Цели:
- познакомить учащихся с творчеством И. Левитана и А. Рылова;
- формировать умения воспринимать художественные образы картин;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать в детях чувство прекрасного;
- показать многообразие связей разных видов искусства.
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
Ф.Тютчев
Оборудование урока:
- Портреты художников И.Левитана, А.Рылова.
- Картины И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А. Рылова «Зеленый шум».
- П.Чайковский «Времена года». Музыкальная картина «Март»
- Стихотворение А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»
- Стихотворение Н. Некрасова «Идет, чудет зеленый шум».
Учитель: Одним из распространенных жанров живописи является пейзаж. В переводе с французского пейзаж означает «вид страны», «вид местности». Можно сказать, что задача художника-пейзажиста – изображение природы в её бесконечном разнообразии. (Сообщается тема, цель урока).
Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую щемящую прелесть русского пейзажа, первое место по нраву принадлежит Исааку Ильичу Левитану. (Портрет И.Левитана)
«Он самый большой поэт … и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже», – так говорил художник, и искусствовед Игорь Грабарь об Исааке Левитана вошли в золотой фонд русской живописи. Его произведения глубоки по содержанию и необычайно «прозрачны», ясны по форме. Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты её состояния: не летом и зимой, а весной и осенью. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Чувство тоски, тревоги вызывают его пейзажи (показывается видеоряд картин) «Золотая осень», «Вечерний звон», «Свежий ветер. Волга».
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Март. Демонстрируется картина И. Левитана «Март».
Учитель: Картина «Март» написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи.
Задание учащимся:
- Рассмотрите картину и расскажите о своих впечатлениях.
- В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Вопрос: как зритель чувствует присутствие человека в картине «Март»?
Обобщение учителя: Мы чувствуем присутствие человека, который, кажется, только что подъехал на санях к дому и вошел в него. Художником мастерски найдена деталь, как неприкрытая дверь: радуясь солнечному свету и приходу долгожданной весны, человек уже не заботится о сохранении домашнего тепла.
Левитановский пейзаж повествует, рассказывает, он пронизан ожиданием теплых весенних дней.
Вопрос: как подчеркнут в картине мотив ожидания?
Обобщение учителя: Мотив ожидания подчеркнут в изображении смирной деревенской лошадки, запряженной в сани. Она спокойно стоит возле крыльца дома, там, где уже сильно греет весеннее солнце, и терпеливо дожидается своего хозяина.
Вывод: ощущения, создаваемой картины, можно определить одним словом – праздник. Ярко-синяя глубина неба, оранжевые столбики крыльца, светлая сторона дома, которая как бы выражает солнечный свет – таков ликующий, полный жизни колорит картины «Март».
Учитель: Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема в русской живописи, и русской литературы.
Ученик читает отрывки из романа «Евгений Онегин» «Гонимы вешними лучами».
Учитель: С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась тема пробуждения природы в знаменитом холсте «Весна. Большая вода».
(Демонстрируется картина). Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нельзя не почувствовать стремление художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых содержится своего рода сжатое повествование, характерны для Левитана: «Вечер. Золотой плес», «Деревня. Лунная ночь», «Осенний день. Сокольники», «Сумерки. Стога». Художник словно зовет зрителя «прочитать изобразительный рассказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, которое вдохновляло его кисть.
Задание учащимся: Постарайтесь «прочитать» рассказ художника о весенней природе и изложите свои впечатления от картины «Весна. Большая вода».
Учитель: Левитан – русский художник, но не в том смысле, что он из патриотических чувств писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы. Он был художником, всем своим творчеством, доказавшим, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений. Кисть пейзажиста оказалась способной передать и лирический мотив березовой рощи, и тайную радость пробуждающейся природы, и торжественную песнь золотой осени, и полное напряженных сил раздолье полноводной реки, и философское радушье о беспредельности природы.
Все русские художники рубежа XIX – XX веков, изображавшие природу, так или иначе испытали влияние творчества И.Левитана. один из них Аркадий Рылов.
Художник в поисках сюжетов для своих картин внимательно вглядывается в окружающую ею жизнь, чутко постигая ее тайны. Но источником вдохновения для живописца может быть и литературные произведения. Так картина пейзажиста И.Шишкина «На Севере диком» заставляет вспомнить лермонтовское стихотворение, а его полотно «Среди долины ровния …» вдохновлено народной песни. Этот путь повторил мастер пейзажа А.Рылов, дав одному из своих полотен название «Зеленый шум» (Демонстрируется картина) и сблизив его тем самым со знаменитым некрасовским стихотворением.
Ученик читает стихотворение Некрасова «Зеленый шум». (Тексты стихотворения на столах у каждого ученика).
Вопросы к учащимся:
- Что общего в восприятии природы живописцем А.Рыловым и Н.А.Некрасовым, автором стихотворения «Зеленый шум».
- Какие строки некрасовского произведения на ваш взгляд, особенно созвучны картине художника?
- Что хотел поведать нам живописец, создавший пейзаж «Зеленый шум»?
Учитель: Все в этой гулкой, насыщенной движением картине проникнуто чувством любви к родной природе и восторгам перед ее мятущемся «непокоем». Рылов создал произведение, в котором не только проявил свой чарующий талант живописца, но и наметил многие новые пути развития послелевитановского пейзажа.
«Пейзаж можно созерцать, но нужно чтобы там возможно было путешествовать и жить,» – говорил китайский художник XIв. Го Си.
Сегодня мы с вами не только совершили небольшое путешествие по полотнам великих художников, но и пережили прекрасные мгновения красоты, радости, восхищения красотами родной природы. Мы убедились в том, что природа для художника не объект деятельности, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Природа живет по своим законам, величественная и вечная.
Домашнее задание: написать эссе «Что значит природа в вашей жизни?»