Урок на тему "Конституция РФ". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  1. показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
  2. развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
  3. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

  1. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
  2. Конституция обладает высшей юридической силой.
  3. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  4. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

Учащиеся должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
  3. Перед Конституцией стоят три задачи:
    а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    б) упорядочить государственную власть;
    в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
  2. характеризовать смысл основных понятий;
  3. анализировать тексты.

Тип урока: изучение нового материала (форма – урок-путешествие). 

Ход урока 

Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.
Карл Поппер

I. Организационный момент.

– Объяснить эпиграф урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала. (Урок-путешествие)

1. Рассказ учителя.

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

2. Работа с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе)

Учащиеся рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, выделяют сущность и ее задачи, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

(Приложение)

3. Самостоятельная работа.

1) Задание для всего класса. Заполнить таблицу: (интерактивная доска) 

Основы конституционного строя Статьи Конституции Содержание
1. Народовластие Ст. 1, ч. 1, ст. 3  
2. Федерализм Ст.1, ч. 1, ст. 5  
3. Правовое государство Ст. 1, ч. 1  
4. Разделение властей Ст. 10  
5. Приоритет прав человека Ст. 2  
6. РФ – социальное государство Ст. 7  
7. Суверенитет Ст. 4  
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности Ст. 8, ст. 9, ч. 2  
9. Политическое многообразие Ст. 13, ч. 3–5  
10. Идеологический плюрализм Ст. 13, ч. 1–2  
11. Светский характер государства Ст. 14  

Проверка.

2) Задание: групповая работа по изучению Конституции РФ.

I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод». 

Классификация прав и свобод

II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

Затем определяет основные направления деятельности субъектов РФ.

III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

– Как Конституция определяет статус Президента?

IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

V группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 

Полномочия судов РФ

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. Выставляются оценки.

Домашнее задание:

§ 33.

Презентация.