Цель: познакомить педагогов с особенностями механизмов психологической защиты подростков.
Историческая справка
З.Фрейд | Первым ввел понятие “механизм психической защиты” (1894 г.). Защитные механизмы являются врожденными: они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию "снятия внутреннего конфликта. |
В.М. Банщиков | частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни. |
В.Ф. Бассин В.Е. Рожнов |
Психологическая защита – это психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы. |
Р.А. Зачепицкий | Психологическая защита – пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации. |
И.В. Тонконогий | Психологическая защита – это способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию. |
В.А. Ташлыков | Психологическая защита – механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом. |
В.С. Ротенберг | Психологическая защита – это механизмы, поддерживающие целостность сознания. |
В.Н. Цапкин | Психологическая защита – способы репрезентации искаженного смысла. |
Психологическая защита - система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) позитивного состояния субъекта.
Классификация механизмов психологической защиты
Среди современных исследователей нет единства мнений по числу известных защитных механизмов этому вопросу. В монографии А. Фрейд описано пятнадцать механизмов. В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциацией в 1975 г., — двадцать три. Б. А. Маршанин приводит следующую типологию психологических защит:
I Классификация
Протективные (примитивные, незрелые, более простые).
Цель - не допустить информацию в сознание:
- расщепление (изоляция);
- проекция (перенесение);
- отрицание;
- идентификация.
Дефинзивные - более зрелые.
Цель - допустить информацию в сознание, искажая ее:
- сублимация;
- рационализация;
- альтруизм;
- юмор.
II Классификация
Механизмы психологической защиты, снижающие уровень тревоги, но не изменяющие характера побуждений:
- вытеснение (подавление);
- проекция (перенесение);
- идентификация;
- аннулирование (отмена);
- изоляция (расщепление);
- ингибиция (блокирование в поведении и сознании).
Механизмы психологической защиты, снижающие
уровень тревоги, но изменяющие характера
побуждений:
В подростковом возрасте происходят сложные биосоциальные процессы. Подростки испытывают на себе выраженное влияние эмоционального стресса. В связи с этим подростковый возраст часто рассматривают как фазу уникального стресса развития. Стрессы, связанные с физическими и психологическими изменениями в пубертате, имеют высокую выраженность. Подростки обладают повышенной чувствительностью к стрессу по сравнению с лицами более старшего возраста, более чувствительны к различным жизненным событиям и изменениям. Само осознание подростком происходящих с ним изменений в пубертате является стрессогенным и создает внутреннюю неуверенность, мобилизует защитные механизмы. Подростки защищаются от стрессогенного, негативного влияния социальной среды.
Характеристика механизмов психологической защиты подростков.
Название | Характеристика | Возможные причины |
Незрелые механизмы | ||
Пассивный протест | Отстранение от общения с близкими людьми, отказ от выполнения различных просьб взрослых. | Ощущает себя помехой в жизни родителей, в отношениях с родителями большая дистанция. |
Оппозиция | Активный протест против требований взрослых, резкие высказывания в их адрес, систематическая лживость. | Реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть её. |
Эмансипация | Борьба за самоутверждение, самостоятельность, высвобождение из-под контроля взрослых. | Диктат родителей и других взрослых. |
Проекция | Собственные отрицательные качества, влечения, отношения человек приписывает другому лицу. | Взаимоотношение ребенка с родителями. |
Отрицание | Отрицает существование неприятностей или старается снизить серьезность угрозы | Подавление страха. |
Идентификация | Отождествляет себя с другим человеком, переносит на себя желаемые чувства и качества. | Повышенная тревожность. |
Аннулирование | Повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшее тревогу. | Причины кроются в психике детского возраста. |
Изоляция | Отделение одной части личности от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. | Психологическая травма в раннем детстве. |
Интеллектуализация | Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. | Недостаточность социальных контактов. |
Самоограничение | Отстраняется от общения с близкими людьми, от пищи, от игр, отказывается от выполнения требуемых действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. | Нетактичные, издевательские замечания окружающих, в первую очередь, значимых людей. |
Регрессия | Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения. | При некоторых психических заболеваниях. |
Зрелые механизмы | ||
Сублимация | Перевод неприемлемых желаний и форм поведения в социально одобряемые. | Желание найти значимую форму деятельности. |
Рационализация | Защитный процесс, состоящий в том, что человек изобретает вербальные, и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного оправдания своих поступков. | Боязнь потерять самоуважение. |
Альтруизм | Конструктивная деятельность по отношению к другим, в которой удовольствие и помощь оказываются другому. | Таким образом подается сигнал, что хочет получить. |
Юмор | Открытое выражение чувств без дискомфорта и неприятного воздействия на других. | Терпит неприятное, пока ситуацию невозможно изменить. |
Вытеснение | Удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу. | Чрезмерная требовательность взрослых. |
“Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства, эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?” (К.Д. Ушинский)
“Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона”. (А.С. Макаренко)
Литература.
- Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998
- Грановская Р.М, Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб: Детство-пресс, 1999.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – 3-е изд.-Смысл; СПб.: Питер, 2005
- Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008
- Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010
- Никольская И.М., Грановская Р.М Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006
- Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизм психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, 1996
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.:АРКТИ, 2006
- Субботина Л.Ю. Психологическая защита. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000
- Фрейд А. Психология “Я” И защитные механизмы. М.: “Педагогика - Пресс”, 1993