Цели:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
Учащиеся должны знать:
- Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
- Конституция обладает высшей юридической силой.
- Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
- Конституция – закон высшей юридической силы.
- Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
- Перед Конституцией стоят три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий;
- анализировать тексты.
Тип урока: изучение нового материала (форма – урок-путешествие).
Ход урока
Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.
Карл Поппер
I. Организационный момент.
– Объяснить эпиграф урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала. (Урок-путешествие)
1. Рассказ учителя.
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)
а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
2. Работа с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе)
Учащиеся рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, выделяют сущность и ее задачи, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.
3. Самостоятельная работа.
1) Задание для всего класса. Заполнить таблицу: (интерактивная доска)
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
1. Народовластие | Ст. 1, ч. 1, ст. 3 | |
2. Федерализм | Ст.1, ч. 1, ст. 5 | |
3. Правовое государство | Ст. 1, ч. 1 | |
4. Разделение властей | Ст. 10 | |
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | |
6. РФ – социальное государство | Ст. 7 | |
7. Суверенитет | Ст. 4 | |
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9, ч. 2 | |
9. Политическое многообразие | Ст. 13, ч. 3–5 | |
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1–2 | |
11. Светский характер государства | Ст. 14 |
Проверка.
2) Задание: групповая работа по изучению Конституции РФ.
I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
Классификация прав и свобод
II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».
Затем определяет основные направления деятельности субъектов РФ.
III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».
– Как Конституция определяет статус Президента?
IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.
V группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.
VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Полномочия судов РФ
Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. Выставляются оценки.
Домашнее задание:
§ 33.