Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Поставив перед собой цель - развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.
Последнее время публикуется много различных логических задач, интересных заданий на развитие творческого мышления, памяти, а так же методик, направленных на развитие способностей. Но, как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться, только имея целостную систему, программу.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательных способностей активно изучается и находится в активной разработке.
Мы выделили для себя такие основные положения:
- Познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею.
- Познавательная деятельность тесно связана с развитием мышления и воображения.
- Необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей.
- Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач, в умение создавать идею будущего продукта и плана её реализации, в высокомуровне развития логического мышления, в легкости ассоциирования, в высокой концентрации внимания.
Наш детский сад работает по программе “Детство”. Эта программа была разработана в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт - Петербурга. Программа “Детство” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательная активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач.
Кроме комплексной программы, реализуемой в нашем ДОУ, используем в работе технологию ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), проблемно – игровую технологию. ТРИЗ учит решать проблемы, противоречия, развивает творческую личность. Проблемно – игровая технология развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным.
Цели и задачи работы.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение, мы сформулировали цель нашей работы.
ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи.
Образовательные:
- Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
- Расширение кругозора.
Развивающие:
- Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).
- Развитие психических познавательных процессов.
Воспитательные:
- Воспитание творческой, самостоятельной личности.
- Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.
- Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Основные направления работы.
- Обогащение знаний.
- Обучение приемам исследовательской деятельности.
- Создание условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Этапы работы, формы организации детской деятельности, методы и приемы.
1 этап. Обогащение знаний.
Задачи:
- Расширение кругозора.
- Воспитание познавательного интереса.
Формы организации: в основном, специально организованные занятия, экскурсии и совместная деятельность. Методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, экскурсии, посещение библиотеки, организация передвижной библиотеки на базе группы, организация элементарной экспериментальной деятельности.
Ребята получили много знаний из литературы, из рассказов работников библиотеки о создании книг, об интересных изобретениях, изобретателях, известных людях. На рисунках 1 и 2 предоставлены фотографии экскурсии в детскую библиотеку.
Рисунок 1
Рисунок 2
Ребята с удовольствием ходили на станцию юных натуралистов, где узнавали информацию о животном мире нашего края. Дети сами делали «Красную книгу нашего края». В Международный день защиты окружающей среды (5 июня) мы провели «научно- практическую конференцию», где развивали умение исследовать объекты живой и не живой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Наиболее увлеченные дети собирали коллекции марок, открыток о разных странных, животном и растительном мире нашей планеты, значки о спорте.
2 этап. Обучение приемам исследовательской деятельности.
Задачи:
- Помочь детям освоить элементарные приемы исследовательской деятельности.
- Воспитание культуры умственного труда, умения работать в коллективе.
Формы организации: те же.
На этом этапе мы использовали разнообразные методы и приемы, применяли технологию ТРИЗ, организовывали экспериментирование, широко использовали метод проектов.
Использование моделей и схем, по нашему мнению, позволяют осмыслить и систематизировать полученные знания.
В процессе использования моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать, кодировать, моделировать. Дети с удовольствием кодируют сказки, играют в игру «Найди клад», где используют нарисованную карту- схему, рисуют план группы, детского сада, нашего района и задают друг другу разные вопросы. Например, как быстрее добраться от нашего детского сада до детского парка? Скажи словами, как дойти из книжного уголка к центру экспериментирования и т.д. Мальчики часто моделируют, зарисовывают придуманные модели машин, самолетов и т. д.
Работа кружка «Юные исследователи» помогла детям расширить свои знания о свойствах твердых, жидких, газообразных веществ, о свойствах дерева, металла и т. д. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.
У нас прошли интересные проекты: «Витамины круглый год», «Новый наряд для куклы», « Мой друг - книга». По окончании работы над проектом «Мой друг - книга» мы с детьми выпустили книгу «Мой дом – «Лучик», где собрали информацию о детском саде, о работниках и воспитанниках нашего учреждении.
Проект «Мой друг – книга».
Цель: систематизировать знания детей о книге.
Задачи:
- Познакомить с различными видами книг (учебник, словарь, энциклопедии и т.д.). Обобщить признаки разных книг и уточнить их название.
- Довести до сведения детей, что тексты бывают: сказочные, реалистические, научные, познавательные.
- Обогатить представления детей о структуре текстов: сказок, рассказов, стихов, лимериков, загадок.
В первой части нашего проекта происходило путешествие по стране письменности: знакомились с предметным, узелковым письмом, клинописью и знаковым письмом. Затем мы собрали копилку материалов которые использовались и используются для письма (кожа, береста, папирус, бумага и т. д.). Для знакомства с разными видами книг мы ходили на экскурсию в библиотеку, в последствии дети собирали копилки книг, составляли картотеки. Мы познакомили детей с разными видами текста: сказочный, реалистический, стихотворный, научный. Определили основную функцию книги - это хранилище информации. Выделили главные составляющие книги: содержание, форма обозначения информации (текст, рисунки, схемы). В проектную работу были включены экскурсии по детскому саду, помещениям, беседы с сотрудниками об их профессии, экскурсия в типографию. Параллельно мы знакомили детей с правилами гостевого этикета: «Я принимаю гостей» и «Ты пришел в гости».
После знакомства с поэтессой нашего города Герасимовой Лидией Матвеевной мы поставили перед детьми проблемную ситуацию: а могут ли дети стать авторами текстов? Могут, и эти тексты были помещены в книгу «Мой дом - «Лучик».
Следующим этапом было знакомство детей с алгоритмом составления сказок, рассказов.
Заключительным этапом нашей работы над проектом было оформление книги с детьми, выбор эскизов обложки книги, составлялись рассказы о жизни в нашем саду.
Презентация проходила в виде демонстрации самой книги. Впервые в нашем саду презентацию книги проводили сами дети. Ведущими были Максим Б. и Настя М. они успешно справились со своей ролью. На рисунках 3 и 4 представлены фотографии с презентации книги «Мой дом – «Лучик».
Рисунок 3
Рисунок 4
3 этап. Создание условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Поощрение самостоятельности и творчества.
- Поддержание инициативности.
Формы организации детской деятельности: совместная деятельность (малыми группами, парами и т.д.), самостоятельная детская деятельность.
Методы и приемы: самостоятельная деятельность в лаборатории «Почемучка», центре преобразования «Мастерилка», в игротеке (настольные игры «В космических просторах», «Мои друзья», «Почемучка»).
Мы работаем в тесном контакте с другими специалистами детского сада. Большую помощь в работе оказывает педагог психолог, он осуществляет контроль за развитием детей, проводит консультации для родителей и педагогов инструктор по физическому развитию и музыкальный руководитель широко используют в своей практике проблемные ситуации, моделирование. Это положительно сказывается на развитии детей
Организация предметно-развивающей среды.
Для выполнения поставленных перед нами задач мы продумали организацию предметно-развивающей среды в группе. Мы создали в группе микроблоки, для которых прописали образовательные задачи, предметное содержание среды и предполагаемую деятельность детей (Таблица 1).
Взаимодействие с семьей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные формы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические (Таблица 2).
Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Дети и родители очень любят заниматься в лаборатории «Почемучки». Родители приходили в группу и проводили с детьми опыты, работали с микроскопом, экспериментировали. На рисунках 5 и 6 представлены фотографии совместного занятия детей и родителей.
Рисунок 5
Рисунок 6
«А вы знаете, как выглядит лук под микроскопом?»
Организуемая с семьей работа:
- помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности;
- сплачивает семью (многие задания выполняются совместно);
- позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство.
Заключение.
В результате проделанной работы мы убедились, что проектно-исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей. Несомненно, положительными моментами использования проектно-исследовательской деятельности стало то, что:
- в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления,
- появилось умение видеть проблему,
- появилось умение выдвигать гипотезы,
- умение задавать вопросы,
- умение давать определения некоторым понятиям,
- сформировались классификационные умения,
- появилось умения выдвигать идеи и их оценивать,
- появились навыки исследовательского поведения.