Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у обучающихся надпредметных способов деятельности. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
В структуру ФГОС второго поколения предполагается включение общепредметного содержания образования (В.В.Краевский, А.В.Хуторской), устанавливающего роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности.
Важно не только формирование НСД у обучающихся в процессе обучения, но и организация мониторинга за уровнем сформированности надпредметных способов деятельности в учреждении. В данной публикации хотелось бы представить опыт МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г.Ангарска по организации мониторинга НСД.
Программа мониторинга уровня сформированности НСД.
Цель мониторинга: Создать информационные условия для формирования целостного представления о динамике уровня сформированности НСД обучающихся.
Субъекты мониторинга:
- заместитель директора по УВР,
- руководители ШМО,
- учителя-предметники.
Объект мониторинга: Процесс формирования надпредметных способов деятельности обучающихся 5, 7, 9 классов.
Предмет мониторинга: Уровень сформированности надпредметных способов деятельности.
Направления мониторинга:
- Уровень и динамика сформированности организационных НСД
- Уровень и динамика сформированности интеллектуальных НСД
- Уровень и динамика сформированности коммуникативных НСД
Этапы мониторинга:
1-й этап – подготовительный, или первичное накопление информации.
Задача этапа:
Организовать и осуществить первичный, целенаправленный, систематический сбор информации по выделенным критериям и показателям результативности (подобрать и/или разработать необходимый диагностический инструментарий).
2-й этап – исходно-диагностический.
Задача этапа:
Определить исходные показатели уровня сформированности НСД, тенденции изменений которых будут отслеживаться в дальнейшем (входная диагностика).
3-й этап – уточняющий.
Задача этапа:
Выявить причины, определяющие уровень сформированности НСД (анализ посещенных уроков, проведение опроса «НСД»).
4-й этап – планово-прогностический.
Задача этапа:
Определить тенденции процесса формирования НСД; планировать и прогнозировать деятельность по формированию НСД с учетом проблем, выявленных на 3 этапе.
5-й этап – организационно-деятельностный.
Задача этапа:
Организовать работу с педагогами по совершенствованию процесса формирования НСД.
6-й этап – итогово-аналитический.
Задача этапа:
Подвести итоги и анализ проделанной работы (в т.ч. итоговая диагностика), определить эффективность содержательно-технологических мероприятий, проводимых в целях совершенствования процесса формирования НСД.
Методы и формы проведения мониторинга, периодичность:
Методы и формы | Периодичность | Ответственные (субъекты мониторинга) |
Контрольные срезы на определение уровня сформированности интеллектуальных НСД | 2 раза в год (октябрь, апрель) |
Заместитель директора по УВРРуководители ШМО |
Наблюдение и диагностика | 1 раз в год | Учителя-предметники |
ВШК уроков (анализ уроков) | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Инструментарий.
1. Педагогические инструменты:
- Контрольные срезына определение уровня сформированности НСД
- Микроисследование «Процесс формирования на уроке НСД» (анализ урока)
2. Социологические инструменты:
- Опрос «Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы».
Сбор данных.
Учителя-предметники |
|
Руководители ШМО |
|
Заместитель директора по УВР |
|
Обработка результатов.
Показатели, измеряемые в ходе мониторинга | Мониторинговые средства | Форма представления результатов |
Интеллектуальные НСД | Контрольные срезы | Карта отслеживания уровня сформированности интеллектуальных НСД |
Интеллектуальные, организационные, коммуникативные НСД | Опрос | Сводная ведомость результатов диагностики уровня сформированности НСД |
Формирование НСД на уроке | Анализ уроков | Аналитические материалы |
Первичный анализ результатов.
Таким образом, к окончанию учебного года мы имеем информацию о результатах работы педагогического коллектива по формированию НСД в разрезе каждого конкретного ученика, класса, учителя.
- Заместители директора получают результаты диагностических исследований по каждому классу в курируемой параллели и анализируют эти результаты:
- Сводная карта отслеживания НСД
- Сводная ведомость результатов диагностики уровня сформированности НСД.
Обсуждение (валидизация).
- Определяются проблемные зоны по отдельным предметам, рассматриваются на административном совещании.
- Выявленные проблемные зоны обсуждаются с учителями-предметниками, руководителями ШМО (заседания МО).
- После обсуждения учителя-предметники прогнозируют желаемый результат, определяют план действий по формированию НСД
Подготовка заключительных материалов.
- Справка по итогам тематического контроля «Формирование интеллектуальных надпредметных способов деятельности на уроках гуманитарного цикла в 5-х классах».
- Анализ деятельности ШМО по формированию НСД обучающихся.
Использование результатов мониторинга в управленческой деятельности.
1. Планирование методических мероприятий, направленных на совершенствование процесса формирования НСД:
- рассмотрение вопроса на заседаниях ШМО,
- рекомендации по работе с учащимися, имеющими разный уровень сформированности НСД,
- Разработка и использование памяток для учащихся,
- обмен опытом по формированию НСД.
2. Анализ качества обучения
3. Планирование методической работы.