Осуществление разноуровневого подхода к организации самостоятельной работы на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В современную школу приходят дети с разным запасом знаний и разным потенциалом. Ребенок только вступает в мир науки. Он не ведает о нравах и обычаях этого мира, о дозволенном и опасном. И пройдет не один год, пока он слегка освоится и перестанет по незнанию совершать нелепые, а подчас и рискованные промахи.

Чем же рискует ребенок на путях школьного познания? Ошибками. Ошибками, исправленными красной ручкой и определяющими оценку его труда, его личности. “Троечник”- это же клеймо, а не указание на систематические 3-4 ошибки в каждом диктанте. Но обучающийся не может не ошибаться. А ошибки, перерастая в неуспеваемость разной степени тяжести, не могут не травмировать, приводя к самым разнообразным нежелательным последствиям: от утраты веры в себя до утраты желания ходить в школу.

Неуспевающий ученик- это не обязательно двоечник, не успевающий за минимальными требованиями школьной программы. Такое глубокое отставание всегда связано с выраженным неблагополучием ребенка- с нарушениями или с задержками психического развития, аномалиями семейных отношений, болезнями. Но, пристально всматриваясь в любой класс, неизменно убеждаешься, что даже среди благополучных детей трудно найти ребенка, которому никогда не нужна была бы та или иная помощь в преодолении школьных трудностей. Умение учиться закладывается именно в школе. А одной из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями быстро справившись с заданием, скучает.

Все вышеизложенные проблемы нужно решать и постараться помочь каждому ребенку, а для этого нужно:

1. Выявить трудности каждого конкретного ребенка, понять их причину.

2. Четко обосновать требования, предъявленные к ребенку.

3. Выработать основы для анализа результатов обучения на каждом этапе и разработать рейтинговую систему оценок.

4. Постараться найти надежную точку отсчета, позволяющую судить о действительном расширении и углублении изученных знаний.

Только во время самостоятельной работы можно увидеть конкретный результат. Самостоятельная работа- одно из важнейших средств мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса. Она развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает “вкус” к поиску, к самостоятельным открытиям.

Так, основной задачей курса русского языка на начальной ступени образования является развитие устной и письменной речи в единстве с развитием их мышления. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное ему задание. Исходя из индивидуальных особенностей детей, нужно ввести поуровневое обучение на уроках русского языка и математики.

Задания подбираются таким образом, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности, к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

Первый уровень (знание)

Этот уровень рассчитан на простое запоминание и воспроизведение изученного материала, умение ответить на прямой вопрос, повторить, опознать, выбрать из ряда, вспомнить и назвать, уметь приводить примеры, то есть ученик закрепляет базовые знания.

Второй уровень(понимание)

Это уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. Он требует умения ответить на косвенный вопрос, объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи, отвечать на вопросы: почему, зачем.

Третий уровень (применение)

Это творческий уровень. Он предполагает написание мини- сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления и развитие речи.

В предложенном фрагменте урока русского языка можно рассмотреть практическое применение поуровневого обучения на уроках русского языка.

Первый этап.

Тема: Состав слова. Корень.

Требование ко всем ученикам: знание определения корня.

Единая познавательная цель: работа над корневыми орфограммами.

Первый уровень заданий.

Д.ловой, к.рмить, лоша.ка,…

Задание: списать, рядом написать проверочное слово.

Второй уровень заданий

П.левой, д.р.вянный, зол.то, сне…

Задание: записать однокоренные слова.

Третий уровень заданий.

На трове, на зелини диревьев сверкала раса.

Задание: найди и исправь ошибки.

Второй этап – проверка знаний. Зачет- закрепление базовых знаний.

У сильных учащихся знание проверяет учитель, сильные дети проверяют у друзей по парте, у слабо успевающих детей, в ряду и так далее.

Третий этап. Тест.

Уровень 1.

Выберите верное утверждение.

1.Корень

а) часть предложения.

б) часть слова.

2. лиса

а) Слово лиса состоит из корня и окончания.

б) Слово лиса состоит только из корня.

3.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Перед словами пишите проверочные.

В.снушки, в.шневый, руч.йки

4.Запишите три слова с Ь на конце.

Уровень 2.

Выберите верное утверждение.

1.основа

а) Все слово без окончания.

б) все слово с окончанием.

2.Зимний

а) В этом слове корень ЗИМН.

б) В этом слове корень ЗИМ.

3.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Перед словами пишите проверочные слова.

Т.плица, сн.жинка, ут.щили, св.нья.

4.Запишите три слова с мягким знаком в середине слова.

Уровень 3.

Выберите верное утверждение

1. Окончание

а)изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слова

2. Травушка

а) В этом слове основа ТРАВУШК.

б) в этом слове основа ТРАВ

3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Перед ними пишите проверочные слова.

См.ялся, ст.ят, зам.рзает, ч.рвяки.

4. Запишите три слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается практическими действиями, грамматическим разбором, проверкой орфограмм, решением грамматических задач, а также постоянным возвращением к ранее усвоенным знаниям, рассмотрением их под новым углом зрения, уточнением, обогащением новыми фактами.

По какой бы программе ни обучался ребенок, если он получил хорошие знания по русскому языку, то он должен справиться с выполнением итоговых заданий, которые проводятся в начале четвертой четверти.

В конце третьей четверти в классе раздаются листы – вопросники, где собраны все теоретические вопросы за этот год обучения. Учащиеся повторяют и обобщают теоретические знания.

В конце года проводится смотр знаний по рядам. Приглашается каждый ряд отдельно, могут присутствовать родители и учителя – предметники, которые продолжат работу учителя начальных классов на основной ступени образования.

Раздаются билеты, в которых предусмотрено три части.

Первая часть- это теоретический вопрос. К ответу на него дети готовятся в течение всего учебного года, поэтому смотр знаний как форма проведения учебного занятия не создает стрессовой ситуации.

Вторая часть – это проверка базовых знаний, умений и навыков. Выполняется письменно.

Третья часть – дополнительное задание. Это задание для детей, которые имеют уровень подготовки, выше базового. Им и предлагаются дополнительные задания повышенного уровня сложности, хотя попробовать выполнить их может попытаться любой ученик.

Поуровневое обучение - стремление создать благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Необходимо сделать все, чтобы ребенок рос самостоятельно мыслящей личностью, которой интересен мир и люди, которая дорожит культурными традициями, но не принимает любую догму, а ищет в жизни собственных достойных путей. Вот это и должно остаться от начального образования.