)
На современном этапе цель воспитания заключается в подготовке выпускников к социальной адаптации и активному участию в жизни общества. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения в современной российской жизни необходимо каждому.
Данная программа по профориентации призвана помочь учащимся в осознанном выборе профессии. Способствует формированию первоначальных представлений о мире труда, познакомит с наиболее распространенными профессиями.
Данная программа по профориентации рассчитана на 2 года воспитательной работы с учащимися в возрасте 15-16 лет.
Цель программы: формирование успешной личности, способной к профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
- создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни через профессиональное самоопределение;
- повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
- формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;
- создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников воспитательного процесса.
- Педагогические принципы, на которых базируется программа, основаны на индивидуально – деятельностном подходе, способствующем раскрытию событий и явлений с позиции индивидуальных особенностей участников деятельности:
- принцип научности в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
- принцип формирования и развития мотивации в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
- принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и т.д.);
- принцип формирования самостоятельности;
В процессе воспитательной работы в качестве системообразующих элемента использована проектная деятельность.
В результате осуществления программы учащиеся получат необходимые и достаточные представления о мире профессии, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования. Должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.
Тематическое планирование (10 класс)
№ раздела | № п/п | Тема классного мероприятия | Форма проведения | Партнерство |
Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием | 1. | Холерик? Сангвиник? Поговорим об особенностях темперамента | Психологический практикум | Психолог школы |
2. | Ярмарка достоинств. | Психологическая игра-практикум | Психолог школы | |
3. | Поверь в себя! | Классный час-размышление | ||
Раздел II. Развитие личностных качеств | 1. | Как вести себя среди людей. | Мастерская общения | |
2. | Два шага до конфликта. | Психологический практикум | Психолог школы | |
3. | Формирование своего имиджа. | Ситуативный практикум | ||
Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации. | 1. | Умеешь ли ты общаться? | Ситуативный практикум по культуре общения | |
2. | Компромисс- показатель слабости или признак зрелости личности? | Ток-шоу | ||
3. | Моя дорога к Себе и другим | Нравственно-психологический практикум | ||
Итого: | 9 часов |
Тематическое планирование (11 класс)
№ раздела | № классного мероприятия | Тема классного мероприятия | Форма проведения | Партнерство |
Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации. | 1. | Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда. | Беседа | |
2. | Склонности и интересы в выборе профессии. | Психологический практикум | ||
3. | Успешного человека создает труд. | Игра-тренинг | ||
Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против. | 1. | Мир профессий, или какую дверь открыть. | Беседа | |
2. | Моя будущая профессия. | Дискуссионный практикум | Встреча с представителями учебных заведений Таштагольского района | |
3. | На пути к успеху. | Ситуативная беседа-диалог | ||
4. | Я в политику пойду | Беседа | Встреча с представителем администрации поселка | |
5. | Кем в дальнейшем нам бы стать. | Дискуссионный профориентационный практикум | Встреча с представителями профессий предприятий поселка | |
6. | Быть или не быть психологом. | Беседа | Встреча с психологом школы. | |
7. | Уехать или остаться? Профессии моего поселка. | Ситуативная беседа-диалог | Создание проектов | |
8. | На работу в первый раз. | Участие в проекте “Управленческий капитал” | Молодежный отдел Администрации Таштагольского района | |
Итого: | 11 часов |
Содержание разделов программы.
Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни,
выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.
Д.А. Медведев
Программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.
Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека.
Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием.
Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.
Раздел II. Развитие личностных качеств.
Главная цель заданий этого раздела - развитие характера, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Работа начинается с оценки личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.
Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации.
Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.
Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против.
В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов, знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
Ожидаемые результаты.
Ученик имеет представление и знает:
- о различных способах самореализации и самосовершенствования;
- какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
- как стать более организованным и ответственным;
- как повысить свою самооценку;
- как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
- как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
- как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.
Ученик владеет:
- умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
- навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
- умением управлять эмоциями;
- коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
- навыком аналитического и креативного мышления;
- профессиональной осведомленностью;
- способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.
Список литературы
- Алоева, М. А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11-х классах
- [Текст] / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. - Ростов н /Д: Феникс, 2007. - 310 с.
- Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 183 c.
- Дик, Н. Ф. Классные часы в лицее и в колледже [Текст] / Н. Ф. Дик. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.- 288 с.
- Еременко, Н. И. Классные часы. 9 класс [Текст] / Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112 с.
- Зайверт, Л. Д. Ваше время в ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время [Текст]. – М.: экономика, 1991. – 233 с.
- Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа [Текст] / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой.- М: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
- Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов средней школы. – 2-е изд. доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – С. 48-61.
- Корнилова, М. В. Технология составления учебных программ [Текст]: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений / М. В. Корнилова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – 29 с.
- Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст]. – М.: Просвещение, 1988. – 253 с.
- Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников [Текст]. – М.: Просвещение, 1979.- 316 c.
- Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – 2-е издание М.: Просвещение, 1995. – С. 48-72.
- Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст]. Учебное пособие для 8 – 11-х классов образовательных учреждений.- М., 1995. – 83 c.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст]: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М.: Вако, 2006. – 240 с.
- Твоя профессиональная карьера [Текст]: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 87 с.
- Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст].- М.: Владос - пресс, 2001. – С.43-92.
Перечень ключевых слов
- Безработица
- Востребованность
- Должность
- Карьера
- Конкурентоспособность
- Привычки
- Профессионализм
- Профессиональное самоопределение
- Профессия
- Рынок труда
- Самореализация
- Склонность
- Специальность
- Способность
- Талант