Педагогическая идея:
Если соединить обучение с эстетическим воспитанием учащихся, с воспитанием творческого начала личности, оно обязательно обеспечит развитие и духовное обогащение личности.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он испытывает необходимость поделиться своими знаниями, наступил и в моей жизни такой момент.
Искусство изготовления изделий из мелких бусин, бисера и стекляруса – одно из самых загадочных и интересных, имеющее многовековые традиции. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью.
В середине XX века казалось, что бисероплетение ушло в прошлое, но начиная с 70-х годов, бисероплетение стало потихоньку возрождаться. В 90-е годы XX века оно уже было одним из самых любимых и популярных народных ремесел.
Бисер завораживает, очаровывает и околдовывает. Помогает отвлечься от повседневных забот нашей нелегкой жизни, перенестись в другой, прекрасный и сказочный мир красоты и добра.
Занятия в кружке уводят в удивительный мир древнего рукоделия, учат складывать из маленьких бусинок бисера прекрасные и неповторимые изделия.
Пути реализации педагогической идеи:
- Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного отношения к личности.
- Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
- Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к самоуважения и укрепления статуса.
Методика работы:
- Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми.
- Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
- Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
Каждая выполненная учащимися из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук автора и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких. Приятно видеть на юных школьницах модные и неповторимые украшения, сделанные своими руками.
На занятиях кружка дети знакомятся с культурой и традициями разных народов. Опираясь на литературный материал (сказки, былины, мифы, сказания), учащиеся выполняют свои рукодельные работы.
На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.
Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы, полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество и т.д.. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Результаты третьего года обучения – оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, галстуков). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.
Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.
Сверхзадачей моего кружка является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.
Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.
Получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражания в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.
Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум обучения и воспитания.
Красота спасёт мир. Ф.М.Достоевский
К данной защите прилагается презентация.