Тип урока: урок – исследование, получение новых знаний. (переходящий в VCT проект).
На уроке применяется новая педагогическая технология кейс – стади (решение проблемно -правовых ситуаций) .
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска
Методические материалы: поурочное планирование по обществознанию базовый уровень: Бегенеева Т.П.; Лазебникова А.Ю. профильный уровень: Сорокина Е.И.
Дидактические материалы: учебные пособия Кравченко А.И., Боголюбов Л.Н., Практикум по основам правовых знаний «Вита пресс»
Интернет ресурсы: сайт www.livinglaw.spb.ru Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского Центр правового и гражданского образования «Живое право»
Основные используемые понятия: право, признаки права, мораль, система права, норма права, отрасль права, институт права правонарушение, виды правонарушений
Основная деятельность на занятии: Работа в малых группах
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «право как система общеобязательных норм», «основные признаки права», «мораль», «система права», «норма права», «отрасль права», «институт права», познакомить с системным строением права выделить особенности взаимосвязи социальных норм и права; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук: участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработки гражданской позиции учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Показ видео фрагмента о правах граждан зарубежной страны. (3 минуты)
Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с системой прав в данной стране . Но право – довольно сложное понятие.
- С чего начать? На что обратить внимание?
В этом помогут наши уроки.
Тема: Право в системе социальных норм.
Мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что такое право, его основные признаки.
- Право и мораль.
- Система права, норма права
- Институт права
3. Новый материал (20 минут)
Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясняем черты какое место занимает право в системе социальных норм.
Слово «право» многозначно. Обычно оно используется в следующих значениях:
- ПРАВО, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством;
- В широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
- В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);
- Регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.
Между ними есть различные подходы к определению права.
Откройте учебник на стр.273 (Боголюбов) прочитайте пункт № 1, выявите основные подходы к понятию права.
- нормативно-правовой (нормативисткий) – право определяется как исходящая от государстве система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства
- естественно-правовой – высоко ценится роль позитивного права, естественное право возникло объективно, из самой природы человека, общества. естественное право служит источником идей гуманизма, Свободы и справедливости.
- интегративный – выражается в стремлении синтезировать разные подходы к праву и его определению. Однако выработка такого понятия по мнению ученых это дело будущего.
Поэтому нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «права» в современной науке является ключевым, мы будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать право в целом и его отдельные стороны как совокупность взаимосвязанных элементов.
Итак, мы рассматриваем право как целостную систему.
Система означает «целое», «составное из частей», «совокупность».
Приведите пример какого-либо объекта реального мира, который можно рассматривать как систему (Часы).
Сложной и открытой системой является право. Наша задача проанализировать его сточки зрения системного подхода.
4. Групповая работа
Для успешной работы разделимся на четыре творческие группы. каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем, представит результат своей работы.
Группа 1 работает с п. 2 параграфа 25 «Основные признаки права».
Группа 2 работает с п. 3 параграфа 25 «Право и мораль».
Группа 3 работает с п. 4,6 параграфа 25 «Система права, отрасль права»
Группа 4 работает с п. 5,7 параграфа 25 «Норма права, институт права»
Вопросы и задания для группы 1
- Назовите важнейшие признаки права
- Дайте характеристики признакам права.
Вопросы и задания для группы 2
- Есть ли единство у исследователей относительно того, что первостепенно право или мораль?
- Чем отличаются мораль от права?
Вопросы и задания для группы 3
- Почему ученые относят право к саморазвивающейся системе?
- Приведите примеры из истории, подтверждающие данное утверждение.
- Чем отличается система права от отрасли права?
Вопросы и задания для группы 4
- В чем сущность понятий норма права и институт права?
- Какую роль они играют в праве как в системе? Ответ обоснуйте.
5. Презентация результатов работы групп.
6. Закрепление изученного. Решение проблемно-правовых ситуаций. методика кейс-стади.
- Близкие родственники и друзья то и дело берут друг у друга деньги в долг и принимают разные обязательства, не составляя письменных договоров. Что мешает им нарушить свои обязательства?
- ст.56 Семейного кодекса России. «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам»
Придумайте ситуацию, в которой эта статья будет защищать интересы ребенка.
Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам ребенка
Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам исполнителя
7. Итог урока
каждая из групп исследовала свои вопросы, подведем итоги
на интерактивной доске разбросаны части схемы давайте их соединим. Выходит учащийся и движением руки соединяет схему, с помощью подсказок своих одноклассников.
8. Выставление оценок.
9. Д.З. по параграфу и дополнительной литературы и другим источникам.
составить VIC проект. Схема проекта прилагается в приложении