Урок в 10-м классе "Природа и состояние души человека в полотнах И.Левитана и А.Рылова"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством И. Левитана и А. Рылова;
  • формировать умения воспринимать художественные образы картин;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать в детях чувство прекрасного;
  • показать многообразие связей разных видов искусства.

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!

Ф.Тютчев

Оборудование урока:

  • Портреты художников И.Левитана, А.Рылова.
  • Картины И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А. Рылова «Зеленый шум».
  • П.Чайковский «Времена года». Музыкальная картина «Март»
  • Стихотворение А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»
  • Стихотворение Н. Некрасова «Идет, чудет зеленый шум».

Учитель: Одним из распространенных жанров живописи является пейзаж. В переводе с французского пейзаж означает «вид страны», «вид местности». Можно сказать, что задача художника-пейзажиста – изображение природы в её бесконечном разнообразии. (Сообщается тема, цель урока).

Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую щемящую прелесть русского пейзажа, первое место по нраву принадлежит Исааку Ильичу Левитану. (Портрет И.Левитана)

«Он самый большой поэт … и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже», – так говорил художник, и искусствовед Игорь Грабарь об Исааке Левитана вошли в золотой фонд русской живописи. Его произведения глубоки по содержанию и необычайно «прозрачны», ясны по форме. Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты её состояния: не летом и зимой, а весной и осенью. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Чувство тоски, тревоги вызывают его пейзажи (показывается видеоряд картин) «Золотая осень», «Вечерний звон», «Свежий ветер. Волга».

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Март. Демонстрируется картина И. Левитана «Март».

рис.1

Учитель: Картина «Март» написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи.

Задание учащимся:

  1. Рассмотрите картину и расскажите о своих впечатлениях.
  2. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Вопрос: как зритель чувствует присутствие человека в картине «Март»?

Обобщение учителя: Мы чувствуем присутствие человека, который, кажется, только что подъехал на санях к дому и вошел в него. Художником мастерски найдена деталь, как неприкрытая дверь: радуясь солнечному свету и приходу долгожданной весны, человек уже не заботится о сохранении домашнего тепла.

Левитановский пейзаж повествует, рассказывает, он пронизан ожиданием теплых весенних дней.

Вопрос: как подчеркнут в картине мотив ожидания?

Обобщение учителя: Мотив ожидания подчеркнут в изображении смирной деревенской лошадки, запряженной в сани. Она спокойно стоит возле крыльца дома, там, где уже сильно греет весеннее солнце, и терпеливо дожидается своего хозяина.

Вывод: ощущения, создаваемой картины, можно определить одним словом – праздник. Ярко-синяя глубина неба, оранжевые столбики крыльца, светлая сторона дома, которая как бы выражает солнечный свет – таков ликующий, полный жизни колорит картины «Март».

Учитель: Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема в русской живописи, и русской литературы.

Ученик читает отрывки из романа «Евгений Онегин» «Гонимы вешними лучами».

Учитель: С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась тема пробуждения природы в знаменитом холсте «Весна. Большая вода».

рис.2

(Демонстрируется картина). Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нельзя не почувствовать стремление художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых содержится своего рода сжатое повествование, характерны для Левитана: «Вечер. Золотой плес», «Деревня. Лунная ночь», «Осенний день. Сокольники», «Сумерки. Стога». Художник словно зовет зрителя «прочитать изобразительный рассказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, которое вдохновляло его кисть.

Задание учащимся: Постарайтесь «прочитать» рассказ художника о весенней природе и изложите свои впечатления от картины «Весна. Большая вода».

Учитель: Левитан – русский художник, но не в том смысле, что он из патриотических чувств писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы. Он был художником, всем своим творчеством, доказавшим, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей,  чувств и настроений. Кисть пейзажиста оказалась способной передать и лирический мотив березовой рощи, и тайную радость пробуждающейся  природы, и торжественную песнь золотой осени, и полное напряженных сил раздолье полноводной реки, и философское радушье о беспредельности природы.

Все русские художники рубежа XIX – XX веков, изображавшие природу, так или иначе испытали влияние творчества И.Левитана. один из них Аркадий Рылов.

Художник в поисках сюжетов для своих картин внимательно вглядывается в окружающую ею жизнь, чутко постигая ее тайны. Но источником вдохновения для живописца может быть и литературные произведения. Так картина пейзажиста И.Шишкина «На Севере диком» заставляет вспомнить лермонтовское стихотворение, а его полотно «Среди долины ровния …» вдохновлено народной песни. Этот путь повторил мастер пейзажа А.Рылов, дав одному из своих полотен название «Зеленый шум» (Демонстрируется картина) и сблизив его тем самым со знаменитым некрасовским стихотворением.

рис.3

Ученик читает стихотворение Некрасова «Зеленый шум». (Тексты стихотворения на столах у каждого ученика).

Вопросы к учащимся:

  1. Что общего в восприятии природы живописцем А.Рыловым и Н.А.Некрасовым, автором стихотворения «Зеленый шум».
  2. Какие строки некрасовского произведения на ваш взгляд, особенно созвучны картине художника?
  3. Что хотел поведать нам живописец, создавший пейзаж «Зеленый шум»?

Учитель: Все в этой гулкой, насыщенной движением картине проникнуто чувством любви к родной природе и восторгам перед ее мятущемся «непокоем». Рылов создал произведение, в котором не только проявил свой чарующий талант живописца, но и наметил многие новые пути развития послелевитановского пейзажа.

«Пейзаж можно созерцать, но нужно чтобы там возможно было путешествовать и жить,» – говорил китайский художник XIв. Го Си.

Сегодня мы с вами не только совершили небольшое путешествие по полотнам великих художников, но и пережили прекрасные мгновения красоты, радости, восхищения красотами родной природы. Мы убедились в том, что природа для художника не объект деятельности, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Природа живет по своим законам, величественная и вечная.

Домашнее задание: написать эссе «Что значит природа в вашей жизни?»