Формирование интереса к истории как к науке посредством индивидуализации обучения в профильных классах

Разделы: История и обществознание


Концепция модернизации российского образования предусматривает усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одной из таких дисциплин является история. Именно история позволяет учащемуся пройти процесс социализации. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) определила, что «историческое образование играет важную роль в формировании у учащихся умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию».

Исходя из этого – роль истории в школьном образовании возрастает. Таким образом, у учащихся в должен быть сформирован интерес к истории.

Но как показывает наблюдение (как вид диагностики) в старших классах интерес к истории падает. Прежде всего, это связано с увеличением объема информации.

В своей педагогической деятельности я пыталась решить данную проблему путем организации учебного процесса. В рамках традиционной классно-урочной системы мною вводились элементы дифференциации и индивидуализации обучения, также групповая работа с элементами индивидуализации.

Несмотря на попытки решения данной проблемы, путем организации учебного процесса проблема формирования интереса к истории оставалась открытой.

Определений понятия «история» множество. Марк Тулий Цицерон называл историю «наставницей жизни». Русский историк Н. М. Карамзин считал, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и действительности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству». В начале XX века историк П. Н. Дрейман определил историю «как науку и как учебный предмет, следящий за работой человечества над внешней природой и над самим собой с древнейших времен до наших дней….».

Таким образом, история – это не просто предмет в рамках школьной программы, изучающий различные исторические события, история – это, прежде всего наука о развитии человечества. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие – прогнозировать.

Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. – задача учителя истории.

В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок познавательного интереса. В определении А. Г. Ковалева познавательный интерес это – 1) осознанная потребность; 2) познавательное отношение; 3) направленность внимания [Ковалев А. Г., 1970. С. 140]. Этот же автор коротко формулирует интерес как увлечение объектом. Наиболее полная характеристика познавательного интереса, на взгляд, дана в следующем определении: «Интерес – мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности» [Ковалев А. Г. 1970. С.141]. Г. И. Щукина, дополняет этот перечень следующими определениями интереса это: 1) избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов; 2) проявление умственной и эмоциональной активности; 3) активатор разнообразных чувств и своеобразная чувствительность ребенка; 4) тенденция к занятию деятельностью, вещами, процессом занятий; 5) своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека; 6) структура, состоящая из потребностей; 7) активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение к миру [Щукина Г. И., 1988. С.13]. Мы видим много общего у этих авторов, но в целом они представляют весьма обширный веер определений познавательного интереса. По мнению И. А. Зимней, интерес – сложное неоднородное явление и определяется как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы [Зимняя И. А, 1997. С. 296].

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существующих стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинного творческого отношения к работе. [Российская педагогическая энциклопедия, С. 373].

Также встречается, что интерес является одним из звеньев системы устойчивых мотивов, определяющих направленность личности.

Интерес, форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Перед образовательным учреждением стоит задача на основе уже имеющихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные интересы, а также интересы наиболее способствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся. [Педагогический энциклопедический словарь. С. 108].

Устойчивый интерес, обладая универсальностью, наглядно демонстрирует достижение учителем ставящихся им перед собой и обучаемым им коллективом педагогических задач. Развитые способности могут сформироваться при постоянном стимулировании познавательного интереса, активным взаимодействии непосредственного и опосредствованного интересов, при этом интерес должен быть активным, широким и глубоким.

Критериями сформированности познавательного интереса будут являться критерии которая представляет Г.И. Щукина:

  1. решение задач поискового, исследовательского, творческого вида;
  2. стремление выйти за пределы школьной программы;
  3. склонность учащегося заниматься таким видом деятельности в свободное время, в котором отражена предметная направленность интереса;
  4. эмоциональное отношения к деятельности.

Повышать интерес к истории как к науке возможно при использовании разных педагогических технологий.

Наиболее приемлемой технологией для повышения интереса у учащихся, является технология индивидуализации обучении, особенно в рамках профильного обучения.

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. [Селевко Г. К., 1998, С. 91].

Индивидуализация в аспекте учебы предполагает решение учителем двух проблем:

  • организация обстановки для индивидуальной работы каждого учащегося на занятиях и вне их;
  • обеспечение каждого учащегося соответствующими его возможностям методами и дидактическими средствами изучения истории. [Степанищев А. Т., С. 245].

Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными [Селевко Г. К., С. 92].

В настоящий момент существуют разные технологии и подходы к индивидуализации учебного процесса: 1) технология личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, в рамках которой можно повести разграничение индивидуализации дифференциации с учетом типа интеллекта и меры выраженности отдельных способностей учащихся; 2) построение обучения как средство самореализации (А. М. Лобок); 3) концепция индивидуализации содержания образования (В. Д. Шадриков); 4) главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома (И. Унт); 5) в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками (А. С. Границкого).

Применение одной из представленных технологий не даст полноценных результатов. Поэтому наиболее эффективным для формирования интереса к истории как к науке, является возможность сочетания различных технологий индивидуализации обучения.

Данные теоретические положения позволили разработать систему занятий направленную на работу с отдельным учащимся на основе индивидуализации обучения.

В основу системы легли следующие технологии индивидуализации обучения:

  • концепция И. С. Якиманской
  • концепция И. Унт.

Цель занятий – повышение интереса к истории как к науке.

Этапы работы с учащимся:

  1. Выделение особенностей учащегося, которые в первую очередь учитывались при индивидуализации учебной работы.
  2. На основе выделенных особенностей происходит отбор заданий, которые направлены на формирование интереса к истории как к науке.
  3. Организация индивидуальной работы учащегося.

Первый этап работы с учащимся предполагает в себе выделение особенностей: а) общие умственные способности (в том числе креативность), а также специальные способности; б) учебные умения; в) обученность; г) познавательные интересы.

Особое внимание следует, обратись на то, что у учащегося могут быть лакуны (пробелы) в знаниях, умениях, навыках. Следовательно, и выполняемые им задания в рамках второго этапа, должны восполнять эти пробелы.

Второй этап – это работа с учащимся. Именно этот этап непосредственно включает в себя систему занятий.

Алгоритм работы:

  1. Выделение основных периодов в истории, причем это может сделать и сам ученик с учетом своих способностей.
    К каждому периоду учащемуся выдаются основные даты. Он должен их выучить. Обучающийся сам определяет, сколько времени он потратит на данный вид работы. Все это проделывается для того, чтобы учащийся с каждым новым занятием был не отстраненным слушателем, а участником учебного процесса.
  2. По мере накопления каждого периода истории содержательной частью, учащийся должен работать с историческим источником.

Для формирования интереса учащийся должен проявлять умственную и эмоциональную активность, но этот интерес должен быть связан непосредственно с историей как наукой. Следовательно, учащийся должен выступать исследователем. Исследователем он может стать тогда, когда будет работать с историческим источником, причем эта работа должна быть самостоятельной.

Для этого мною используется многоперспективаный и гносеологический подход к изучению источника. Учащийся работает с историческим источником по следующему алгоритму: 1) информационная ценность документа: Что я узнал из источника? О чем рассказывает этот источник? 2) перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы у меня возникли: - по содержанию документа? - к автору документа? - по особенностям создания документа? 3) аксиологическая и праксеологическая ценность источника: Что нового я узнал из источника? Как документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем источник уникален в изучении истории? 4) перспективы дальнейшего исследования: Что еще в связи с этим мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем это можно было бы объяснить? О чем он умалчивает? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы?

Работа над историческими документами – сложный процесс. Учащийся в рамках данного этапа должен научиться работать с источником посредствам выполнения различных заданий.

Задания могут быть следующими:

  1. Определить:
    • время и место создания источника;
    • авторство;
    • цель создания документа;
    • событие, о котором идет речь в документе.
  2. Выявить авторскую позицию по вопросу, которому посвя¬щен документ.
  3. Сравнить несколько документов и выявить разные автор¬ские позиции по тем или иным проблемам.

После завершения изучения одного из выделенных периодов истории. Учащийся начинает работать с проблемными заданиями.

Например:

– «Известно, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Какие это могли быть языки?»;

– «В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако они голодали… Почему такое могло случаться в древности?».

Также одним из видов работы является написание эссе.

Например:

– «Согласны ли Вы с мнением президента США Дж. Буша, что «холодная война» закончилась в 1991 г. и победу в ней одержала его страна?»

Выполнение практических заданий.

Например:

– «Было замечено, мы воспринимаем часы как данность. Сколько способов измерения времени можно придумать, если в ваших руках будет следующий инвентарь: кувшин воды, длинная тонкая палка, большой гвоздь….».

Третий этап работы с учащимся – это организация самостоятельной работы.

Все задания, которые получает учащийся, выполняются самостоятельно. Учитель может лишь направлять или подсказывать учащемуся, в каком русле он должен работать. Причем этот этап является лишь номинальным, т.к во всей системе занятий упор делается на самостоятельность учащегося.

Новизна данной системы занятий состоит в том, что предлагается особый новый алгоритм работы с учащимися, а рамках индивидуализации обучения.

Предлагаются различные виды работы в данном алгоритме, которые непосредственно направлены на формирования у учащихся интереса.

Критериями сформированности познавательного интереса будут являться:

  1. решение задач поискового, исследовательского, творческого вида;
  2. стремление выйти за пределы школьной программы;
  3. склонность учащегося заниматься таким видом деятельности в свободное время, в котором отражена предметная направленность интереса;
  4. эмоциональное отношения к деятельности.

Список литературы:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. С. 480.
  2. Индивидуализация обучения старшеклассников. Сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. А. С. Гормин. В. Новгород, 2006. С. 73.
  3. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970. С. 391.
  4. Маралова Е. А. Индивидуализация обучения школьников: преобразование информационного пространства. Великий Новгород, 2005. С. 32.
  5. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
  6. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998. С. 256.
  8. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. М., 2002. Ч. 1. С. 304.
  9. Уит И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. С. 192.
  10. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986. С. 192.
  11. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. С. 208.