Цели урока:
- Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
- Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор;
- мультимедийная презентация (Приложение);
- творческие работы учащихся.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!
ΙΙ. Повторение изученного материала.
1. Организация работы у доски
- Государственный бюджет.
Расположи правильно:
- Профессии людей, которые получают зарплату из бюджета
Расходы бюджета | Профессии людей |
На образование | Учитель, воспитатель |
На здравоохранение | Врач, медсестра |
На содержание армии и милиции | Военный, милиционер, сотрудник ГИБДД |
На науку и культуру | Ученый, артист, библиотекарь |
На охрану природы | Лесовод, егерь, |
2. Работа с классом
Игра «Назови одним словом»
- План доходов и расходов (бюджет)
- Деньги, которые попадают в бюджет (доход)
- Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)
- Доход выше затрат (прибыль)
- Доход меньше затрат (убытки)
- Плата за работу (зарплата)
- Доход хорошего студента (стипендия)
- То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления)
- Деньги, которые откладывают на будущее (сбережения)
- Определённая сумма денег, которую банк регулярно выплачивает вкладчикам за хранение сбережений (процент)
- Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)
- Вид доходов, который невозможно запланировать (выигрыш)
Карточки детям. На слайде вопросы и ответы для проверки.
1 вариант
-
Что такое «бартер»?
а) так называется процесс купли-продажи товара;
б) это прямой обмен одних товаров на другие;
в) это один из видов дохода? -
Что использовалось раньше в качестве денег?
а) телевизоры и чайники;
б) морские раковины, шкурки пушных зверей;
в) рисунки на бумаге. -
Из чего складывается бюджет?
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов. -
Из чего складываются доходы государственного бюджета?
а) из заработной плата граждан;
б) из доходов предприятий и фирм;
в) из налогов граждан и организаций. -
Что такое «гонорар»?
а) бюджет;
б) авторское вознаграждение;
в) расход. -
Выигрыш по лотерейному билету – это ...
а) постоянный доход;
б) расход;
в) доход, который не может быть запланирован.
2 вариант
ΙΙΙ. Введение в тему.
– Ваша семья хорошо планировала свои расходы, вы сами бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом, экономно расходовали воду, газ, электроэнергию – за всё приходится платить. Какую поговорку об этом можете привести в пример? (Копейка рубль бережёт)
– Накопления родители поместили в банк и получили проценты по вкладу. Собралась определённая сумма. Как можно использовать эти деньги? (отложить на будущее, сделать крупную покупку – купить холодильник, стиральную машину, автомобиль, квартиру и т.д. А можно отправиться в путешествие!)
– Так обычно и делают. Где вы уже побывали? (Рассматривание фотографий на стенде «Путешествие по родной стране»)
– Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? (По Золотому кольцу России)
– Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».
– Почему кольцо? И почему Золотое? Ваши гипотезы? (Выслушиваются предположения детей)
– Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
– Давайте посмотрим на карту в учебнике стр. 88. на ней показаны города Золотого кольца. Найдите и назовите их.
ΙV. Работа с картой России.
1. – Где мы живём? (КБР. Столица нашей республики – город Нальчик.) Покажите на карте.
– А где расположено Золотое кольцо? (В центре России)
Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Кто догадался? (Из Москвы)
– Угадайте, на чём доберёмся до Москвы:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это?
(Самолет)
– Кто покажет на карте столицу нашей Родины?
– А кто был в Москве?
– Что запомнилось особенно? (Красная площадь, собор Василия Блаженного)
V. Москва – столица нашей Родины
– Москву называют столицей. Столица — это главный город страны. Сегодня Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Что извещает о присутствии в Кремле Президента? (флаг)
- Когда Президент в Кремле, над ним поднят Государственный флаг России.
Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
Поднимите руку те, кто любит играть. Предлагаю поучаствовать в интеллектуально-познавательной игру «Поле чудес»
1 тур
Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар)
Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым.
Игра со зрителями
Кремль славится еще одним чудом – огромной пушкой. Как и колокол, её называют Царь-пушкой. Отлил ее в Москве Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки, потом целый год готовил форму для её отливки.
Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск)
2 тур
У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны.
На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время».
Как называется главная башня Кремля? (Спасская)
3 тур
В честь победы над Казанским царством, которое долгие годы притесняло Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого, которое носит храм. (Василий Блаженный)
VI. Город Сергиев Посад
Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.
Учитель показывает на карте маршрут движения, показать слайды, фотографии города.
Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе Сергиев Посад (стр. 89).
Один из учеников делает сообщение, опираясь на слайды, фотографии.
– Что означает слово «лавра» ?
Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?
VII. Сообщения учеников о городах Золотого кольца
– Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие!
Какие еще города Золотого кольца вы знаете? Расскажите.
Дети рассказывают о Переяславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. (Ученики заранее подготовили сообщения.)
Во время сообщений учеников учитель показывает слайды, фотографии городов и достопримечательностей.
VIII. Кроссворд
А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:
- Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
- Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
- В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)
- Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)
- Главный, важный монастырь. (Лавра)
- Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
- Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
IX. Итог урока
Посмотри карту-схему и перечисли города Золотого кольца.
Объясните название «Золотое кольцо».
– Почему древние города строились на берегах рек и озер?
Ученики читают вывод в учебнике на странице 99:
Несколько древних русских городов образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. В него входят Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир.
Х. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 88-97); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 98);
- Выполнить задания 2, 4, 5 (стр. 99).
Дополнительный материал.
1. Игра «Узнай город по описанию»
Впиши в клеточки названия городов.
а) Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь Троице-Сергиева лавра.
б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные Торговые ряды.
в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод.
г) Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей деревянного зодчества.
2. Игра «Соедини линиями»
С именами каких великих людей связаны названия городов?
Использованная литература
- Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл. нач. шк./Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. –М.:АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998. – 256 с.: ил.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч2 / А.А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 157 с.: ил. – (зелёный дом). – ISBN 5-09-014978-Х.