Учитель: Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня не обычный день. Сегодня день рождения нашего города. (слайд 1)
-Кто из вас помнит, сколько лет исполняется нашему городу? (416) (слайд 2)
Все мы очень любим Старый Оскол. И его нельзя не любить, ведь он такой прекрасный! (слайд 3- 8)
Сегодня мы поговорим о прошлом и настоящем нашего города; проверим, хорошо ли мы знаем свой город.
1 ученик: История нашего города начинается с далёкого 1593 года. Старый Оскол был задуман царём Иваном Грозным, как крепость, защищавшая Русь от набегов татар. Населяли крепость бояре и служилые люди. Места их проживания получили названия слобод Казацкой, Стрелецкой, Пушкарской, Ездоцкой. Эти слободы существуют и в наши дни. (слайд 9 )
2 ученик: Со временем город перестал быть военной крепостью. В 1780 году 8 января императрицей Екатериной II был утверждён герб нашего города. Скоро город стал культурным, образовательным центром Центральной России. Первое народное училище было открыто в 1792 году (как современная школа).
3 ученик: В центральной части Старого Оскола располагался большой городской парк, в котором насчитывалось несколько десятков сортов сирени. По выходным в этом парке играл духовой оркестр. И эта музыка была слышна в ближайших деревнях.
4 ученик: В городе жили в основном купцы. Они занимались благотворительностью и просветительской деятельностью. В городском концертном зале выступали знаменитые на весь мир певцы и музыканты. Город жил насыщенной и интересной жизнью (слайды 10-18 с фотографиями дореволюционного Старого Оскола).
5 ученик: Благодаря открытию месторождения железной руды наш город рос, развивался. Но в полдень 22 июня 1941 года население Староосколья узнало о начале войны с фашистской Германией. Немецкая армия двигалась на восток. На их встал наш город. Это было в июне 1942 года. Утром 28 июня фашистские самолёты начали бомбить город. Им было приказано уничтожить наиболее важные объекты. (слайд 19)
6 ученик: Ни днем ни ночью не затихали бои под Старым Осколом. Но 2 июля после тяжелых оборонительных боёв, наши части оставили город. Тяжёлым бременем обрушился на население города фашистский гнет.
Учитель: Вот что пишет в своих воспоминаниях участник войны Федор Болдырев. «Всем жителям города категорически запрещалось появляться на улице от заката солнца до восхода. Немцы ходили по уцелевшим домам и тащили всё, что им понравится: мебель, посуду, ценные вещи. Всё награбленное они отправляли вагонами в Германию. Молодых людей и детей эшелонами гнали туда же на каторжные работы». 7 долгих месяцев наш город находился в оккупации. За это время 2000 юношей и девушек были угнаны в Германию, свыше 300 жителей были повешены и расстреляны, около 200 человек получили увечья.
7 ученик: Но зверства оккупантов не смогли сломить волю жителей города. В тылу врага действовал партизанский отряд во главе с Г.Кожедубовым. Оккупированный, но несломленный город, как мог помогал партизанам.
8 ученик: 26 января 1943 года началось наступление советских войск. Завязались тяжелые бои, особенно в районе канатной фабрики. Героический подвиг совершили в эти дни 17 воинов 40 армии. 31 января на железнодорожном переезде у Масюковой будки эта группа преградила путь большой вражеской группировке. В жестоком бою 13 воинов пали смертью храбрых, но не пропустили врага.
9 ученик читает стихотворение Всеволода Рождественского «Могила Бойца»
День угасал, неторопливый, серый,
Дорога шла неведомо куда,-
И вдруг, под ёлкой, столбик из фанеры-
Простая деревянная звезда.
А дальше лес и молчаливой речки
Охваченный кустами поворот.
Я наклонился к маленькой дощечке:
«Боец Петров», и чуть пониже – год.
Сухой венок из побуревших елок,
Сплетенный чьей – то дружеской рукой,
Осыпал на песок ковер иголок,
Так медленно скользящих под ногой.
А тишь такая, точно не бывало
Ни взрывов орудийных, ни ракет…
Откуда он? Из Вологды, с Урала?
Рязанец, белорус? - Ответа нет.
Но в стертых буквах имени простого
Встает лицо, скуластое слегка,
И серый взгляд, светящийся сурово,
Как русская равнинная река.
Я вижу избы, взгорья ветровые,
И, уходя к неведомой судьбе,
Родная, непреклонная Россия,
Я низко – низко кланяюсь тебе.
Учитель: 5 февраля 1943 года наш город был освобожден советскими войсками. Огромный ущерб причинила война Старооскольскому краю. Из 40 тысяч ушедших на фронт старооскольцев, 11000 не увидели больше родного края. В ожесточенных боях на территории нашего края погибло около 7000 солдат, прах которых хранят 30 братских могил, 6 из них находятся на территории города. Многие памятники города напоминают нам о тех страшных годах.
- Ребята, какие памятники, посвященные победе советского народа в Великой Отечественной войне, есть в нашем городе? (слайды 20- 23)
-Зачем их поставили?
Учитель: Современный город молод и прекрасен. Сегодня Старый Оскол – это крупный индустриальный центр всего Черноземья.
- Ребята, кто из вас может назвать самые крупные предприятия нашего города?
- А у кого из вас родители работают на этих предприятиях? (слайды 24- 26)
-А кто из вас знает песню про Старый Оскол? (слайды 27- 35)
- Давайте её споём все вместе.
Песня о Старом Осколе.
Учитель: А сейчас я предлагаю проверить, как вы знаете наш город.
Викторина.
- Каждый ребёнок знает это место.
Там находиться очень интересно.
Есть там машинки, карусели, батут,
Ждут ребятишек развлеченья тут.
(Детский городок аттракционов) - Здесь можно узнать историю края, можно проникнуть в глубь старины.
Каждый из нас туда попадая, коснется знаний глубины.
Собирай-ка всех друзей и скорей иди в … (Музей). - Живут тут животные разные самые: львы и медведи, волки и ламы.
Каждый, кто там хоть разок побывал, много полезного сам увидал.
(Зоопарк) - Это здание – храм искусства, никогда не бывает в нем пусто.
Спектакли и сказки ждут ребят там: актеры всегда очень рады всем нам.
(Театр) - Ходим туда мы и с классом и с мамой, он современный в городе самый.
Кино и мультяшки покажут вам там.
Что это за зданье, догадайся сам. (кинотеатр «Быль») - Здесь мы получаем знания,
Делаем с тобой задания,
Лепим, кушаем и шкодим,
И друзей себе находим.
И ни дня без баскетбола. Это всё родная … (школа)
В заключении нашего праздника проведём конкурс рисунков на тему «Я рисую свой город».
(слайд 36)